ВАЗ-2106: самый живучий и сравнительно комфортный автомобиль

 
14 декабря 2012 в 19:07
Источник: Виталий Корольков. Фото: Максим Малиновский
Источник: Виталий Корольков. Фото: Максим Малиновский

Вы заметили, что на наших дорогах становится все больше «новья» от «АвтоВАЗа»? Если тенденция сохранится, то скоро на форумах станут обсуждать, что лучше: «нафаршированная» «Калина» или базовый Samand? Помяните мое слово, Passat еще станет раритетной машиной. А пока вашему вниманию предлагается обзор самого популярного среди среднего класса на просторах СССР, СЭВ и СНГ, самого живучего и сравнительно комфортного автомобиля — ВАЗ-2106. Причем, в отличие от «Калины», здесь двери хотя бы закрываются!

Как сейчас помню тот далекий 1984 год. Эти долгие поиски в иллюстрированных черно-белых каталогах, общение со знакомыми и друзьями — что же лучше? «Волга» ГАЗ-24 или «Нива» ВАЗ-2121? «Волга» комфортнее и просторнее, но у нее высокий расход. «Нива» хоть и меньше по габаритам, зато с полным приводом пройдет по бездорожью, что очень актуально для грунтовых деревенских улочек, по весне разбитых тракторами до непроходимого болота. А может, «Москвич» АЗЛК-2140? Стильный дизайн, модные прямоугольные фары. Или все-таки изящные городские «Жигули»? А какой цвет? Классический «белая ночь» или же темно-синий «мокрый асфальт»? Выбор, на самом деле, не такой простой, как может показаться. И выдадут ли кредит на покупку автомобиля?

Вру. Все было совсем не так. По рассказам старшего поколения, пришло заказным письмом извещение, что подошла наша очередь на приобретение ВАЗ-2106 (модификация не указана) и такого-то числа такого-то месяца приглашают в магазин оформить покупку. В случае неявки очередь вместе с правом на покупку указанной машины аннулируется. Что-то вроде этого. Итак, уплатив положенные 8500 рублей (или 8300), мы стали счастливыми обладателями автомобиля ВАЗ-21061. Машину мы, конечно, берегли. Летом выезжали на ней только пару раз в неделю — в болото за черникой да на луг на сенокос, иногда в ближайший город. Зимой хранилась в гараже, поэтому за целых 20 лет эксплуатации пробег был что-то около 50 тыс. км, и только недавно при интенсивной эксплуатации разменяла сотку.

Что же мы увидим в салоне? Стандартный набор: спидометр, тахометр (по моему мнению, наверное, лишний, хотя, может, кто-то и пользуется), счетчик суточного пробега и — борткомпьютер! А что? Время показывает, температуру тоже, значит, может называться борткомпьютером! Был еще кондиционер, только там присоска от времени рассыпалась, и он слетел со стекла. После поломки кондиционера от климат-контроля осталось только 2 режима: летом — жарко (печка выключена) и очень жарко (печка включена, чтобы радиатор не вскипел); зимой — холодно и тепло (греет замечательно, нареканий никаких — стекла по крайней мере не леденеют изнутри).

Ах да, еще магнитола. Никакой штатной акустики предусмотрено не было, посадочное гнездо было прочно забито заглушкой. Меломанов и «толкачей» акустики прошу не беспокоиться — кто на заре компьютерной эры слушал CD через компьютерную пищалку, тому не нужны колонки в багажнике и «усилок» на месте пассажира. Волну ловит, кассеты не жует, вот и ладно.

Внимательный и придирчивый читатель, возможно, разглядит мусор на ковриках. Но я на этой машине не девочек снимаю, а по лесам или полям родины прогуливаюсь. Бывает, что и по конкретной грязи.

С течением времени и от соляного тумана бамперы проржавели насквозь, и поскольку функция у них декоративная — поставил пластмассу, все равно ни то, ни другое от удара не спасет. Штатную алюминиевую решетку тоже снял и заменил на пластик. Агрессивный дизайн — это у Mustang, ну еще у Dodge Avenger. Но никак не у «немцев»!

В багажнике все на своих местах, и самое главное — запаска не под брюхом! Кто хоть раз пробовал поменять колесо у некоторых иномарок в снежной каше или осенне-весенней распутице — не раз недобрым словом поминал «гениальных» разработчиков, поместивших запасное колесо рядом с глушителем. Ну, может, за границей дороги шампунем моют, не знаю.

Здесь и насос — перед каждой поездкой проверить давление и подкачать. В бескамерных шинах давление держится годами, а в советских камерах — примерно неделю. Лопатка — чтобы откопаться, в основном из снега. Таких песков, чтоб завязнуть, в последнее время не встречалось. Вместимость багажника — два мешка. Или три, если прибраться. На крышу еще пара-тройка мешков поместится (я видел, как закинули пять — по-моему, перебор).

Под капотом — полуторалитровый движок. Хватает, чтобы по трассе везти 4—5 человек со скоростью под 110 км/ч. Больше — страшно, еще шасси из-под кузова улетит.

Расходы невелики. Раз в год заливаю 4-литровую канистру нафтановского масла 15W-40, меняю масляный и воздушный фильтры. Лет 7 тому назад была заменена подвеска и вторично переварены пороги с багажником + антикор днища + покраска. За все под 7 сотен, кажется. Важный аспект: стойкость металла к коррозии меньше, чем у консервной банки.

Этот автомобиль — неплохое подспорье для желающих научиться заворачивать крепеж вслепую, откручивать «прикипевшие» гайки, овладеть мастерством сварщика и маляра. Модель выходила с конвейера в течение 30 лет — немногие могут похвастаться такой живучестью. С одной стороны, стабильный спрос (уже даже дефицит), нет нужды беспокоиться о сбыте продукции, узлы и агрегаты практически полностью взаимозаменяемы с другими моделями, а с другой — без конкуренции полное отсутствие прогресса.

Кто-то весьма далекий от науки механики доказывал, что для комфортной езды нужен мотор под две сотни «лошадей» и объемом за 3 литра, да чтоб до сотки разгонял за 7 секунд. Это чтобы самым первым рвануть со светофора в час пик? При среднегородской скорости по Минску 22—26 км/ч? (Если ездить рано-рано утром и поздно-поздно вечером, попадая в «зеленую волну», то можно и все 30 км/ч!!) Ну сорвался первым, пометался из ряда в ряд, первым пришел к следующему красному светофору, полминуты еще подождал… Не скажу за весь город, но по проспекту Независимости от Октябрьской площади до улицы Филимонова как ни стартуй, как ни «шахматуй» — отрыв будет плюс-минус корпус-два. Часто такие «шахматисты»-стритрейсеры и создают пробки, заехав кому-нибудь в борт на перекрестке.

Для сравнения — ЗАЗ-965 при объеме двигателя 0,9 литра и мощностью в 27 л. с. разгонялся до 90 км/ч, а у броневичка времен Великой Отечественной с объемом мотора 3,2 литра — всего 50 «лошадей». Меньше, чем у «Жигулей»! Разные машины, разные задачи — не делайте культа из литража!

Бытует такое мнение: «Брать только не дизель, потому что в салоне и под капотом соляркой пахнет». Скажу по секрету: если в салон грузить канистры с бензином, то он пропитается парами похуже, чем в случае с соляркой. А если из-под капота доносится запах топлива — не важно, дизельного или бензинового, — нужно немедленно устранить течь, иначе в далеко не прекрасный момент вспыхнет будь здоров! Единственный недостаток дизельного двигателя — зимой наша так называемая «арктическая» солярка (по стандарту температура замерзания — минус 50 градусов по Цельсию) реально замерзает при минус 25. Причем не загустевает, не достигает предельной температуры фильтруемости, а конкретно превращается в лед!

Еще один миф: «Машина однозначно должна быть новая, только из салона, потому что брезгую брать б/у». Что ж, и такая философия имеет право на существование. Пусть это «новье» через пару-тройку лет рассыплется в труху, а равное по ценнику, но б/у проездит трехкратно свой ресурс при хорошем уходе? Я ни за что не агитирую, все равно будут и салоны, и автохаусы подержанных машин.

С правилами участия в конкурсе «Авто моё» и списком автомобилей, обзоры которых были ранее опубликованы или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.