28 913
02 марта 2024 в 7:45
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
ВелоПетрович

Как научить ребенка кататься на велосипеде? Советует олимпийская чемпионка

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Детям бывает непросто, ведь все в первый раз. Колеса круглые, земля плоская, горизонт скачет — трудно. Но дети сильные, они справятся. Езда на велосипеде, освоенная малышом, остается базовым навыком: один раз сумел — уже никогда не разучишься. Но как все сделать правильно, чтобы и основу заложить, и при этом без нервов и ссадин? Способы есть, о них сейчас и поговорим с очень компетентным детским тренером.

Елена Дроздова — олимпийская чемпионка, двухкратная чемпионка мира (велоспорт), детский тренер клуба «Беговел Гродно».

Работает и с малышами, и со взрослыми. Может найти подход к ученикам со сложным характером и кризисом разных возрастов, даже к таким, кто вьет из родителей веревки. Не признает трехколесные велосипеды и приставные колеса.

Лайфхак: начните с беговела

— Научить ребенка кататься на велосипеде через беговел — самый быстрый способ. Годик-другой на беговеле — и можно пересаживаться на велосипед, — говорит Елена Дроздова.

— А в каком возрасте можно начинать?

— Все зависит от ребенка, от того, насколько он активен. У меня была девочка Эмилия, которая в 1 год и 11 месяцев, хоть была невысокая и хрупенькая такая, но при этом активная и послушная, выполняла все, что говорил тренер. Когда ей было три, она уже держала баланс и была готова пересесть на велосипед без подпорных колес. В среднем у меня в группе на беговелах учатся дети в возрасте от 2 до 5 лет, на велосипедах — примерно от 4 до 6 лет. Два года — это примерный рост 88—92 см. Самое время начинать привыкать к беговелу, чтобы его потом хватило не на год, а на два-три. Пока ребенок будет подрастать, он спокойно обучится основам, привыкнет, и затем ему будет легче пересаживаться на велосипед.

Мы как раз попали на тренировку, которую Елена проводила со своей группой на беговелах. Подход серьезный: разминка, упражнения на укрепление общей физической подготовки, упражнения на беговелах, потом снова «физуха». Завершает занятие импровизированная гонка. Пацаны кричат друг другу: «Я тебя обогнал» — и задорно перебирают ногами, несутся по обозначенной трассе. Еще не сезон, поэтому пока заезды проходят на размеченной трассе веломагазина «Твой велик», где Елена проводит занятия. Когда потеплеет, занятия будут проходить в Коложском парке.

— Тренировки необходимо проводить в такой игровой форме, иначе детям будет неинтересно. Мы чередуем упражнения, меняем вид деятельности. Им же не объяснишь, что нужно укреплять мышцы, чтобы получалось ездить быстрее. А когда это как бы игра — им интересно, протеста не возникает.

Как тренироваться?

— Как научить ребенка управляться с беговелом?

— Они у меня сначала ходят, нужно привыкнуть, — рассказывает тренер. — Потом я начинаю усаживать ребенка в седло. Сидеть и шагать сразу не получается, поэтому все делаем по порядку, не торопимся. Сначала просто шагаем, потом учимся шагать сидя в седле. Шире шаг, еще шире — и постепенно ребенок начинает бежать. Когда он уже свободно бегает на беговеле, мы учимся на счет поднимать ножки. Он бежит, по команде поднимает ножки, а я считаю: один, два, три... Постепенно этот счет увеличивается. Когда ребенок выдерживает счет до десяти — это уже серьезный промежуточный результат, у ученика появляется чувство баланса.

Это то, чему можно научиться на беговеле: держать равновесие, управлять двухколесным транспортом, рулить.

— Постепенно мы выполняем все более сложные упражнения, переходим практически на трюки. Учимся не просто приподнимать ножки, а вытягивать их вперед: разогнался — вытягиваешь ноги. Это тяжело для ребенка, мышцы еще не такие крепкие, но так они тренируются. А потом синхронизируем: ножки на подножку, ножка на седло, и ножка в воздух. Отрабатываем это на месте, затем в движении — элемент «Ласточка».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Клуб «Беговел Гродно» (@begovel.grodno)

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

— Звучит здорово, но что делать, если ребенок не хочет учиться? Не получается у него — и ни в какую.

— Большой ошибкой будет давить на ребенка. Если мы начнем заставлять, единственной здоровой реакцией будет протест, — поясняет собеседница. — Лучше действовать мягче: оставьте беговел на видном месте, берите с собой на прогулку. Не уговаривайте ездить, но аккуратно предложите: «Может, хочешь попробовать?» Если нет — ну и ладно. Но если ребенок проявил интерес — воспользуйтесь этим, поддержите. Важно заинтересовать.

Кто родитель — тот знает, что такое кризис трехлетки. Когда «я сам», «я не хочу» и «уходи, ты мне не друг». И вот как такого монстрика обучить хоть чему-нибудь? Отведите его к тренеру — вот вам выход. Тренер в ресурсе, тренер к такому готов, а самое главное — ваше чадо с чужой тетей или дядей будет вести себя совсем по-другому.

— Иногда я прошу родителей уйти с тренировки. Потому что некоторые дети ведут себя при маме с папой иначе. Это показательные выступления: а я не буду, а я не хочу. Когда родители за порог, ребенок другой, он начинается заниматься. И родителям хорошо — возможность побыть в тишине, выпить кофе спокойно. На самом деле и у меня бывают всякие ситуации. Привозят ребенка, а он не хочет заниматься — как быть? Причем он, возможно, уже год ко мне ходит, а вот именно сегодня — не хочет. Приходилось, бывало, даже из машины ребенка доставать. Он сидит себе надутый, мама с папой приходят и разводят руками: не хочет. Я прихожу: «Привет, а что, а как?» Начинаешь просто заговаривать ему зубы. Потом предлагаешь: «Ну пойдем, просто посмотрим, что там сегодня». И все, мы приходим, он потихоньку раскрывается, начинаем заниматься.

Детки разные по темпераменту, и настроение у них бывает разное. Сегодня он послушный ребенок, потом что-то поменялось, вспышка на солнце, и он уже капризничает, норовит уехать в другую сторону, не слушается. Сложно быть тренером, сложно быть родителями. Но только с ними ребенок сможет справиться со всеми трудностями.

— С тренером ребенок учится быстрее и проще. Своих научить труднее. Честно скажу: чужих деток учу, а своего ребенка не могла научить правильно залезать на велосипед. Он все равно ногу как-то через раму закидывал, потом спрыгивал — и хоть ты тресни. Знаю другую маму: она английский преподает, репетиторством занимается, а своего ребенка водила к другому учителю.

Когда пора пересаживаться на велосипед?

— Если ребенок освоился на беговеле, можно думать о том, чтобы пересаживаться на велосипед. Но важно смотреть еще на рост. Пока не дорос — пересаживаться рано, лучше выполнять более сложные упражнения на беговеле. Мы, бывает, практически переходим на трюки. Это полезно для развития навыков управления и удержания баланса. К трем годам часто уже можно смотреть велосипеды с размером колес 14—16 дюймов. Они разные по своей геометрии, но можно найти подходящую раму, — рассказывает Елена.

двухколесный велосипед с приставными колесами для девочек, возраст: 3-5 лет, рост: 95-105 см, сиденье: обычное (седло), колеса 14'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая
двухколесный велосипед с приставными колесами для мальчиков/для девочек, возраст: 3-5 лет, рост: 95-105 см, сиденье: обычное (седло), колеса 14'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая
двухколесный велосипед с приставными колесами для девочек, возраст: 3-5 лет, рост: 95-105 см, сиденье: обычное (седло), колеса 14'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая

Важно сразу учиться правильной технике на велосипеде, потому что как ребенок усвоит — так он и будет делать по инерции. Переучиваться всегда гораздо сложнее.

— Когда ребенок пересаживается на велосипед после беговела, он умеет рулить, умеет держать баланс, нам остается только научить его крутить педали.

После беговела — без подпорных колес

Елена учит детей после беговела усаживаться сразу на велосипед без приставных колес.

— Они быстро адаптируются, тем более база у них уже есть, — объясняет специалист. — Если есть возможность научиться кататься сразу без подпорных — это лучше. Потому что велосипед с дополнительными колесами — это, с одной стороны, легче, но, с другой стороны, в поворот он входит уже не так, нет угла, а если наклоняется, подпорное колесо бывает и подворачивается. Ребенок на беговеле уже многое умеет: повороты, виражи, он знает, как тормозить. Если мы сажаем его на велосипед с подпорными колесами — это шаг назад.

У тренера есть собственная методика работы с учениками. Конечно, не обходится без того, чтобы побегать рядом, подстраховать, а когда надо — поддержать, пока орленок не почувствует уверенность и не научится летать сам.

Впрочем, не за всеми особо побегаешь.

двухколесный велосипед с приставными колесами для мальчиков/для девочек, возраст: 4-6 лет, рост: 100-115 см, сиденье: обычное (седло), колеса 16'', рама: магниевый сплав, вилка жесткая
двухколесный велосипед с приставными колесами для мальчиков, возраст: 4-6 лет, рост: 100-115 см, сиденье: обычное (седло), колеса 16'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая
двухколесный велосипед с приставными колесами для мальчиков/для девочек, возраст: 4-6 лет, рост: 100-115 см, сиденье: обычное (седло), колеса 16'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая

Актуальная проблема: ребенок вырос, а ездить не умеет

— На индивидуальные занятия приходят дети, которым по 8 лет, по 9, по 10. То есть идеальный момент уже упущен, в раннем возрасте на велосипед они не сели. Это актуальная проблема в последнее время, — говорит Елена. — И с ними мы начинаем так же, как на беговеле, — с самых азов. У меня есть и беговел (можно сказать, спецзаказ, с большой трубой), и велосипед на 20-дюймовых колесах, с которого сняли педали. И вот мы начинаем шагать, поднимать ноги — учимся. 

— Кого легче учить: малышей или детей постарше?

— Чем ребенок младше, тем легче. В возрасте до 5 лет они бесстрашные. Ну упал, похныкал, встал, снова поехал. Потом, лет с 6—7, начинают формироваться страхи. А у меня не получится, а что подумают, а что скажут — ребенок начинает больше сомневаться. И это серьезный стопор. Человека приходится сначала раскрепощать, искать в нем уверенность, и потихоньку вера в себя у него приходит, ребенок адаптируется. Понемногу доходим до этапа, когда уже пробуем крутить педали. Не все сразу: кружок проехали с педалями, кружок — без них, два кружка с педалями, кружок — без них. И все получится.

двухколесный велосипед с приставными колесами для мальчиков/для девочек, возраст: 5-7 лет, рост: 105-115 см, сиденье: обычное (седло), колеса 18'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая
двухколесный велосипед с приставными колесами для девочек, возраст: 5-7 лет, рост: 105-115 см, сиденье: обычное (седло), колеса 18'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая
двухколесный велосипед с приставными колесами для девочек, возраст: 5-7 лет, рост: 105-115 см, сиденье: обычное (седло), колеса 18'', рама: сталь Hi-ten, вилка жесткая

— А личный пример тут работает? Если родители ездят на велосипедах — ребенок быстрее проникается этим?

— Нет, я бы не сказала. Знаю другие примеры: у меня соседка любит кататься на велосипеде, я учила ее дочек — они все умеют. Но им нравятся ролики. А вот моим детям больше по душе велосипеды. Ну и самокаты трюковые — они сейчас в моде.

А как же трехколесники и самокаты?

— Иногда советуют начинать не с беговела, а с трехколесного велосипеда.

— Это лично мое мнение, но я против трехколесных велосипедов, — заявляет собеседница. — Там геометрия рамы неправильная, высота седла не регулируется. У ребенка мышцы еще слабые, а на трехколесном велосипеде у него ноги идут к педалям вперед. Если он способен их крутить в таком положении, это значит, что он этот велосипед уже перерос. Опять же, ноги на весу — это может причинить даже вред.

— А самокаты? Врачи их ругают...

— Самокат у маленьких детей, до 8—9 лет, — это неосознанное катание. Он одной ногой стоит на самокате, другой отталкивается, и никак иначе. Это неравномерное распределение нагрузки, что может нести вред для детского организма. Ко мне приводили девочку, которая катается на самокате и занимается гимнастикой, так вот у нее правая нога на велосипеде проваливается, не работает. Левой — толчковой на самокате — она может продавливать педаль, а правой — нет. Если уже повзрослевшему ребенку объяснить, что нужно чередовать ноги, — возможно, он будет это делать, хоть и не всегда. И это какой-то компромисс.

диаметр колес: 200 мм, материал платформы: алюминий, нагрузка до 100 кг
диаметр колес: 200 мм, материал платформы: алюминий, нагрузка до 100 кг
диаметр колес: 200 мм, материал платформы: алюминий, нагрузка до 100 кг

С самого начала приучайте к шлему

— Велосипедный шлем ребенку нужен?

— Да, безусловно, шлем нужен в любом возрасте, и приучать к нему нужно с самого начала, — считает тренер. — Как только мы сажаем малыша на беговел или на велосипед — мы надеваем на него шлем. Так и никак иначе. Если он ездил себе без шлема, а потом вы решите, что нужно его носить, — будет скандал. Ребенок вам скажет: «Какой еще шлем, я умею кататься!»

— Многие родители говорят так же: если умеешь кататься — шлем не нужен. Это неправда?

— Ну слушайте: я двукратная чемпионка мира, олимпийская чемпионка, мне 39 лет, и я езжу в шлеме. Людям объясняешь, а они отмахиваются: «Моему ребенку не надо». Хочется спросить: «У вас что, детей много, что их не жалко? Или голова у кого-то запасная?» А потом, когда что-то случается, не знают, куда бежать.

Здесь добавим, что мы тоже всегда выступали за использование велошлема во время поездок на велосипеде. Во-первых, это круто. Включите телевизор, зайдите на велотрек — все топовые спортсмены катают только в шлемах. Во-вторых, он реально защищает голову. Кости срастаются, ссадины заживают, а вот голову нужно беречь как зеницу ока. В-третьих, это еще и хороший головной убор: солнышко в макушку не напечет.

спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: L, 19 отверстий
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, детский, размер: M
спортивный, назначение: езда на велосипеде, детский, размер: XS, 12 отверстий

— У малышей, конечно, бывает протест. У моего тоже так было: в два года катались на беговеле — надевали шлем. В три пересаживаемся на велосипед, а он ни в какую: «Велосипед — хочу, шлем — не хочу». Истерил, топал, но меня не сломал. Хочешь велосипед — надевай шлем. Надел. Потом вижу: несется с горки, шлем на голове — все хорошо. И сейчас у моих детей даже нет такого вопроса, надевать или не надевать? Надел — поехал, они приучены. Это безопасность, и не все зависит от того, кто и как умеет кататься. Сто раз все будет хорошо, а один — нет. И ради этого одного раза нужно носить шлем всегда.

— Что-то еще нужно из экипировки?

— Перчатки. Дети неусидчивые: вроде едет, смотрит вперед, вдруг собачка пробежала, он отвлекся, упал. Всегда подставляют ладошки, ладошки сбиваются, болят. В перчатках лучше, да и солнце не печет, мозоли не появляются. Очки — тоже хорошая штука, чтобы мушки в глаза не летели. А вот наколенники и налокотники — это лишнее, это сковывает движения. Все же велосипед — это не ролики, там все иначе.

Сколько можно кататься?

— Если ваш ребенок катается где-то возле дома — не переживайте и не смотрите на часы. У него восстановление все равно происходит быстрее, чем у взрослого. У подружки годовалый ребенок: он бегает — она за ним. Сама уже без ног, а ему хоть бы что — давай еще. У меня такие же были: в 10 месяцев первый встал на ноги — и мы бегом. Мамы сидят с колясками, разговаривают, а я вся в мыле, — смеется Елена. — Так вот мой ребенок начал со мной кататься, и когда ему было 7 лет, он проезжал 25—30 км. Но это не так, что сегодня взяла с собой — и мы поехали. Нужна подготовка. Сначала покатался за домом, потом мы вместе проехали 5 км — нормально. В другой раз проехали 10 — все хорошо. Нужно готовиться к нагрузкам, готовить организм, сердце, дыхательную систему, кровеносную.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Клуб «Беговел Гродно» (@begovel.grodno)

А можно ли научить кататься взрослого?

Взрослые тоже могут кататься с Еленой: в сезон по выходным дням она организует любительский велоклуб с выездами по красивым маршрутам. Присоединяйтесь!

— А взрослого, который не умеет кататься на велосипеде, научить реально?

— Да, говорю точно. Ко мне обращалась женщина: ей 48 лет, на велосипеде не ездила никогда. И тут захотелось: познакомилась с испанцем, а там у них все ездят. Пришла, мы подобрали для нее велосипед, шлем, начали обучение. На втором занятии она меня спросила: «Лена, я, наверное, совсем необучаемая, да? До конца лета мы хоть что-то сможем?» А я ей: «До какого еще конца, у меня столько времени нет. До конца месяца ты у меня поедешь». И спустя шесть тренировок она у меня уже сама ехала в парке, где и кольца, и горки. Конечно, у взрослых еще больше комплексов, и ей пришлось перебороть себя. Мы учились здесь же, и она шагала как на беговеле. Я же ее не удержу, не словлю, но ей хотелось, и она делала, искала баланс. Рано или поздно это приходит, но нужно дойти именно своей головой. Детям в этом отношении проще.

Индивидуальный подход

У Елены начинается новое занятие, индивидуальное. Мальчика зовут Сережа, скоро ему исполнится 7 лет. У Сережи сложная история, проблемы со здоровьем: врачи говорили, что ребенок не будет ходить.

— Но мы старались. Понимаете, бывает разный уровень болезни, нужно не опускать руки. С мамой они много лежали в РНПЦ «Мать и дитя», жена им занималась, делали массажи. Теперь, как видите, он не отличается от других детей, — говорит отец мальчика. — Врачи сказали, что для укрепления мышц нужны велосипед и плавание.

И папа купил сыну велосипед, купил шлем.

— Мы смешно познакомились с Еленой: я прихожу в магазин, выбираю велосипед. Подходит ко мне девушка, говорит: «Вы сами учить будете?» Я в шутку отвечаю: «Ну можете вы научить». А она мне: «Могу». Так и пошло-поехало. Сын ходит, ему нравится, у нас есть прогресс. В прошлом году в Коробчицах были соревнования, он там третье место занял. Сейчас немного подзабыл за осень и зиму, вот пришли вспоминать. Скоро потеплеет, занятия будут в Каложском парке — вот там ему нравится: свежий воздух, много детей, — рассказывает мужчина.

А Елена с Сережей в это время наворачивают круги по веломагазину: он на велосипеде, она бегом.

— Давай, мой хороший, молодец! Я рядом, страхую, падать нам не надо, давай! — подбадривает тренер.

— Она молодец, она умеет с ними... Вот нет у человека звездной болезни. Я ж только недавно узнал, фото увидел: там она с флагом — олимпийская чемпионка! — почти на ухо шепчет Сережин папа.

Когда занятие закончилось, мы спросили у тренера начистоту:

— Тяжело бывает?

— Ну у нас же контакт, у нас любовь. Он меня слушает, он мне верит, — ответила Елена.

Благодарим сеть магазинов «Твой велик» за помощь в организации репортажа.
двухколесный велосипед для мальчиков/для девочек, возраст: 9-14 лет, рост: 125-155 см, сиденье: обычное (седло), колеса 24'', рама: алюминий, вилка жесткая
двухколесный велосипед для девочек, возраст: 9-14 лет, сиденье: обычное (седло), колеса 24'', рама: алюминий
двухколесный велосипед для мальчиков/для девочек, возраст: 9-14 лет, рост: 125-155 см, сиденье: обычное (седло), колеса 24'', рама: алюминий, вилка жесткая

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by