4 декабря 1946 года с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сошли первые пять образцов новой машины «Москвич-400», напоминает интернет-версия российского журнала «За Рулем».
Автомобиль представлял собой «близнеца» Opel Kadett K38, хотя эта информация не афишировалась в СССР. Впервые об автомобиле «Москвич» упоминалось в постановлении Государственного Комитета Обороны №9905 от 26 августа 1945 года «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Постановлением определялся срок начала выпуска новинки — ноябрь 1946 года.
После победы Советского Союза над фашистской Германией с завода Opel из города Рюссельсхайм в Москву было вывезено все необходимое для производства технологического оборудования, сообщается в энциклопедии Autowp. Заново МЗМА изготовил только штампы на двери, которые были утеряны при перевозке.
Заводские конструкторы отмечали, что двигатель и коробка передач Kadett имеют ряд недостатков. В январе 1947-го начался серийный выпуск новой советской модели. Для производства автомобиль был задуман исключительно в четырехдверном исполнении — двухдверный вариант не получил одобрения из-за неудобства посадки пассажиров на задние сиденья.
Двигатель, несмотря на небольшой рабочий объем (1074 см³) и невысокую степень сжатия, обладал неплохой тяговитостью на низких оборотах. Он считался весьма экономичным, хотя и работал на низкосортном бензине А-66. «Москвич-400/420» стал базовой моделью для целого семейства, включившего в себя впоследствии фургон 400/422, универсал 400/421, шасси 420К и многие другие. В целом эту модель можно назвать первым массовым советским послевоенным автомобилем.