Говорят, бывает любовь с первого взгляда, когда один раз увидел и понял — это на всю жизнь. Данная история о другом. Она о судьбе, когда где-то там кто-то решил, что нам суждено пересечься в этом мире — мне и моему Punto. Встретиться, присмотреться и полюбить.
Все началось с того, что моя почтенная «старушка» Sunny готовилась к 20-летнему юбилею. Каким бы хорошим ни был автомобиль, но ресурсы его не бесконечны, и если почти все в машине можно заменить, то кузов — отнюдь. Ох уж эта химия! Ну почему нельзя отменить хотя бы процесс коррозии, а из материаловедения вычеркнуть усталость металла.
В общем, пришла пора проводить верную «старушку» на пенсию, то есть передать в хорошие руки за скромное вознаграждение. Девушка я тогда была холостая, не могла ни с кем кроме родных и друзей посоветоваться, а в финансировании приходилось рассчитывать только на собственные доходы. Поскребла по сусекам, прикинула, во сколько оценят мою «старушку», и расстроилась. Сумма выходила более чем скромная.
Время шло, вопрос висел, а мысли не давали покоя. Вариант купить машину «здесь» отпадал. Все-таки у нас дороже — это раз, фраза «пробег по РБ» смущала — это два, качество техобслуживания неизвестно — это три, а уж какие превращения при подготовке к продаже у нас происходят — это порой вне конкурса. Поскольку рассчитывать могла только на себя, решила — автомобиль будет из Германии. Каждый день в интернете начинался с немецких профильных сайтов. В итоге все сошлось на Fiat Punto 2002—2003 годов выпуска.
По большому счету я никогда не была поклонницей «итальянцев». Просто это было то самое соотношение цена/качество, которое я могла себе тогда позволить! Расчет был прост: пригон, обкатка, не нравится — «в люди». Вроде бы ничего не теряла, кроме потраченных нервов. Короче, никакой любви с первого взгляда, только расчет и суровая реальность.
Вопросы вызывала лишь процедура перегона. Вариантов привоза много, но таких, как я, весной 2011 года было еще больше. Спрос, как известно, рождает предложение и повышает цены на услуги. А цены просто удручали. Поехать за машиной самой? Языка не знаю. Что, как и где делать — тоже. В общем, необдуманно и глупо. «Подсесть на хвост» знакомым «гонщикам»? А если выбранное на сайте не понравится — значит, деньги на поездку потрачены впустую?
Время шло, вариантов на сайтах становилось все меньше, цены все росли. Можно было махнуть на все рукой и… купить велосипед или даже стать пешеходом, но не в моем случае. И, видимо, в какой-то момент я так сильно пнула удачу, что она обернулась посмотреть на такую нахалку. Короче, в ту среду началось сплошное везение. Через длинную цепочку знакомых мне достался номер телефона хорошего человека с простым русским именем Михаил, живущего в Германии. Первый звонок не обрадовал, не обнадежил, но и не развернул. Мне обещали посмотреть. Уже через 30 минут из Германии перезвонили и сказали, что, к большому удивлению, вариант есть и даже не один. Посему нужны подробности о моих требованиях и предпочтениях. У меня их было всего четыре:
Остальное было вторично. Финансы ограничивали полет фантазии. То, что за мои деньги вариант «не бит, не крашен, один хозяин» — это фантастика, я тоже осознавала. Хотя владелец у моего на тот момент будущего автомобиля и правда оказался один. Четверг прошел в поисках вариантов и осмотрах. В пятницу утром Михаил позвонил и сказал: «Есть!» Надо было решать быстро. Цена замечательная, огрехи незначительные:
Долго думать было глупо, решение принято — беру! Неделя-две, и машина приедет на границу. Но вечером той же пятницы выяснилось, что планы Михаила изменились и уже в субботу он может пригнать автомобиль в Тересполь (польский город в нескольких километрах от Бреста). Удача все еще смотрела мне в лицо, потому что быстро нашелся автовоз, в субботу ночью выезжающий из Тересполя в Брест, и в этом автовозе оказалось свободное место.
Менее чем через 4 дня, в воскресенье поздно вечером, моя машина уже была на стоянке «Брест-СЭЗ». Дальше мою удачу прибила суровая белорусская реальность. Наутро я узнала, что мой номер очереди на «растаможку» — 820-й. Таможня перегружена, пропускная способность где-то 150 автомобилей в сутки. Контролируй как хочешь. Пропустил — опять в хвосте. Моя очередь подходила в субботу. Купила билеты на поезд себе и маме: все-таки вдвоем веселее скучать на таможне и в целом не так страшно. Потом было 9-часовое бдение на таможне, получение документов на руки. И… первая встреча с ним, с моим серебристым 3-дверным Fiat Punto II 2002 г. в. с бензиновым мотором объемом 1242 куб. см.
Сначала главными ощущениями были настороженность и неясность, никаких особых эмоций: ну, машина как машина. Влюбилась я в свой автомобиль уже по дороге в Минск. Это было почти 400 км удовольствия. Я уже не чувствовала усталости от бессонной ночи в поезде, от стояния в очереди на таможне. Я забыла, что мы в последний раз ели только накануне вечером и весь день держались исключительно на кофе из автомата. Я наслаждалась поездкой в своей новой машине. Да, она не идеальна. А где вы видели идеальные?
Подвеска жестковата, но по хорошей дороге автомобиль идет отлично и скорость не чувствуется вообще. Лично я больше 130 км/ч на нем не ездила, не люблю нарушать ПДД. А вот Михаил, когда ехал на этом Fiat из-под границы с Францией в Тересполь, чтобы успеть к автовозу, разогнался по автобану до 170 км/ч, о чем с удивлением признался мне по телефону. Мол, сам не ожидал такой прыти от такой несерьезной машинки. На высокой скорости шумоизоляция не совсем хороша, это компенсируют неплохие штатные колонки и 100-ваттный сабвуфер в багажнике. Музыка погромче — посторонних шумов поменьше.
С одной стороны, машина маленькая по габаритам и с ней гораздо проще найти место для диагональной парковки, а с другой — она достаточно широкая для автомобилей своего класса. Совсем комфортно водителю и пассажиру спереди. Сзади, как и у всех 3-дверных моделей, места маловато. Но поскольку машина покупалась для меня одной, а не для цыганского табора, этот вопрос мало заботил.
Огорчило отсутствие багажника. То есть он, конечно, есть в теории, но на практике я называю это пространство за сиденьями задним бардачком. Дорожный набор автомобилиста (аптечка, знак, огнетушитель, насос, 1 литр масла, 5 литров омывателя, перчатки, тряпки, щетки и другие мелочи) занимает добрую треть этого пространства. Рядом помещается максимум 3 мешка шпатлевки или клея для плитки по 25 кг. Хотя если дорожный набор достать, то можно без ущерба для подвески уложить в багажник 6—8 газосиликатных блоков. При сложенных задних сиденьях ровный пол хоть и не получится, зато стиральная машинка поместится на ура и даже с запасом.
Еще очень не хватает подогрева зеркал, особенно в снежно-дождевой период. Зато очень порадовало наличие заправленного кондиционера и электропривода руля (оказался удобной штукой при парковке в наших переполненных дворах). Понравилась и такая забавная функция фар, как «проводи меня домой» в частном секторе по темноте. Ну а остальное — стандартный набор.
Автомобиль имеет скромный «аппетит», в «еде» неприхотлив. Замечательно едет на 92-м бензине, особой разницы с ездой на 95-м отмечено не было, хотя некоторые утверждают, что она должна быть. За городом потребляет 5 литров на 100 км, в городе — 6,5—7,5 литра на сотню в зависимости от сезона.
По приезде в Минск машина первым делом побывала на СТО. Сразу заменить пришлось только левую стойку стабилизатора и стандартный набор: ремень ГРМ + ролики, помпа, два подтекавших сальника, ремень генератора, фильтры и масло в двигателе. С техосмотром проблем не было — 10 минут на линии и на 2 года свободны.
Темперамент моего Fiat проявился только зимой. Как любой приличный теплолюбивый «итальянец», он категорически отказывался заводиться при температуре ниже минус 30, не помогла даже замена аккумулятора. В остальное время заводится с пол-оборота. Год эксплуатации по нашим дорогам все-таки «убил» два амортизатора. Но менять пришлось все четыре, потому что «мертвыми» оказались один передний и один задний. Заодно поменяли и задние пружины.
Недавно пришлось обновить комплект сцепления, отжило свое выжимное. Старое оказалось еще заводским. А новое, оригинальное, настолько «мягкое», что боюсь теперь продавить пол, по привычке пытаясь с усилием давить на педаль. Замена сцепления помогла избавиться и от неприятной болезни, характерной, как оказалось, для Fiat Punto, — совершенно перестала скрипеть педаль сцепления.
В автосалоне ценник на эту машину стоял 2150 евро. Личный контакт с хозяином автомобиля показал, что того устроит 1700. Тщательный осмотр, тест-драйв в городских условиях и перечисленные недочеты убедили владельца, что 1400 — это замечательная цена. В итоге:
Итого: 2950 евро. А если учесть, что вся валюта покупалась в обменниках еще до знаменитого валютного коллапса по курсу 4000—4150 рублей за евро, то получается… В общем, удачно все получилось.
Возможно, кому-то было скучно читать очередную историю пригона автомобиля из Германии: мол, «плавали, знаем». А я попыталась рассказать об этом с женской точки зрения. Знай я тогда, что все совсем непросто, проблематично и нервно для непосвященных, вряд ли рискнула бы ввязаться. Но хорошо, что не знала. Согласитесь, для женщины, как правило, самостоятельно покупать машину — почти то же самое, что мужчине самостоятельно покупать косметику. Тут мало хотеть, тут знать и уметь надо.
Наверное, будет много тех, кто назовет мой автомобиль старым, несерьезным и недостойным внимания. А я не буду спорить. В этом мире все имеют право на жизнь и не каждому ездить на новинках мирового автопрома. По крайней мере, дайте другим возможность отличаться от вас. А мой автомобильчик тем временем продолжает менять сознание друзей, ибо все, кто на нем покатался, изменили свое мнение об этой машинке и стали относиться к ней гораздо серьезнее.
С правилами участия в конкурсе «Авто моё» и списком автомобилей, обзоры которых были ранее опубликованы или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.