КРАСНОВ

Авария, круги и трудности на перекрестках. Краснов отвечает на вопросы читателей

27 558
26 января 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Авария, круги и трудности на перекрестках. Краснов отвечает на вопросы читателей

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Сегодня мы изменим традиционный формат рубрики и предложим Юрию Краснову, инструктору, преподавателю по вождению, сеанс одновременной игры. Блиц: вопрос — ответ, коротко и по делу. Вопросы вы, читатели Onlíner, задаете регулярно, все они доходят до адресата. Некоторые уже стали темами «Разборов», некоторые еще станут, а какие-то разберем прямо сейчас.

Одновременное перестроение на проспекте

Наш читатель прислал видео с хорошо знакомого участка проспекта Дзержинского вблизи перекрестка с 1-м Извозным переулком. На запись видеорегистратора попал момент ДТП: столкнулись два автомобиля, причем этому предшествовали попытки одновременного перестроения в одну и ту же полосу. Удара при перестроении удалось избежать, оба водители вернулись в свои полосы, и вот там-то одному из них не хватило дистанции до затормозившей впереди машины. Курьезная авария, но у многих наверняка возникнет очевидный вопрос: кто виноват?

— Водитель слева, конечно, молодец: он должен был уступить, и он вернулся назад, в свою полосу. И водитель справа молодец: вернулся в свою, но там уже стояли машины. Он-то рассчитывал, что сможет перестроиться, но не смог, а места уже не было, — отмечает Краснов, в первый раз просматривая видео.

Опасные ситуации и даже аварии при одновременном перестроении — явление нередкое. В ПДД даже есть четкая формулировка на этот случай.

Правила дорожного движения (п. 59):

при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

— Подлость ситуации в том, что один водитель догонял другого. Им было бы проще, если бы автомобиль справа находился чуть впереди, а не позади того, что слева, или если бы они ехали вровень. Темное время суток, горят фонари, водителям в принципе бывает сложно правильно оценить обстановку на дороге: смотришь по зеркалам, и может создаться иллюзия, что ты видишь не один автомобиль вблизи, а два маленьких на каком-то значительном расстоянии. Тяжело ориентироваться, сложно оценивать скорость приближающегося транспорта, — говорит инструктор.

Видно, что водитель машины слева включил указатель поворота. На втором-третьем моргании автомобиль въезжал в соседнюю полосу. В этот момент его нагоняла машина, перестраивающаяся туда же справа.

— В этом и заключается опасность одновременного перестроения. Ты едешь, другой автомобиль находится через полосу от тебя. Ты почти полностью перестроился, а кто-то справа дернется тебе в бок — и ты виноват. Кто-то скажет, что это несправедливо, ведь ты почти завершил маневр. Но речь обычно идет не о том, кто первее стал перестраиваться: виноват будет тот, кто слева. И как не пытайся — никаких гарантий. Особенно тяжело водителям грузовиков и автобусов, они эту зону справа вообще никак не контролируют, — комментирует ведущий рубрики.

Таким образом, если бы ДТП случилось при одновременном перестроении, мы с большой долей вероятности, не особо задумываясь, верно определили бы виновника. Но столкновение было тогда, когда автомобиль вернулся в полосу, водителю просто не хватило дистанции, чтобы остановиться.

— Как избежать опасных ситуаций при одновременном перестроении? Включать указатель поворота заранее, уже тогда, когда только задумал перестраиваться, а не когда стал это делать. Включил поворотник — он должен не менее трех раз поморгать, прежде чем начнешь маневр. Пусть у остальных будет шанс это увидеть и принять к сведению, — считает преподаватель.

К слову, не так давно формулировка в ПДД претерпела изменения. Вот как это сформулировано теперь.

Правила дорожного движения (п. 56):

перед началом движения, перестроением, выездом на трамвайные пути попутного направления, съездом с них, поворотом налево или направо, разворотом, выездом на проезжую часть дороги, съездом с нее и остановкой водитель обязан убедиться, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия и опасности для дорожного движения, подать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления.

— То есть перед тем как совершить маневр, водитель должен убедиться в том, что этот маневр безопасен, а потом подавать сигнал поворота? На мой взгляд, это не лучшая формулировка. Раньше она была удачнее: сначала подавай сигнал, а потом убеждайся. Потому что если ты не подал сигнал поворота, ты не можешь ни в чем убедиться, а остальные просто не догадываются еще о твоих намерениях. И ты просто наблюдаешь за окружающим пространством, где в любую секунду все может измениться, — полагает Краснов.

Заторы на улице Монтажников

Письмо от читателя: «Проблемный перекресток возле заправки по адресу: ул. Монтажников, 3. Это съезд с кольцевой на ТЭЦ-4. Там уже давно требуются изменения в организации движения: постоянные пробки в часы пик и аварии каждую неделю. Если заезжать через улицу Ольшанскую (съезд с внутреннего кольца) и пытаться проехать этот перекресток прямо или налево, то возникает большая проблема, так как постоянный поток с внешнего кольца не дает этого сделать».

Место и правда непростое: близко МКАД, здесь же подъезд к торговому центру, рядом СТО, мойка, АЗС — много точек притяжения, много транспорта, в том числе коммерческого, узкая дорога, загруженный в час пик перекресток.

— Как и писал читатель, ситуация сложная. Направо еще можно как-то втиснуться, а если ехать прямо или налево — совсем тяжело. И у тех, кто съезжает с МКАД и хочет повернуть налево, тоже проблемы: по встречной идет постоянный поток. Светофор здесь — не вариант, он только усугубит ситуацию. В частности, возникнет риск образования заторов прямо на МКАД. Вот такая здесь несовершенная во всех смыслах развязка: рядом с кольцевой устроили выезд со второстепенной дороги, — размышляет преподаватель.

Но и такие узелки уже научились распутывать.

— С точки зрения организации дорожного движения здесь, как мне кажется, напрашивается круговой перекресток. Ничего переделывать не надо, просто в границах существующего перекрестка организовать круговое движение. Так же, как это сделали не так давно на улице Франциска Скорины вблизи МКАД, — предлагает Краснов.

Но и с водителей ответственность никто не снимает.

— Можно было бы решить вопрос и по-другому. В некоторых странах водители давно привыкли соблюдать правило: если на второстепенной дороге собралось много машин, нужно по очереди давать им уезжать. А у нас так не принято, у нас ты на второстепенной будешь стоять, пока не появится окно или пока кто-то вдруг не уступит, что происходит очень редко. Мое мнение вы все знаете: надо, чтобы водители друг другу помогали, — улыбается ведущий рубрики.

Круг на улице Франциска Скорины: а стало ли лучше?

Коль уж вспомнили о круговом перекрестке на улице Франциска Скорины, то вот и вопрос в тему: «После изменения схемы движения пропускная способность перекрестка вроде бы выровнялась для всех направлений. Однако безопасность его пересечения не особо изменилась. Неразбериха и опасные ситуации никуда не исчезли. Но я бы предложил осветить другой момент: использование сигналов поворотов. Де-факто за счет очень маленького диаметра кольца четкое следование ПДД при указании маневров становится скорее проблемой, а не средством предупреждения ДТП. Но и саму ситуацию понаблюдать — это как минимум забавно: аттракцион, кто кому уступает, есть почти всегда даже при минимальной загрузке. А разметка, скрытая слякотью, еще больше усиливает эффект».

— Мы недавно делали сюжет о маленьких кольцах в Минске, и я придерживаюсь того же мнения: перекрестки с круговым движением чаще всего существенно улучшают дорожную ситуацию, делают ее более безопасной. В том числе и перекресток на улице Франциска Скорины, — отметил инструктор.

Напомним, что тот перекресток вблизи МКАД не реконструировали, там в экспериментальном порядке изменили схему движения. В тех же границах перекрестка было организовано мини-кольцо с островком в центральной части.

— Когда на центральной части стояли делиниаторы, все понимали, как нужно ехать по кругу. Хотя находились и те, кто смотрел на старую разметку и старался ехать как прежде. Теперь делиниаторы убрали, нанесли свежую разметку, которую под снегом может быть не видно. Поэтому определенные шероховатости в организации движения тоже есть. Я думаю, что когда погода позволит, там нанесут нормальную разметку. К тому времени все уже попривыкнут, будут проезжать как надо, а небольшой процент водителей, которые по какой-то причине не смогут адаптироваться, не будет портить общей картины. Аварии там случаться не будут, потому что все при подъезде к этому месту снижают скорость, — продолжает Краснов.

Что касается указателей поворота, то ведущий рубрики предлагает руководствоваться не только буквой закона, но и здравым смыслом:

— В Минске есть настолько маленькие круги, что на них просто не успеваешь включить указатель поворота. Или включаешь, когда он уже никому не нужен. Напомню также, что в некоторых ситуациях водитель может совершать маневры, не подавая сигнал указателем поворота или выключая его, если он до этого его уже включил. Это происходит тогда, когда водитель видит, что его указатель поворота могут истолковать двояко и что это может привести к аварийной ситуации или ДТП.

Правила дорожного движения (п. 57.2):

сигнал (световыми указателями поворота) не должен подаваться, если он может ввести в заблуждение других участников дорожного движения.

Малые круги, как и прочие нестандартные решения, это еще и повод говорить об уровне подготовки водителей.

— Кто-то видит знак «Уступить дорогу», видит табличку и понимает, что на перекрестке круг. Ему не нужна разметка, он мысленно этот круг видит и по нему едет. А если опыта не хватает, то и разметка не поможет. Возможно, на островке имеет смысл установить какие-то обозначения — тогда людям будет проще сориентироваться, — полагает преподаватель.

— Кто-то спросит: а как определить, кто должен уступать на таком маленьком кругу?

— Нюанс в том, что два водителя могут одновременно выехать на круг, а кое-кто еще станет провоцировать опасную ситуацию, вместо того чтобы избежать конфликта. Есть такая модель поведения, самоутверждаются так некоторые. Но существует хороший принцип: если не можете определить, кто первый выехал на круг, по умолчанию считайте, что тот, кто слева. Когда перекресток большой, это понятно: машина выехала на круг, движется по кругу, и второй водитель понимает, что должен уступить. На маленьком это не так очевидно, но лучше все равно уступить тому, кто слева.

Кто уступает на площади Бангалор

Без вопроса про площадь Бангалор, конечно, не могло обойтись. Вот он: «Такая ситуация происходит, когда там не работает светофор. Кто кому должен уступить? К примеру, водитель А выехал на круг и едет по кругу достаточно быстро. Водитель B пропустил водителя А, затем начал движение и выехал на кольцо. Они уже оба на кольце, у них разная скорость и пересекаются траектории. Интересно, кто кому должен уступить?» Автор вопроса прислал иллюстрацию, позволяющую наглядно представить условия задачи.

— У меня сразу возникает вопрос: если при выезде на круг ты пропускаешь автомобиль, зачем потом его догонять? Опять то же самое — некоторые водители сами провоцируют конфликт. Уступил другому водителю — вот и двигайся спокойно за ним, пусть он уедет, куда ему надо, а ты поедешь, куда нужно тебе, — указывает ведущий рубрики.

Когда-то мы разбирали похожую ситуации на Запорожской площади, помните? Троллейбус оказался на кругу вместе с легковым автомобилем, траектории пересекались.

— Нанесена разметка для движения по кругу. По сути, должен уступать тот, у кого помеха справа, — отвечает на вопрос инструктор. — Нюанс площади Бангалор в том, что при такой организации должен всегда работать светофор, потому что если он выключается, начинаются проблемы.

Кстати, если занимались у Краснова, то, возможно, попадали на занятие, от которого у новичков пухнет голова. Выставляются два круга, участвуют около десяти автомобилей. Они ездят по заданным траекториям на хорошей скорости. Задача: уследить за всеми, уступить тем, кому должен уступить, и проскочить перед теми, перед кем должен проскочить.

— Поначалу тяжело, — признает преподаватель. — Зато потом у людей появляются глаза на затылке — они все и всегда видят, действуют на автомате и действуют правильно.

Одинцова — Якубовского. Сплошной стресс?

«Перекресток Одинцова — Якубовского в Минске был простым и понятным. До поры до времени. Едешь, спускаясь с улицы Якубовского вниз, на Одинцова: направо полоса, прямо — средний ряд, налево — крайний, — пишет нам читательница. — Теперь же первого ряда нет как такового: закрасили разметкой полосатой, там полноценная парковка вплоть до пешеходного перехода. Направо и прямо теперь будь добр из среднего ряда. Еще хуже обстоят дела, когда нужно повернуть налево, на улицу Якубовского. Раньше со встречки тоже один ряд поворачивал сугубо налево, а средний ехал прямо по улице Одинцова — все было видно. Теперь ты выезжаешь на перекресток не иначе как с молитвами. Не видно вообще ничего. Начинают прыгать и метаться водители, едущие с Одинцова прямо. Были в крайнем левом, увидели, что машина перед ними включила левый поворот, и выскакивают во второй ряд. А ты-то их не видел! В час пик проехать просто невозможно. Сплошной стресс организовали на широком прекрасном перекрестке».

— Действительно, там организовали много парковочных мест у правого края проезжей части, они доходят до перекрестка, — подтверждает Краснов. — Получилось, что осталось две полосы: левая — прямо и налево, а правая — прямо и направо. Но дело не в парковочных местах. Там типичный конфликт в ситуации, когда разрешен одновременный поворот налево. Кто-то может кого-то не увидеть, один в последний момент перестроился, возникает опасность столкновения. Но даже если сделать отдельную полосу налево и прямо, это все равно проблемы не решит: там дорога на подъезде с изгибом, останутся предпосылки для возникновения опасной ситуации.

Что же делать? Преподаватель видит два варианта, причем один был нами подсмотрен в Витебске, на пересечении улицы Ленина, проспекта Фрунзе и улицы Замковой в самом центре города. Вспомните: «Интенсивное движение транспорта со всех сторон, и с каждой стороны по очереди загорается зеленый. Пока кто-то поворачивает на основной зеленый сигнал, остальные стоят на красный. Я вспомнил принцип работы регулировщика на таком перекрестке. Здесь все организовано именно так. Простое решение, и оно сработало».

Второй вариант: убрать конфликт левого поворота, установить дополнительные секции для поворота налево для каждого из направлений, настроить светофоры.

— Днем здесь спокойно, а вот в часы пик ситуация обостряется, встречный транспорт при повороте до последнего не видно. Нужно что-то менять, — подтверждает ведущий рубрики.

Вопрос со звездочкой

Сложную задачку прислал еще один наш читатель: «Ситуация на картинке связана с разворотом. Согласно определениям в ПДД, водитель синего автомобиля находится на главной дороге, но у него есть помеха справа. Следовательно, серый автомобиль проезжает первым. Однако существует мнение, что первым он едет до тех пор, пока у него справа при развороте не оказывается синий автомобиль. Дальше он должен уступить дорогу в соответствии с помехой справа. Однако, согласно определениям, когда обе машины не выехали на перекресток, серая машина является для синей помехой справа (п. 110 ПДД). Следовательно, синяя должна уступить ей дорогу (п. 2.76), то есть предоставить преимущество (п. 2.51). А преимущество — это право на первоочередное движение в намеченном направлении. Таким образом, пока серая машина не развернется, преимущество не будет предоставленным. Есть же сторонники того, что действовать нужно как на картинке, то есть прерывать маневр и уступать синей машине, так как теперь уже она справа от нашего борта. И в этом случае есть парадокс. Что, если синяя машина тоже хочет развернуться? Она обязана дождаться завершения маневра серой. Но серая останавливается, чтобы пропустить синюю, и блокирует возможность разворота. Патовая ситуация. Если же трактовать это в соответствии с определениями, то серая машина завершит разворот, тем самым синяя машина предоставила ей право на первоочередное движение в намеченном направлении».

Так кто кому должен уступать и в какой момент?

— Ситуация редкая, скорее даже теоретическая: не так уж легко вспомнить и такой перекресток, и момент, когда там станут разворачиваться, — говорит преподаватель. — Главная дорога меняет направление на перекрестке, водители должны разъезжаться по помехе справа. И неточность в том, что некоторые думают, будто помеха справа считается в тот момент, когда машина находится перед перекрестком. А в ПДД сказано: уступить нужно на перекрестке. Соответственно, помеха справа считается относительно траектории движения. И когда водитель оказался на перекрестке, у него помеха справа. Сложность в том, что нужно выехать на перекресток, там притормозить, дать уехать машине и двинуться дальше.

Хотя более здоровая ситуация: дать машине уехать с перекрестка. Даже если едешь по главной — все равно же придется снижать скорость. Даже если кто-то должен уступить, но при этом он застревает на перекрестке — надо помочь ему. Нельзя запирать машину на перекрестке, пусть ты и на главной.

— Многие готовы помочь, но нужно подтягивать уровень подготовки. Ты должен вовремя разглядеть проблему, оценить обстановку — это нужно уметь. Мы с курсанткой как-то едем, на второстепенной стоит машина, стоит долго, видно, что выехать ей тяжело. Мы проезжаем мимо, я спрашиваю курсантку: «А ты видела, что машина выехать не могла?» — «Какая еще машина?» — спрашивает она. Поэтому не торопитесь обижаться. Не нужно думать, что вас все видят, — рекомендует Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by