Сейчас в ГАИ обратили внимание: водители перестали уступать дорогу автомобилям со спецсигналами. Проблеме не один год, но теперь вопрос особенно актуален — по словам инспекторов, при сопровождении колонны снегоуборочной техники не раз возникали аварийные ситуации. Когда идет 10—12 МАЗов в сопровождении ГАИ, кто-то непременно пытается подрезать или вклиниться, словом, создает не просто неудобство, но и опасность. Вчера в Минске провели упреждающую акцию.
Улица Тростенецкая. Рейд умышленно проводился днем, когда поток не такой интенсивный и на шестиполосной дороге (пусть даже крайний правый ряд заставлен припаркованными автомобилями) есть возможность принять правее. Схема была простой: инспектор включает проблесковые маячки красного и синего цвета, при необходимости задействует звуковой сигнал. Если кто-то и в этом случае не действует согласно ПДД — его просят остановиться и проводят беседу. Сразу оговоримся: ни одной штрафной квитанции во время вчерашней акции выписано не было. «Это сделано, чтобы привлечь внимание к проблеме, а не наказать», — объясняет старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Ленинского района Татьяна Красий.
Итак, служебный автомобиль стартует со стороны автовокзала «Восточный». По легенде поступает срочный сигнал, машине нужно следовать на место вызова. Инспектор включает спецсигналы. Смотрим на реакцию: вот водитель Toyota сразу снижает скорость, включает «аварийку» и останавливается справа — это абсолютно правильно. Каждый второй автомобилист действует примерно так же — если не останавливается, то хотя бы замедляется.
Однако есть еще половина водителей, которые даже не снижают скорость. Мужчина за рулем Citroen Xantia был остановлен первым. Когда от него требовалось уступить дорогу, он разговаривал по телефону, при перестроении указатель поворота не включил.
— Почему по телефону во время движения разговариваете? Кому потребовалось совершить такой срочный звонок? — спрашивает инспектор.
— Я не звонил, — оправдывается водитель. — Это мне набрали…
— Поэтому не видели включенных спецсигналов? Помните, как должен действовать водитель?
— Надо уйти вправо, остановить автомобиль. Я так и сделал. Просто не сразу… Я ж сигнал услышал. Телефон этот… Я лучше в следующий раз звонок отклоню. Исправлюсь, — мужчина обрадован, что обойдется без штрафа, благодарит и спешит распрощаться.
В ГАИ напоминают: при приближении автомобилей с включенными синими и красными маячками водители попутных, а при отсутствии разделительной полосы также встречных автомобилей должны занять крайнее правое положение в правой полосе движения и остановиться. Если идет колонна, то начинать движение можно только после проезда замыкающего.
Рейд продолжается на этой же улице. Служебный автомобиль с включенными спецсигналами проехал буквально сотню метров, как едва не произошла аварийная ситуация — с заправки налево поворачивал Peugeot Partner. Обзор был ограничен для него разворачивающимся грузовиком. Водитель каблучка выскочил аккурат наперерез машине ГАИ, когда та двигалась с включенными спецсигналами.
— Ну простите. Знаю, что нарушил. Все признаю, — автомобилист виновато улыбается.
— Как же с вами так случилось? — спрашивают сотрудники ГАИ.
— Ну вы сами видели — автомобиль на разворот стоял. А тут машин нет, ну я и поехал. Я ж вас пропускал, ребята… — водителя также отпускают с предупреждением.
По словам инспекторов, у большинства нарушителей объяснения такие же: не видел, не заметил… С одной стороны, в это можно поверить: дорожная ситуация быстро меняется, в зеркале заднего вида не всегда увидишь мигалку, а если в салоне громко играет музыка, то и не услышишь сирену. С другой — при движении колонны маячки включены не только у автомобилей ГАИ, но и у машин дорожников. Не заметить такую иллюминацию еще надо умудриться. Но умудряются же!
— Это сейчас сухой асфальт, ясный день, и водители все равно не уступают, — рассказывает инспектор ДПС ГАИ Ленинского района Евгений Казарин. — А представьте, что происходит в реальных условиях — ночью да в снегопад? За последнее время на меня трижды лоб в лоб выезжали. Несмотря на включенные маячки!
Как-то во время подготовки репортажа о дорожниках на МКАД мы столкнулись с такой же проблемой: легковушки как будто нарочно пытались проскочить между двумя огромными снегоуборочными машинами. Водители МАЗов рассказывали: «Нам-то ничего не будет, в худшем случае бампер помнет, а вот легковушку выбросит в кювет или еще хуже — в столб». Кроме того, автомобиль обсыпает песком, мелкими камнями, волна снега вылетает из-под отвала прямо на лобовое стекло. Словом, приятного мало.
Остановленный водитель Opel тоже сразу признает нарушение: да, должен был уступить, принять вправо и остановиться. Он четко знает этот пункт ПДД. Почему не остановился? Тут можно только предполагать: ну как все, думал, что не помешает, наверное.
— Вообще-то за такое нарушение предусмотрен штраф от 2 до 10 базовых величин с лишением прав на один год или без лишения, — предупреждают на всякий случай инспекторы. — Если же еще была создана аварийная обстановка — штраф от 5 до 20 базовых величин с лишением прав до двух лет или без лишения.
Сотрудники ГАИ меняют тактику. Заметив МАЗ дорожной службы, решают сопроводить его. Это вполне реальная ситуация. Проблема в том, что колонна всегда движется медленнее потока, поэтому у некоторых водителей возникает большое желание аккуратненько опередить ее и умчаться вдаль. Как раз в таких случаях и возникают аварийные ситуации. Водители понимают, что инспекторы не будут отрываться от колонны, останавливать и штрафовать. Но на этот раз дело обстоит по-другому.
Когда импровизированная колонна начинает движение, поток несколько замедляется. Таксист на Opel явно решает опередить. Но заметив, что на него смотрят, сразу снижает скорость. Хотя должен был остановиться. Встречные автомобили (на том участке ул. Тростенецкой нет разделительной полосы) тоже притормаживают неохотно. А водитель Mazda MPV, двигавшийся в попутном направлении, и вовсе продолжал движение как ни в чем не бывало, пока через громкоговорящее устройство его не попросили остановиться.
— А что случилось? Я же ничего не нарушал! — сразу начинает оправдываться он.
Потом, когда его спросят про пункт ПДД, начнет путаться: принять правее, заглушить мотор. Насчет двигателя это, конечно, лишнее. Дорожники же просят хотя бы просто уступить и не мешать выполнять работу: «Вот что странно: водители сами жалуются, мол, ездить неудобно, проезжая часть не убрана. Но когда ее начинают очищать, причем делают это максимально оперативно с соблюдением норм безопасности и привлечением ГАИ, автомобилисты сами создают аварийные ситуации. Часто идет колонна из 10—12 машин, водители ее „разрывают“. В результате все останавливаются, ждут „отставших“. Происходит сбой во времени, ломается график. А потом на нас катятся все бочки…»
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by