Бремя тяжкого груза. ГАИ проверила, что делают тяжеловесы в центре Минска

 
20 января 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Как-нибудь, стоя в столичном заторе, оглянитесь на соседей по потоку. Вы наверняка увидите фургоны, самосвалы, панелевозы, бетономешалки, тракторы... Весомая доля минского трафика состоит из большегрузов, которым, если разобраться, вообще не место в городе, а тем более в центре. Полбеды, что они создают нервозность, ограничивают обзор и вынуждают водителей легковушек отчаянно маневрировать. Сами шоферы грузовых автомобилей часто попадают в аварии с пострадавшими и погибшими. Вообще, что они все делают на минских улицах? Спецподразделение Минской ГАИ проверяло это во время рейда. Оказалось, некоторые водители тяжеловесов даже не знали, что им запрещено ехать, например, по проспекту Независимости.

Проспект Победителей возле строящегося микрорайона Лебяжий. Навстречу автомобилю ГАИ по третьей (!) полосе резво движется грузовой МАЗ. В кузове — металлоконструкции.

Инспектор разворачивается, включает спецсигналы. Через несколько секунд немного удивленный нарушитель выходит из кабины, в руках — накладные.

— В манеж еду, — кивает водитель МАЗа в сторону «Минск-Арены». Затем он начинает торопливо жаловаться на легковушки, которые не дают перестроиться. — Посмотрите, как они ездят! Кто меня на такой дуре пропустит?

— А как вы вообще оказались в третьей полосе? — задает резонный вопрос инспектор. — Понимаю, что в крайней правой бывают припаркованные автомобили, а сейчас край проезжей части плохо почищен и движение здесь может быть затруднено. Но зачем двигаться по третьей?

На это шоферу сказать нечего. Он вяло обращается к своему предыдущему аргументу, но напоследок соглашается с нарушением и просит: «Прочитайте мне правила. Или просто скажите, моя — вторая полоса?»

— В пункте 79 ПДД сказано: грузовые автомобили с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, колесные тракторы и самоходные машины могут перестраиваться в другие полосы движения левее второй полосы только для объезда препятствия, поворота налево или разворота, — цитируют сотрудники ГАИ.

Мужчина за рулем около 40 лет, однако почему-то этот пункт правил не знает. Или, может, потому и не в курсе, что сдавал экзамен даже не по прошлой редакции ПДД? А как же инженер по безопасности движения предприятия? Инспекторы считают, что водитель лукавит: все он прекрасно знает, просто не хочет признавать нарушение. Ведь такой большой габаритный автомобиль в третьей полосе все равно как огромный шкаф посреди тесной комнаты — ни обойти, ни объехать. Большегрузы трогаются медленно, сильно ограничивают обзор, еще и прижмут ненароком. Это провоцирует водителей легковушек на «слепые» перестроения, что всегда рискованно: если через стекла легковой машины еще можно увидеть, что происходит впереди, то через железные борта самосвала — нет.

Кстати, именно в этом месте проспекта Победителей месяц назад было зафиксировано происшествие с пострадавшим. Тогда фигурировал как раз грузовик — внедорожник Toyota врезался в стоявший МАЗ. Водитель тяжеловеса объяснял, что поворачивал направо, на стройплощадку. Но очевидцы утверждали: тот стоял во втором ряду за час до аварии.

Ну а патрульный автомобиль уже выезжает на МКАД. По словам инспекторов, дальнобойщики на фурах любят двигаться по крайней левой полосе. В ГАИ обращают внимание: пункт 79 касается не только автопоездов, но и всех остальных грузовиков общей массой более 3,5 тонны. А значит, список очень большой: сюда попадают некоторые модификации небольших грузовичков вроде Volkswagen LT, Mercedes Sprinter, Fiat Ducato.

А вот как раз Iveco Daily в крайнем левом ряду. Из-за ограниченного обзора фургон или грузовик на скоростной полосе тоже фактор аварийности. Сколько раз такой автомобиль уходил в сторону, а ехавшему следом водителю легковушки приходилось либо резко тормозить, либо уходить от стоящей по какой-то причине машины. Некоторые не успевали.

В момент съемки водитель Iveco перестроился в средний ряд

Водителя Iveco через громкоговорящее устройство просят притормозить. Однако уже через несколько минут выясняется, что он как раз ничего не нарушал: общая масса его грузового автомобиля составляет ровно 3,5 тонны. То есть пункт 79 его не касается.

Впрочем, в статистику аварийности попадают все грузовики, вне зависимости от их массы и грузоподъемности. В Минске при их участии совершается каждая пятая учетная авария (с пострадавшими и погибшими). Это косвенно свидетельствует о грузовом трафике в городе — его слишком много. Причем не совсем ясно, куда такие машины едут и зачем? Вот, например, что делает трактор в третьей полосе улицы Немиги? То есть контроля со стороны собственника транспортного средства (предприятия или организации) нет. Как правило, с этим разбирается только ГАИ уже по факту нарушения. А как же профилактика со стороны транспортников?

8-й километр. На этом участке проспекта Независимости четыре полосы. Много фур движутся в направлении трассы М1. Некоторые водители считают два правых ряда слишком медленными. Инспекторы останавливают сразу несколько автомобилей. Первый нарушитель, водитель грузового МАЗа, объясняет: «Так я же чтобы не мешать...»

— Можно было не мешать и во втором ряду, — замечают сотрудники ДПС, составляя протокол. Нарушение оформляется по части 6 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части. На первый раз предусмотрен штраф от 1 до 5 б. в. Но при повторном нарушении он вырастает до 2—8 б. в.

Следующий водитель самосвала вспоминает, что раньше за это нарушение могли даже лишить прав. Сотрудники ГАИ подтверждают: было такое, но при внесении очередных поправок в КоАП эту меру убрали.

На данном участке проспекта остановили еще несколько нарушителей. Кое-кто умудрился забраться аж в крайний левый ряд. Вероятно, опережал «тихоходов».

Одно из мест, где часто можно увидеть патруль ДПС, отлавливающий большегрузов, — площадь Калинина. Многие не знают, что на участке проспекта Независимости от улицы Филимонова до площади Независимости и прилегающих улицах установлены знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» (в том числе с прилегающих улиц). Важный момент — на знаках указано «1,5 тонны». То есть движение разрешено сверхлегким грузовичкам массой полторы тонны или меньше, если такие существуют.

— А что вообще считать грузовым автомобилем? Например, некоторые внедорожники могут весить и более четырех тонн. Их запрет тоже касается? — спрашиваем.

— Внедорожников — нет. В техпаспорте всегда указывается тип транспортного средства — легковой и хетчбэк, например. Так называемые грузопассажирские автомобили (у них обычно за водительским располагается еще один ряд сидений) под данный запрет тоже не попадают. В ПДД на этот счет сказано: требования знака 3.4 не распространяются на грузовые автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров.

Первый остановленный водитель Volkswagen LT долго не мог поверить, что не имеет права ехать по проспекту. Он несколько раз уточнил: речь о массе или грузоподъемности?

— В техпаспорте указана масса вашего автомобиля — 3200 кг, — терпеливо объясняет инспектор. — Тип — грузовой. Стало быть, знак касается этого транспортного средства.

— Впервые слышу, чтобы за это останавливали. А покажите правила!

Он долго смотрит в книжицу, потом возвращается в машину и недовольно отсчитывает 130 тысяч рублей... 500- и 1000-рублевыми купюрами.

Вообще-то категорически исключать грузовой транспорт даже на проспектах нельзя. Иначе кто будет вывозить мусор и расчищать от снега проезжую часть? В ПДД оговорено, кого могут не касаться требования знака 3.4. Это машины дорожно-эксплуатационной и коммунальной служб, автомобили с наклонной белой полосой на бортах и другие транспортные средства, обслуживающие торговые и другие организации, расположенные в обозначенной зоне (граждан, проживающих или работающих в данной зоне), а также транспортные средства, принадлежащие гражданам, проживающим или работающим в этой зоне, при отсутствии иных возможностей их подъезда.

Однако такие автомобили должны въезжать в запретную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке. А вот почему нужно возить панели, строительные блоки и кирпичи через центр города, понять не так просто. Проверить точку А и точку В легко по накладной.

Сейчас как раз предоставляется возможность уточнить маршрут у еще одного тихохода. Во второй полосе проспекта движется погрузчик: он едет со скоростью не больше 30 км/ч, водители легковушек боязливо опережают его. Может, направляется убирать?

— На базу следуем. У нас же кризис… Навигация требует по кратчайшему маршруту ехать, — с ходу выкладывает все секреты шофер.

Это абсолютно честное объяснение: зачем наворачивать круги, что-то выдумывать, если можно прямиком — транзитом через главный проспект? И пусть все подождут. Ничего, что увеличение нагрузки на центр провоцирует еще большие заторы. Мотив сэкономить сильнее желания продумывать маршруты. Нарушение оформляют. Водителю придется оплатить штраф.

Очевидно, что в Минске много лишних грузовых автомобилей. Это совсем необязательный трафик для города, несущий ворох проблем его жителям. Контролировать тяжеловесы постфактум, то бишь штрафовать за уже совершенные нарушения, не всегда эффективно. Нужны системные меры со стороны транспортников: развитие логистических центров, координация перевозок крупногабаритных грузов, организация доставки продуктов в магазины иным способом, специальное обучение водителей грузовиков, которые все-таки будут передвигаться по столице. Пока же лишними в городском потоке порой кажутся легковушки.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by