Дневник курсанта. Что делать с обучением в автошколах?

 
19 200
20 октября 2012 в 17:14
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев
Источник: Олег Привалов. Фото: Аркадий Соболев

Обучение закончено, права в кармане, но, скажу откровенно, ощущения, что в автошколе из меня сделали водителя, нет. Да, я выучил правила, но большинство из них не были отработаны на практике, некоторые забылись сразу после сдачи экзаменов, а другие застряли в голове из-за своей парадоксальной ненужности. Да, меня научили крутить руль, нажимать на педали и вовремя переключать передачи, но этикету поведения на дороге придется учиться самому путем проб и ошибок.

Проблемы обучения вождению в автошколах очевидны, и, на мой взгляд, весь процесс нуждается в реформировании. Я не собираюсь претендовать на истину в последней инстанции, а просто, опираясь на взгляд «изнутри», поделюсь мыслями о том, как можно было бы исправить ситуацию к лучшему.

Абсолютно ненужные и лишние проблемы связаны с тремя аспектами обучения: теоретическим курсом, практикой и ПДД. С правилами дорожного движения легче всего: пусть остаются такими, какие есть, пусть усложняются и бесконечно дополняются, корректируются и аннулируются. Важно то, как они преподаются в автошколе. Поэтому с курса теории и начну.

Для начала — немного сухой статистики. Подчеркну, что в дальнейшем весь текст касается только школы, в которой я проходил обучение. Хотя, судя по разговорам со знакомыми, везде все примерно одно и то же, заметных различий нет. Итак, из положенных 180 часов теории я в лучшем случае отучился половину. Не потому, что я такой ленивый прогульщик, а потому, что ни одно занятие не длилось положенные 6 учебных часов. В лучшем случае это были три часа, а пять или шесть занятий вообще пропали неизвестно куда по инициативе преподавателя. Таким образом, получилось около 60 часов, растянутых почти на 3 месяца.

В основном группе все это время просто зачитывали выдержки из ПДД, часов 10—15 ушло на тренировки к зачетам/экзаменам в обнимку с допотопными компьютерами. Здесь, правда, многое зависит от личных качеств преподавателя: кто-то ограничивается надиктовкой пунктов правил, а другой живо и интересно трактует ПДД, делится опытом, выработанным годами практики. Итак, что бы я изменил или какие бы нововведения предложил?

1. Вступительные экзамены в автошколу. Зачем обучать курсантов очевидным вещам, которые они могут сами дома прочитать, запомнить и уяснить? Каждый желающий получить водительское удостоверение, приходя в автошколу, должен обладать запасом элементарных знаний, необходимых для категории B. Именно для категории В, без учета всякой ерунды вроде длины трехосного автобуса, предельно допустимого люфта руля у грузовика или минимального возраста погонщика скота.

Инфраструктуру для этого менять не надо — в каждой школе есть компьютерные классы, где можно принимать тесты, например, в какое-то строго определенное время (будние дни с 18:00 до 18:30 или что-нибудь в этом роде). Для поступающих можно выпустить какие-нибудь книжицы-пособия с базовыми понятиями и разъяснениями основных элементов. Кстати, по поводу тестов и пособий… То, что есть сейчас, никуда не годится. Оторванные от жизни тесты, ориентированные на запоминание номеров ответов и поиск зашифрованных лингвистических загадок должны уступить место вменяемым задачам без двусмысленной трактовки.

2. Сокращение теоретического курса. 140 часов теории сегодня в автошколах никому не нужны — ни учащимся, ни преподавателям. Этот этап вообще можно безболезненно сокращать до 40 часов, а то и больше, ведь курсант, согласно предыдущему пункту, уже должен ориентироваться в ПДД. Главной задачей на занятиях должен стать разбор реальных типичных дорожных ситуаций в контексте изученных правил. Цель преподавателя — объяснить нюансы самостоятельно изученного материала, а не перечитать все, что уже написано в правилах. Большую часть ПДД, касающихся движения на телегах и прочем экзотическом транспорте, можно спокойно выбрасывать. Туда же идут положения о перевозке пассажиров в грузовиках и прицепах, о ширине/толщине/длине опознавательных знаков, о неисправностях и других бедах любого нелегкового транспорта, в общем, все, что никак не касается категории В.

Стандартное расписание вполне можно перевести со схемы «два раза в неделю по 6 часов» на «два раза в неделю по 4 часа», тогда вся теория легко укладывается в один месяц, никого особо не напрягая. И незачем плодить бесчисленное множество зачетов по ходу обучения, вполне достаточно сделать серьезный итоговый экзамен, включающий в себя задания по всем пройденным темам.

3. Более интенсивное обучение вождению. На практическое обучение в автошколе отводится 19 занятий, по 120 минут каждое. Как все проходит на самом деле, я уже писал: в лучшем случае занятие продолжается 80 минут. На самом деле, достаточно было бы подтянуться до положенных двух часов, и времени вполне хватило бы для более-менее адекватного обучения. Можно было бы добавить еще занятий пять, на которых курсантам объясняли бы так называемые негласные правила хорошего тона во время движения.

Инструкторы говорят, что при увеличении количества практических часов обучения вождению непременно повысится плата за обучение. Что ж, этот вопрос вполне компенсируется за счет сокращения теории. К тому же мастера все равно вынуждают большинство курсантов брать дополнительные занятия. Правда, неофициально. Не знаю, какая зарплата у инструкторов, но факт в том, что без «приработка» или повышения зарплаты заниматься учащимися они не очень хотят. Впрочем, это уже вопрос, который надо решать администрации автошкол.

Вот вкратце то, каким, на мой взгляд, могло бы быть обучение в автошколах. Без кардинального реформирования, но со смещением акцентов с формализма и ненужного теоретизирования на практику и применимость в жизни. Может, тогда ветки «Новички на дорогах», «Идиоты парковки», «Дурдом на дорогах» и «ДТП» пополнялись бы не так быстро, как сейчас?