Кто станет стрелочником

 
37 262
13 августа 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

На перекрестках, где установлены светофоры с дополнительными секциями, всегда возникает много недоразумений. Иногда даже знатоки ПДД затрудняются ответить, кто и кому должен уступать дорогу. В результате — непрекращающиеся гудки клаксона, нецензурные крики, аварийные ситуации. В общем, недопонимание. Но как действовать на таких перекрестках? Небольшой ликбез с пояснениями.

В Европе мало используют дополнительные секции светофора. В основном для каждой полосы свой светофор, вынесенный на стойке или на растяжке над проезжей частью. В интернете я нашел изображения светофоров со стрелками только в Италии и Польше. И то с большим трудом. Все остальные — обычные «трехглазые» светофоры. В некоторых странах разрешен поворот направо на красный сигнал светофора (такое предлагают сделать и в России). Поэтому там просто нет необходимости в дополнительных стрелках (секциях).

Как-то читал лекцию мастерам из автошкол. И когда я сказал, что при движении на дополнительную стрелку направо, горящую с основным красным, нужно уступать любому автомобилю, встретившемуся вам на перекрестке, один из мастеров (с периферии) воскликнул: «О! А я и не знал!»

Не знают и многие другие. В их числе водители с большим стажем. Еще лет 15—20 назад (может, и меньше, точно не могу вспомнить, поэтому обманывать не буду) светофоров с дополнительными стрелками не было и в помине. Потом, когда они стали появляться, в ПДД внесли поправки. Появился пункт 104, который обязывал водителя при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Но кто читал этот пункт? Транспорта тогда было меньше, а первыми появились именно стрелки «направо».

Водители привыкли, что нужно ожидать опасность слева. С других направлений автомобили просто не могли двигаться. Но времена меняются. Я имею в виду увеличение количества транспорта на дорогах. Организаторы дорожного движения стали размышлять, как увеличить пропускную способность перекрестков. Вот и придумали, например, стрелку «прямо» на Т-образном перекрестке.

Очень удобно. Если с примыкающей дороги машины не выезжают, можно не останавливаться на красный свет, а проехать перекресток.

Потом стали появляться стрелки «налево».

Стрелка «налево» очень удобна: не нужно уступать встречным, которые едут прямо (потому что у них горит основной красный). Если стрелка включена с основным зеленым, то вы никому не должны уступать ни при левом повороте, ни при развороте. А вот если с основным красным — выполняем все тот же пункт 104 ПДД.

Со временем, когда дополнительные секции получили широкое распространение, обнаружились две проблемы:

— во-первых, водители не знают или не соблюдают ПДД, особенно при движении по стрелкам «направо» и «прямо», горящим совместно с красным сигналом светофора;

— во-вторых, нарушается принцип очередности проезда перекрестка при планировании режимов работы светофора и (или) отсутствуют другие средства организации движения, способные исключить пересечение траекторий движения автомобилей на перекрестке.

Сначала поговорим о самих водителях. Когда вместе с основным красным сигналом горит стрелка «направо» или «прямо», проезжать перекресток нужно с особой осторожностью. Будьте готовы уступать дорогу! Причем снижать скорость надо не на перекрестке, а до начала перекрестка. Чтобы не испугались водители, у которых есть преимущество.

Со стрелкой «прямо» все предельно ясно: снизили скорость, убедились, что слева не выезжают автомобили с примыкающей дороги, и продолжили движение.

Со стрелкой «направо» сложнее. Въезжая на перекресток, нужно определить, откуда может появиться автомобиль, которому мы должны уступить. Тут возможны варианты, которые нужно знать водителям.

Если горит зеленая стрелка «направо» и основной красный, — значит, нужно уступать всем. При этом стоит иметь в виду, откуда может показаться автомобиль:

— или слева (если водитель движется прямо);

— или справа (водитель собирается разворачиваться);

— или со встречного направления (если водитель собирается повернуть налево).

Когда горит зеленая стрелка «направо» и основной зеленый, — расслабляться тоже не стоит. Нужно помнить про пешеходов, которым может гореть зеленый сигнал светофора.

Самые большие проблемы возникают именно у водителя разворачивающегося автомобиля. Ему практически никогда не уступают. Хотя обязаны. Такие же проблемы и у того, кто поворачивает налево со встречного направления, — про него вообще никто не думает, так как такой вариант организации движения появился относительно недавно и широко не применяется. Пример — перекресток ул. Куйбышева и ул. Хоружей.

Обратите внимание, что на схемах выше не нанесена дорожная разметка. Мы это сделали сознательно, так как дальше мы поговорим о нюансах в организации движения.

Целью всех новых приемов в применении различных режимов работы светофоров было увеличение пропускной способности перекрестка. Но при попытках достигнуть благой цели кое-что не учли.

Согласно ПДД водитель, поворачивающий направо, обязан двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения. То есть при повороте направо автомобилист должен оказаться в первой полосе, а потом перестраиваться левее, если нужно.

Водителю, разворачивающемуся на перекрестке, в части, касающейся траектории движения по перекрестку, ПДД ничего не предписывают. Все зависит от размеров перекрестка, габаритов автомобиля и его радиуса разворота.

Для водителя, поворачивающего налево, в ПДД сказано про траекторию движения относительно центра перекрестка. При повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения, при этом поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа. То есть, покидая перекресток при повороте налево, автомобилист может попадать в любую полосу, которая ему нужна.

Требовать от водителя, совершающего левый поворот, попадать только в крайнюю левую полосу (как некоторые советуют) невозможно. Маршрутные транспортные средства, поворачивая налево, попадают сразу в крайний правый ряд, так как обычно за перекрестком остановка, а перестроиться автобус или троллейбус уже не сможет. Да и любому автомобилю нужно в первую полосу, если сразу за перекрестком необходимо остановиться или повернуть направо, например во двор.

Нет необходимости требовать от водителя при повороте налево попадать в какую-то определенную полосу, поскольку при повороте налево он должен сначала уступить дорогу встречному автомобилю, а потом уже совершать этот сложный маневр. Это если стрелок нет. А если стрелка есть, да еще с зеленым сигналом светофора — у водителя преимущество. У того, кому горит основной красный с дополнительной стрелкой, — преимущества нет.

Примечание: исключение составляет случай, когда поворот налево разрешен из двух полос одновременно, но здесь должна быть разметка, направляющая автомобили по перекрестку, так как других требований относительно одновременного поворота из двух полос ПДД не содержат.

Что же получилось?

Вот пример. Когда двум водителям, траектории движения которых могли пересечься, одновременно горели стрелки с основным красным сигналом. То есть согласно ПДД они оба должны были друг другу уступить. Самым первым перекрестком с такой организацией движения было пересечение ул. Немиги и ул. Короля. С ул. Короля горела зеленая стрелка «направо» с основным красным, а по Немиге (если ехать со стороны пл. Богушевича) — зеленая стрелка налево тоже с красным. К счастью, эту организацию движения изменили. Может, не везде?

Между прочим, этот вариант имеет право на жизнь. Нужно только сделать так, чтобы у водителей не могли пересечься траектории движения. Помните оговорку «если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения»?

Действительно, разметка — это и есть выход. Или конструктивно выделенные ограждения. Но если перекресток небольшой — это сделать не получится. Хотя на маленьких перекрестках такого и не делали. А еще есть проблема зимой — под снегом разметка не видна. Тогда только специальные конструкции. В любом случае что-то придумать можно.

Вот еще пример. Перекресток ул. Толстого — ул. Московская. Те, кто едет по ул. Московской (со стороны пл. Мясникова в направлении станции метро «Институт культуры»), разворачиваются на зеленую стрелку с основным зеленым. А в это время с ул. Толстого из двух рядов поворачивают направо — на ул. Московскую (в направлении пл. Мясникова).

Думаете, кто-то уступил разворачивающемуся? Там на таких скоростях поворачивают, что просто не успевают этого сделать. С одной стороны, водителям нужно соблюдать ПДД, но и к организации движения есть вопросы. Можно сказать, что искусственно увеличена скорость тех, кто должен уступать.

Кстати, есть и еще вариант. Довольно простое решение — запретить разворот на перекрестке. В одной из европейских стран так и сделали.

И напоследок вспомним еще один вариант работы светофора, при котором возникает ситуация, когда оба водителя согласно ПДД обязаны друг другу уступить. В Минске это перекрестки пр. Машерова — ул. Красная и ул. Богдановича — ул. Немига (в районе поворота на пр. Победителей).

На этих перекрестках одновременно разрешено поворачивать встречным водителям. Одному — направо на зеленую стрелку с основным красным, а другому — на основной зеленый сигнал светофора (пр. Машерова — ул. Красная) или заканчивать проезд перекрестка при загорании красного (ул. Немига — ул. Богдановича — пр. Победителей).

Согласно ПДД тот, кто поворачивает налево по зеленому сигналу светофора или заканчивает поворот на красный свет, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо.

Ну а про того, кто едет направо на стрелку с основным красным или желтым, мы уже не раз говорили. Он должен по определению.

На перекрестке пр. Машерова — ул. Красная водители еще могут разобраться: на ул. Красной две полосы (пусть там в первой полосе машины припаркованы — это уже другой вопрос). Но с ул. Немиги и с ул. Богдановича в сторону пр. Победителей поворот только по одному ряду.

Вот основные проблемы и нюансы, которые хотелось бы осветить. Нюансы с организацией движения. И большие проблемы с массовым бескультурьем водителей.

Почему с организацией движения нюансы? Нам пытаются создать условия, когда мы, автомобилисты, сможем быстрее проехать перекресток. Нужно всего лишь быть внимательнее друг к другу.

А по поводу массового бескультурья водителей можно рассказывать долго. Основная проблема в том, что очень многие автолюбители, которые должны уступить, зачастую проезжают перекресток с такой скоростью, что даже не успевают убедиться в безопасности проезда этого участка дороги, не говоря уже о том, что и остановиться они уже не имеют возможности.

Правило здесь одно. Увидел стрелку с красным (желтым) основным сигналом светофора — снижай скорость до перекрестка, двигайся по перекрестку аккуратно, внимательно глядя по сторонам, и если видишь автомобиль — уступай ему.