Как-то в самом начале «нулевых» решил я себе приобрести Audi 80 B4. Остановился на двигателе 1,9 TDI. Рассуждал примерно так: неплохой практичный автомобиль, довольно удачный мотор с приемлемой мощностью и экономичностью (ездить предстояло много). Недели три поисков увенчались успехом. Неплохая «аудюшка», не битая, с «живой» подвеской. Двигатель с нормальными внешними признаками. Прекрасно заводится, ровно работает, лишних вибраций нет, звук отличный. Не дымит, не коптит. Не пыхтит из-под щупа и клапанной крышки. В общем, все вроде нормально. Но сели проехаться — слегка «туповата». Тогда я не обратил на это внимания, а потом…
К тому же хозяин автомобиля предупредил, что машина немного «тужит», так как засорился топливный фильтр (он как раз его купил, но поменять не успел, в багажнике лежит). Ну, надо так надо. Тем более цена была озвучена такая, что оставался запас средств на возможные ремонты. Оформил документы, получил номера, загнал автомобиль на сервис, заменил ремни-жидкости, топливный фильтр и выехал прокатиться. Что-то как-то вроде ничего не изменилось. Машина набирает скорость медленно, выехал на трассу — еле-еле 120 км/ч и больше не разгоняется. М-да, думаю, надо что-то делать.
Записался на диагностику. Назначили дату, время, сказали не опаздывать, потому как сервис солидный, машин много, все по времени. Приехал. Сначала заставили помыть автомобиль на их мойке, хотя он вроде был не грязный, а потом я ждал около часа, пока чинили омыватель заднего стекла на каком-то Mercedes. На мой вопрос: «А как же с моим временем?» — ответ был таков: владелец Mercedes — один из их начальников, его машина обслуживается вне очереди.
Закончив с мерседесовским омывателем, механик взял ноутбук, подошел к моему автомобилю, подключил клеммы, попросил завестись-погазовать и вынес вердикт:
— Это у вас, скорее всего, расходомер.
— Скорее всего, расходомер — что? — спросил я.
— Накрылся! — уточнил мастер. — С вас столько-то тысяч.
— А почему «скорее всего», а не точно?
— В вашей машине «мозги» старого типа, компьютер расходомер воздуха не тестирует, а других ошибок не видно, значит, скорее всего, он.
— Ну и что мне делать?
— Не знаю, надо менять, видимо. А сколько стоит? Баксов 250—300, наверное (по тем временам месячная зарплата выше среднего. — Прим. автора).
«Замечательно, — думаю, — вот это диагностика! „Наверное“, „скорее всего…“ А если не расходомер?»
— А платить-то за что? — подхожу к расчетному окошку.
— Как за что? За компьютерную диагностику! — удивились там. — Вот вам и диагностическая карта — смотрите, у вас все в порядке!
Стараюсь ко всему в жизни относиться философски, искать радости в малом. Рассчитался и, успокоив себя тем, что хорошо хоть в спину не плюнули, ретировался на свежевымытой, но по-прежнему плохо тянущей машине. Заехал на рынок, взял два б/у расходомера, поменял поочередно, ничего не изменилось. Значит, не в этом дело…
Ладно, думаю, Audi — это тот же Volkswagen, по крайней мере двигатель, коробка… Начал звонить на специализированный сервис, но там обслуживать автомобиль категорически отказались. Только Volkswagen и никаких гвоздей! Что делать? Полистал газету и нашел мастерскую с громким названием. Звоню. Рассказываю. Баритон в трубке меня сразу же успокоил: «Аудзи восемдзесят бэ чатыры? 1,9 ТДИ? Знаю-знаю! Плоха разганяецца и больш за сто дваццаць ни бяжыць?»
Оказывается, как раз вчера у них был точно такой же автомобиль, с точно такими же проблемами, которые в итоге были успешно разрешены. Я обрадовался, лег спать пораньше и с самого утра был по назначенному адресу. Машину подняли на подъемнике, и угрюмый автослесарь (почему-то он мне показался практикантом) начал раскручивать хомуты на глушителе. На мой вопрос, что он собирается делать, подмастерье не отреагировал.
Он молча снял ту часть глушителя, в которой находится катализатор, и понес ее в подсобку. Спустя пару минут из подсобки донеслись раскатистые удары. Я подошел поближе и через открытую дверь увидел следующую картину: снятая часть глушителя зажата в огромных тисках, в ней торчит монтировка, по которой мой новый знакомый фигачит здоровенной кувалдой. Из противоположного отверстия вываливаются куски какой-то пористой субстанции… В картине происходящего было нечто монументальное. Практикант, в своей трудовой сосредоточенности, напомнил мне героев советских плакатов, кующих огромными молотами счастливое будущее.
В то время как я задумчиво смотрел на происходящее, сзади ко мне незаметно подошел мастер, жующий бутерброд. На мой вопрос, что делает ваш человек, мастер ответил, что выбивает катализатор. Судя по всему, он (катализатор) забился, не дает возможности выхлопным газам выходить свободно, со всеми вытекающими — потеря мощности, скорости… Вчера пригоняли точно такую же машину, они в ней выбили катализатор и она поехала! А вообще, переживать мне по поводу утраты данной части автомобиля не стоит, так как она несет лишь экологическую нагрузку, придумана буржуями с целью уменьшения вредных выбросов в атмосферу и на постсоветском пространстве, соответственно, совершенно не востребована. Выбьем — тяга по-любому улучшится.
Я почему-то не совсем поверил мастеру, но спорить не стал. Мне сама эта ситуация изрядно надоела, в помещении было холодно, я замерз ждать. В общем, мне хотелось, чтобы все поскорей закончилось… Покончив с остатками редкоземельных металлов в выхлопной трубе моего автомобиля, практикант водрузил часть глушителя на ее прежнее место, машину опустили на землю, я посадил рядом мастера и с замирающим сердцем выехал за пределы СТО… Нажимаю на педаль… Динамика осталась на прежнем уровне. Не изменилось ни-че-го!
Сидящий рядом мастер не поверил, сел за руль сам, проехал… «Странно, — сказал он. — Очень странно. Ладно, придется Михалыча просить». По правде говоря, после того как я увидел, что произошло с катализатором, мне какого-то Михалыча как-то не очень хотелось, но… Меня загнали в другой бокс и оставили ждать в холодном полумраке.
Через пару часов ворота распахнулись и в помещение, на мгновение застыв в лучах заходящего зимнего солнца, уверенно вошел кряжистый мужчина лет сорока пяти. Я еще почему-то тогда подумал, что подходящим фоном для его появления был бы саундтрек из фильма «Хороший, плохой, злой».
Сегодня, вспоминая свои тогдашние злоключения, я задаю себе вопрос, чем же так располагал к себе Михалыч? Наверное, игрой на контрастах. Вкупе с простецкой мужицкой наружностью и говорком у него был достаточно богатый словарный запас, он свободно оперировал правильными техническими терминами и показывал неплохое знание сути фундаментальных механических и физико-химических принципов работы автомобиля. Возможно, служил механиком-водителем в танковых войсках. Не исключено даже, что после курсов политруков и младшего комсостава он закончил технический вуз.
Все свои гипотезы и предпринимаемые действия Михалыч озвучивал, сверкая в полумраке золотым зубом и периодически оглаживая огромными пальцами свои усы, словно пытаясь придать им идеальную форму. Сначала просунул голову в салон и попросил газануть «до плешки». Убедившись в том, что двигатель развивает достаточные обороты, немного успокоился. Потом проверил правильность угла опережения впрыска, потом посмотрел на турбину (поморщился немного, но всем видом показал: не-а, не оно).
Может, нарушена вентиляция бака? Открыли крышку заливной горловины, проехались — ничего не меняется. Ага, возможно, забита топливная магистраль? Налили в канистру солярки, поставили в моторный отсек, пустили в нее два топливопровода (подача и обратка), проехались — никаких изменений. Потом сняли глушитель вовсе и, пугая громовыми раскатами пешеходов, промчались по дороге. Не-а, нет динамики, нету!
Михалыч сказал, что остается одно — проверка компрессии. Долго не могли то ли открутить форсунки, то ли достать какие-то шайбы, не помню. Помню только, что Михалыч крепко матерился, пытаясь то ли что-то открутить, то ли что-то поймать в моторном отсеке своими здоровенными ручищами. Начали мерить. Три раза замеряли, три раза получали различные показания. Мало того что разные, так еще даже теоретически не сопоставимые с дизельным типом двигателя.
Потом зашел мастер, ласково выругался (пожурил Михалыча) и сказал, что компрессометр неисправен и вообще, время позднее, пора расходиться. Завтра с утра возьмем новый прибор и измерим. Не знаю, почему, но я облегченно вздохнул, заплатил за диагностику (еще раз за компьютерную) и выбивку катализатора и поехал спать.
На следующий день, уже новым прибором, померили компрессию. Помню только, что получили настолько низкие величины, что при них даже бензиновый двигатель работать не мог бы. Михалыч, торжествуя очередную победу своего технического гения над загадкой неисправности отдельно взятого автомобиля, глубоко выдохнул, достал из нагрудного кармана трогательную расческу, поправил укладку и по-отечески положил мне руку на плечо — вот видишь, мол, выяснилась причина! Тебя кинули, подсунули машину с «дорезанным» мотором. На вопрос, что делать, Михалыч дал нормальный такой, с одной стороны, простой, а с другой — конгениальный в своей крестьянской хитрости совет: заливай «доктора», чтобы поднялась компрессия, и продавай! Я спросил: «А чем это чревато?» — «На месяц-полтора хватит, а дальше какая тебе разница? — успокоил меня Михалыч. — Может, заклинит, а может, и нет…»
Ну, я так не могу. Я человек мягкий, тонкой душевной организации, в детстве прочитал книжку «Бемби». Если я «впарю» кому-то «фуфленный» таким образом «автос», меня моя вражина-совесть вконец изведет. Заболею еще, на нервной почве, прыщами покроюсь, эрекция утренняя пропадет. Оно мне надо? Не, думаю, заливать ничего не буду, буду продавать как есть. Купят так купят. Я ж купил.
После сервиса с громким названием я объездил еще в общей сложности три станции. Везде мне делали компьютерную диагностику, смотрели топливный насос, газовали, садились, ехали. Результата — ноль. На одной СТО молодые и очень толковые хлопцы, на спор, тестировали мою машину часов пять. Все по полной программе. Топливная, воздушная, выхлопная системы, турбина. Снимали трубочки с клапанов, втягивали в себя воздух, нюхали, слушали фонендоскопом, как хирурги. Даже денег не взяли. Развели руками. Честно так, по-мужски — не знаем, в чем дело, знаем одно — чудес не бывает. Они, кстати, еще раз измерили компрессию. Оказалось, что во всех четырех цилиндрах она полностью соответствует норме. Как намерил в прошлый раз такие «жудасные» величины «чистильщик» Михалыч, мне до сих пор непонятно. Вроде трезвый был…
Как сейчас помню, 31 марта дал объявление. А на следующий день наступил апрель, настоящая весна. Позвонил дед, сосед по даче, попросил помочь спилить клен, который шибко разросся возле его дома. Я приехал, сделал дело, помыл и пропылесосил авто, погрузил семью, соседей и поехал обратно в город. Еду и ловлю себя на мысли: то ли мне кажется, то ли моя машина, загруженная под завязку, слишком хорошо тянет? Начинаю разгоняться и с удивлением обнаруживаю, что мой автомобиль едет 130, 140, 150 км/ч… Больше разгоняться груженым не стал.
Всех развез, приехал в свой двор, вышел из машины, смотрю на нее и начинаю вспоминать — что ж я такого сделал с автомобилем? Мыл. И что? Смыл грязь, которая мешала? Глупости. Вода попала в проводку, и обрыв в цепи «законтачил»? Смешно! Пылесосил и высосал грязь из… Не-а!
Начал вспоминать последовательность своих действий. Открыл, вынул коврики… Стоп! У меня с водительской стороны два махровых коврика. Как предыдущий хозяин положил, так я и не трогал. Залезаю, смотрю — точно. Два толстенных коврика, один на другом. Сдвигаю их немного вперед и вижу, как они легко залезают между педалью акселератора и ограничителем. Сажусь, завожу машину, газую — обороты предельные, доходят до «красной зоны».
Начинаю двигаться и чувствую, точнее, начинаю понимать, что педали просто не хватает хода, чтобы нормально разогнать двигатель под нагрузкой. Вытаскиваю коврики, снова еду — все ok! И это я столько времени, нервов и денег положил на эти диагностики. Поехал за город, еще раз во всем убедился. Потом остановился на обочине весенней трассы, как Штирлиц, возвращающийся из Берна. Только не для того, чтобы поспать, а чтобы посмеяться вволю, пока никто не видит, а то точно подумали бы, что ненормальный. По данному мною ранее объявлению о продаже «Audi 80, 1,9 TDI, не бит, не крашен» еще долго звонили покупатели. Всем отказал. Зачем продавать хороший автомобиль, если недавно сам его искал? Как говорится, такая корова нужна самому.
* * *
Свои истории присылайте на электронный ящик dl@onliner.by. C правилами участия в конкурсе «Мастерская» можно ознакомиться здесь.