Никогда еще эвакуация автомобиля в Минске не привлекала внимание такого числа журналистов. Причина — судебный прецедент. Закончилась процедура конфискации первой машины, изъятой за пьяное вождение. На эвакуаторе Fiat Stilo (2002 г. в.) отправили на склад временного хранения, где чуть позже будет произведена оценка стоимости автомобиля (предварительно названа сумма в 55 миллионов рублей). Кто-то из видеооператоров во время мероприятия спросил: «А где же рыдающий водитель?» По понятным причинам он не явился. Даже после суда мужчина наотрез отказался от комментариев. «Накануне водитель пришел, передал ключи и документы. Видно было, что он сожалеет», — рассказали судебные исполнители. Они уточнили, что машина зарегистрирована на другого человека. Кстати, в этой связи открылся интересный юридический нюанс.
— Ручки дверей снаружи и изнутри присутствуют, — судебный исполнитель дотошно проводит процедуру описи Fiat.
— Аккумулятор в машине есть, — помечают коллеги.
— На колесах установлены колпаки... Шины — разные. На передней оси «Белшина», на задней — Uniroyal, — фиксируют сотрудники суда. Параллельно они делают снимки повреждений.
Журналисты стали свидетелями окончательной процедуры изъятия. Ведь процесс конфискации нельзя провести сиюминутно, на месте задержания пьяного водителя. Медосвидетельствование, суд, приговор... Все формальности должны быть соблюдены. В случае с этим Fiat все началось чуть больше месяца назад. Водителя остановили 27 октября на 1-м км МКАД (в районе развязки с пр. Независимости, Первомайский район города). Подозрения инспекторов подтвердились на медосвидетельствовании: у мужчины обнаружилось чуть менее 1 промилле алкоголя. А при разбирательстве выяснилось, что 14 октября его уже задерживали нетрезвым. После этого было возбуждено уголовное дело по статье 317¹ — за повторное в течение года пьяное вождение.
Суд был скорым (он состоялся 13 ноября, через три недели после вступления в силу антиалкогольных поправок!): назначить специальную конфискацию автомобиля, исправительные работы сроком на полтора года, лишение водительских прав на три года, а также штраф в размере 300 базовых величин (39 миллионов рублей). Машина была доставлена на штрафстоянку, больше за руль этого автомобиля водитель не садился, да и, похоже, не сядет.
Некоторое время судебные исполнители не могут найти номер кузова. К поиску подключаются сотрудники ГАИ. Наконец искомые цифры обнаруживаются в салоне, под ковриком. Позже судебные исполнители объяснят, что имущество, находившееся в салоне автомобиля, вернут водителю. Но сразу сделают оговорку: «Кроме того, что входит в базовую комплектацию». Что это значит?
— Например, запаска, домкрат, огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка входят в комплектацию. А вот банку с тормозной жидкостью, две пачки печенья и энергетический напиток вернем, — объясняет старший судебный исполнитель суда Первомайского района Алексей Кирилюк. — В данном случае в машине ничего дополнительно установлено не было. Четыре литра топлива в бензобаке будут оценены отдельно от стоимости автомобиля. Эту сумму компенсировать водителю не будут.
Тем временем судебные исполнители пытаются завести Fiat. Двигатель предпринимает попытку, но безуспешно. Аккумулятор за долгое время нахождения автомобиля на стоянке окончательно разрядился. Когда-то машина была куплена в Бельгии, поставлена на учет в Гродненской области (на хетчбэке установлены номера этого региона), а сейчас будет конфискована в Минске. Вот такая необычная судьба.
— Автомобиль зарегистрирован на другого человека, — рассказала специалист по агитации и пропаганде ГАИ Первомайского района Екатерина Журимская. — Но реально машиной пользовался именно задержанный. Он проживал в Боровлянах.
Автомобиль будет снят с учета после продажи, уточнили судебные исполнители. Сейчас же машину грузят на эвакуатор. Пока лебедка тянет Fiat на лафет, специалист объясняет: «В соответствии с указом №558, которым регулируется порядок работы с имуществом, арестованным и обращенным в доход государства, транспортное средство доставят на склад временного хранения. Список таких складов утвержден этим же документом. В данном случае это будет госорганизация ТД „Восточный“».
— Машина относительно в удовлетворительном состоянии, — сделали вывод судебные исполнители. — Предварительная стоимость — около 55 миллионов рублей. Однако окончательную оценку даст специальная комиссия по работе с имуществом. Это займет от 14 до 20 дней. Только после этого автомобиль появится в продаже. После его реализации полученные средства поступят в государственный бюджет.
Во время разговора с сотрудниками суда зашла речь о важном юридическом нюансе. Накануне и после вступления в силу «антиалкогольных» поправок неоднократно подчеркивалось, что принадлежность транспортного средства не имеет значения. Даже если за рулем будет находиться не владелец, а его пьяный брат, друг или сын, то машину конфискуют. Предполагалось лишь одно исключение: если за рулем был угонщик.
— В данном случае приговор не был обжалован (на это отводилось 10 дней), — прокомментировали судебные исполнители. — Однако теоретически у собственника транспортного средства есть возможность в течение трех лет обратиться в суд к водителю с гражданским иском о возмещении убытков, понесенных в связи с конфискацией автомобиля. Однако какой будет судебная практика, пока неизвестно. В рассмотрении сейчас находятся еще несколько аналогичных уголовных дел.
Когда водитель Fiat приходил отдавать ключи и документы, он заявил судебным исполнителям, что никогда не будет садиться за руль, во всяком случае пьяным. Разумеется, мы не знаем, как сложится его судьба и удастся ли ему выполнить обещание. Тем более что мужчине явно не до того — ему предстоит выплатить огромный штраф (39 миллионов рублей).
— Статистика показывает, что сразу после вступления в силу антиалкогольных поправок, количество нетрезвых водителей снизилось, — обращает внимание руководитель пресс-службы Миской ГАИ Татьяна Харлинская. — В первые дни такие случаи фиксировались, но реже. Однако затем все вернулось к прежним показателям: например, в минувшее воскресенье в столице были задержаны 15 нетрезвых водителей. А всего с 24 октября — 36 так называемых «повторников». Делать глобальные выводы, конечно, рано. Поправки в законодательстве были направлены на изменение ситуации, ведь пьяный не способен объективно оценивать дорожную обстановку, а это нередко приводит к ДТП — иногда с пострадавшими и погибшими. С начала года в городе зафиксировано 40 учетных аварий, виновниками которых стали нетрезвые водители.
Как говорят специалисты, предотвратить пьяные ДТП можно разными способами, но первейший — ограничить продажу алкоголя. По данным ВОЗ, Беларусь — чемпион мира по употреблению крепких напитков. На душу населения (включая младенцев и стариков) приходится 15,1 литра этилового спирта, 12,4 из которых относится к крепким напиткам! Для сравнения: в Украине — 12,33 литра, в России — 12 литров. Следующая в этом позорном списке Нигерия — 11,73 литра. Вывод один: славяне много пьют и часто гибнут в ДТП.
Две недели назад наконец-то об ограничениях продажи алкоголя заговорили в правительстве. Заместитель премьер-министра Анатолий Тозик заявил, что намерен внести в правительство предложение о запрете продажи спиртных напитков на АЗС. Он считает недопустимым, что участники движения могут беспрепятственно купить на заправочной станции спиртное. Хочется верить, что это будет только первым шагом по отрезвлению.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by