BMW 3-Series E46: немецкая философия в каждой детали

 
39 864
09 июля 2012 в 17:50
Источник: Сергей Клименок . Фото: Максим Малиновский

«Наверное, ни у одной марки машин нету таких двух противоположных по духу армий — фанатов и противников BMW», — говорит Сергей, первым решившийся написать в рубрику «Авто моё» про этот автомобиль. У него серебристый седан в кузове E46 с объемом двигателя 2,2 литра. Внешний вид модели, убежден автовладелец, — это продолжение немецкой философии. «Находясь в машине, вы словно одеты в нее. Нет ощущения просторного, помпезного пребывания в элитном пентхаусе. Наоборот, как будто на вас — красивый, стильный, подогнанный до миллиметра суперкостюм», — пишет автор.

Решение пришло за минуту управления

За машиной я поехал в страны Балтии в марте прошлого года. Хоть многодневная поездка, конечно, немного проблематичнее, чем покупка автомобиля в Минске, но я думаю, она того стоила. Гораздо больший выбор хороших (относительно моего кошелька) машин, и каждую в кратчайшие сроки можно было объездить и внимательно осмотреть. А самое главное — таможенные пошлины на тот момент были еще просто мечтой по сравнению с нынешними!

Из марок никакой конкретной предпочтения не отдавал, приоритетом была более-менее резвая городская машина в кузове седан. Желательно черного, белого или серебристого цвета (хотя это опять-таки вторично). Наверное, всем выбиравшим когда-либо автомобиль знакомо это чувство: видишь машину, садишься и осматриваешься, первое тактильное ощущение салона, заводишь и слушаешь, чувствуешь, как она трогается и срывается с места. И уже сам машинально представляешь свое счастливое будущее вместе с данной железной красавицей! И наконец, наметив 3—4 кандидатки, скрупулезно сравниваешь их достоинства и недостатки и, конечно же, есть та... понравившаяся больше всего!

Именно такой стала Volvo S60. И как тут не влюбиться в нее! Один из самых привлекательных автомобилей в модельном ряду этой марки. В машине действительно приятно находиться, как и управлять ею! В салоне спокойно и по-домашнему тепло. Огорчило лишь одно — чересчур монотонное серое оформление интерьера. Просилась еще как минимум пара других оттенков. Сиденья и панель приборов из-за одинаковой, но мягкой серости, казалось, сливаются в одно целое. Но самой главной причиной, почему мне пришлось забыть про S60 (полноприводная c АКПП, объемом 2,5 литра c 14-литровым расходом в городском режиме), послужила встреча с другой машиной!

Все стало ясно именно в первую минуту управления ею! Может быть, если бы тогда выпало больше снега, я бы остался с полноприводным автомобилем, но наличие достаточного сцепления колес BMW 320i с землей и превосходная управляемость этой машины определили то, что я буду ездить на заднеприводном автомобиле.

Когда машина становится похожа на обиженную железную фрау

Итак, BMW 320i Е46. Вместе с 2,2-литровым 6-цилиндровым бензиновым двигателем (185 л. с.) в «комплект приятностей» входили климат- и круиз-контроль, датчики задней парковки. Также стоит отметить 5-ступенчатый «автомат» с возможностью ручного переключения передач и третье поколение системы динамической стабилизации DSC.

Машина эксплуатировалась в Германии, в наличии были все нужные документы, это большой плюс. Минусом я посчитал то, что коробка переключения передач была не механическая (был сторонником того, чтобы самому решать, сколько тяги на какой передаче мне нужно)! Не думаю, что можно быть уверенным в обгоне на 100%, когда у тебя нет педали сцепления. Да и машину с АКПП не чувствуешь так, как автомобиль с механикой. И знаете что? Я глубоко ошибался!

Ни на одной машине такого класса я не чувствовал себя более уверенно, ни одна машина не «говорила мне, что ей надо», так отчетливо. Возможность ручного переключения передач все равно контролируется автоматикой, так что я ею почти не пользуюсь. А вот спортивный режим (включающийся толчком рычага от себя к пассажирскому месту) очень часто помогает, особенно на загруженной трассе, придавая тяге надежности при обгоне. У машины словно открывается второе дыхание (обороты увеличиваются на 1000). Также ускорить разгон можно кнопкой Kick down, расположенной под педалью газа. Но, как мне кажется, достаточно было бы и одного спортивного режима в АКПП. С «автоматом» по загруженному городу ездить гораздо удобнее, тем более когда со всех сторон тебя отвлекают другие машины, да еще и своя периодически.

Конечно, АКПП имеет и минусы. Наверное, самым печальным фактом, который преподнесла мне баварская подружка за это время, стал расход бензина летом. В городском режиме в жару она потребляла до 11,5—12 литров на сотню (когда в прохладную погоду датчик моментального расхода показывал меньшие цифры), при этом несколько теряла свою резвость и становилась больше похожа на раздраженную, уставшую и обиженную железную фрау.

Вместо того чтобы прошептать: «Да, дорогой!» и без шума умчаться куда ей сказано, она наглядно демонстрировала повышенным шумом двигателя и замедленным ленивым ускорением, что ей не нравятся мои требования! Хотя я далеко не фанат спортивных режимов или быстрых разгонов. Тем же утром она, почувствовав прохладный воздух, снова была послушной и, как всегда, просила выжимать из нее чуть больше прыти.

Чтобы облегчить ее страдания, я подумывал над установкой прямоточного воздушного фильтра (с нулевым сопротивлением), который поставщики на любом сайте расхваливают как средство от всех подобных «воздушных» бед. Ожидайте, мол, увеличения мощности, снижения расхода топлива и красивого звучания работы 6-цилиндрового баварского двигателя! Но, судя по многочисленным отзывам, далеко не у всех установивших его все так радостно. Нюансов, заслуживающих отдельного разговора, куча, и поэтому идею я пока отложил.

Может быть, я просто придираюсь к атмосферным двигателям? В основном мотор ведет себя деликатно и выдержанно. Днем в городе на холостых оборотах с трудом можно разобрать, что машина заведена. Первое время я, находясь в салоне, понимал, что автомобиль работает на холостых, только по стрелке тахометра.

Товарищ, лихо разъезжающий на Audi А4 (2,5 ТDI со 6-ступенчатой «механикой», передний привод, 1998 г. в.), предложил устроить тест-драйв на ускорение. В результате остался где-то позади. Но зато «дизель» не будет так избалованно реагировать на поры года и температуру воздуха, и, возможно, в знойный день приятель был бы быстрее меня. Да и на больших скоростях 5-ступенчатому «автомату» не сравниться с 6-ступенчатой «механикой».

Звук, цвет и свет

Звукоизоляция в E46 достаточно хорошая. Шум улицы не слышен, зато хорошо слышно дорогу: биение жесткой подвески пугает, если дорога оставляет желать лучшего. Климат-контроль пока без нареканий, но после поездки протяженностью 250 км в минус 25 градусов по Цельсию вентилятор печки, работавший на полную мощность, стал сдавать. Правда, на следующее утро работал послушно.

Все окна можно открывать и закрывать с ключа. Достаточно нажать на соответствующую кнопку и удерживать ее несколько секунд. Еще из минусов — при большой влажности быстро потеют боковые стекла (наверное, от изношенности уплотнителя).

Панель приборов очень удобная и понятная, любую операцию или переключение можно произвести за секунду, не отвлекаясь от управления.

Освещение в салоне грамотно уживается с обстоятельствами: если надолго оставить дверь открытой, подсветка салона сама гаснет через некоторое время. Есть датчик внешнего света, отвечающий за регулировку уровня яркости подсветки щитка приборов.

При открытии двери в салоне загорается свет. Для того чтобы он не включался, нажимаем на кнопку и удерживаем пять секунд. Чтобы вернуть все обратно, просто включаешь свет, нажав кнопку на плафоне.

В салоне используется удачное сочетание карбоновых вставок на панели с черными и светло-серая обивка сидений. Вместе с внешним окрасом «серебристый металлик» смотрится очень хорошо. Иногда он доставляет некоторые хлопоты с очисткой, но это не стало для меня большой головной болью, как я думал раньше. За год на мойку и чистку салона я потратил около 200 тыс. руб. И то это когда вымывали непонятно откуда взявшиеся жирные пятна и после того как дети в мокрой грязной обуви поиграли на заднем сиденье. В остальном все отмывалось достаточно легко. Несколько режет глаз потертость боковых ручек, но, учитывая пробег в 200 тыс. км, это минимальный дефект.

Внешний вид — это немецкая философия

Теперь про экстерьер. На мой взгляд, у E46 идеальный внешний вид для своего времени. Может быть, потому, что мне не очень нравится внешний вид большинства машин бизнес-класса. BMW 7-Series, особенно в кузовах E66 и E65, выглядят как-то «слоновато», словно это мощный БМП, а не элегантный немецкий бренд. Хотя интерьер BMW 3-Series почти во всем отстает от своих собратьев.

Про внешний вид BMW (если исключить из употребления фразу «классная тачка») просто нельзя говорить без немецкой философии. Грация и линии... Создается впечатление, что аппетитные формы автомобиля чертил не какой-нибудь пропахший сосисками и пивом обыватель-бюргер, а дерзкий, красивый и вечно живущий в наших сердцах гигант мысли и креативный политхудожник Карл Маркс (смеюсь, конечно!). Скорее внешний вид BMW 3-Series ассоциируется у меня с философией Людвига Фейербаха. Ядром философской концепции которого был человек (который «и есть Бог»), то есть тот, кто, по идее, должен управлять «идеальным» автомобилем.

Находясь в машине, вы словно одеты в нее. Нет ощущения просторного, помпезного пребывания в элитном пентхаусе. Наоборот, как будто на вас — красивый, стильный, подогнанный до миллиметра суперкостюм. Надев который, вы можете свободно и легко перемещаться и летать, находясь при этом в комфорте и тепле, словно герой Роберта Дауни-мл. в своем костюме «железного человека». В общем, автомобиль смоделирован так, чтобы вы максимально ощущали свободу окружающего пространства.

Наверное, здесь были бы уместны возмущения типа «сел в BMW — богом себя почувствовал?» или «быдло в BMW на дорогах как грязи!», но не будем о грустном. Ведь действительно, если отбросить все стереотипы, то что можно подумать о ней? Не кажется ли вам, что французские машины выглядят как-то инфантильно, а «японцы» словно повыпрыгивали из всевозможных манго-мультфильмов? «Англичане» консервативны, а «американцы» (вспомните Dodge, Hummer и др.) выглядят деловито, но как-то по-хамски? Это все замечательно, но что можно подумать о немцах? Я бы ответил, что это прежде всего честолюбие! И с каждым следующим поколением BMW это честолюбие становится все совершеннее!

Я понял, о чем молчит ее переливающийся и играющий на солнце металлический цвет, — о том, как когда-то играла сталь доспехов величественных рыцарей. И посему BMW Е46 не оставляла мне никаких надежд на то, что я когда-нибудь увижу нечто более совершенное (покуда я не увидел E90, конечно)! Ее фары подобны сапфирам, глазам богини Кали, моим слезам. Да, именно слезам, которые сопровождали мои искренние мольбы и просьбы, обращенные год назад к АИ-95, чтобы тот перестал дорожать... А ведь меня предупреждали, мне говорили: «Бери дизель 1,8 — залил и забыл!» Но я и слушать не хотел. Мне нужна была бензиновая машина. Теперь периодически терзают смутные сомнения насчет того, правильно ли я поступил! Очень хотелось бы узнать мнения на этот счет уважаемых автовладельцев.

Сколько стоит?

Если уж речь зашла о топливе, то поговорим и про остальные расходы. За год эксплуатации я проехал 17 тыс. км, что с округлением равно расходу 2 тыс. литров АИ-95 (заливаю 92-й — на панели загорается иконка неисправности топливной системы). По нынешним ценам 2 тыс. литров = 14,3 млн руб. — самый дорогой расходник в автомобиле.

Из необходимого:

  • два раза менял масло (10w40 и 5w30 для зимы, две канистры по 4 литра), которого нужно 6 литров, — 1 500 000 руб.;
  • два раза менял масляный и воздушный фильтры — 500 000 руб. Не покупал Knecht, поставил «китай». Но в следующий раз куплю оригинал (подскажите, кто знает, есть ли существенная разница?);
  • топливный фильтр — 450 000 руб. Купил, но не менял, так как машина по многочисленным оценкам пока не нуждается в его замене;
  • летняя резина — 2 200 000 руб.;
  • замена колес с балансировкой — 250 000 руб.;
  • техосмотр — 40 000 плюс 75 000 руб.;
  • страховка на полный 2011—2012 год — 94 670 и 436 710 руб. соответственно за 2,2 литра плюс минская регистрация;
  • замена украденных дворников и лампы подсветки номера — 100 000 руб.;
  • оплачиваемые краткосрочные стоянки — 100 000 руб.;
  • штрафы (до поднятия базовой величины) — 400 000 руб.

Всего — более 20 000 000 руб.

Из необязательных расходов:

  • замена штатной кассетной магнитолы на CD — 1 010 000 руб.;
  • замена задних динамиков — 400 000 руб.;
  • установка радар-детектора и сигнализации — 1 150 000 руб.;
  • мойка салона и автомобиля — 300 000 руб.

Всего — 2 860 000 руб.

В планах — установка сабвуфера (1,5 млн руб.) и дополнительной подсветки дисков колес и фар (тоже примерно 1,5 млн руб.). Не фанат излишнего тюнинга, но это будет именно то, что нужно. А сейчас посчитаем, сколько я заработал на ней, или, как говорится, какую часть расходов «отбил». За год эксплуатации подобрал двух попутчиков, которые заплатили мне в общем 25 тыс. руб. Это означает, что я «отбил» 0,11% от того, что потратил на свою машину! Так что все хорошо. Всем желаю в ближайшее время получить автомобиль своей мечты!

С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.

Источник: Сергей Клименок . Фото: Максим Малиновский