Ввод портала. Как устанавливают станции контроля на платных дорогах

 
24 января 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: BelToll и архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: BelToll и архив auto.onliner.by

С 1 января вся трасса М4 от Минска до Могилева стала платной. Теперь порталы с камерами над проезжей частью никого уже не смущают. Все знают, что они следят за большегрузами общей массой более 3,5 тонны и автомобилями, не зарегистрированными в Таможенном союзе. Сейчас металлические ворота установлены на участках нескольких дорог. А как проходит весь процесс от выбора места до ввода системы в эксплуатацию, читайте в нашем репортаже.

Первый этап. Выбор места для установки портала

Самый стратегически важный момент. Оператор не может показать пальцем на место на карте и сказать: «Хочу!» Государство определяет, какие дороги будут платными, исходя из того, отвечает ли трасса определенным критериям. Например, М4 теперь вполне может носить индекс «М». Это четырехполосная магистраль с повышенным скоростным режимом (на некоторых участках разрешено движение со скоростью 120 км/ч), многоуровневыми развязками и разделительным ограждением. Кроме того, в законодательстве указано: для платной дороги должен быть альтернативный бесплатный маршрут. Это тоже учитывается при принятии решения.

Итак, дорога, которая должна стать платной, выбрана. Теперь нужно разбить ее на платные сегменты. Где устанавливать портал? Границами платного участка обычно становятся большие развязки, портал может быть установлен в любой точке между ними. Но при этом стараются избегать платных сегментов длиной более 25 километров, если на них есть второстепенные съезды. Это сделано для того, чтобы снизить количество транзакций для водителей, съезжающих с трассы на второстепенные дороги.

Более-менее с участками определились. Во время объезда специалисты выбирают конкретное место для размещения портала. Учитывается ширина дороги, состояние обочины (ворота захватывают и ее), отсутствие коммуникаций (водопровода, газопровода, элементов придорожной инфраструктуры). Но главное — чтобы была возможность подвести электроснабжение и организовать канал передачи данных — оптоволоконный кабель (он считается основным) либо радиорелейный канал (сеть GSM используется обычно как резервный канал).

После всего этого проводится детальное обследование площадки и определяется конфигурация станций. Они бывают двух видов. Более легкая конструкция — это станция сбора оплаты, на ней установлены только передатчики, которые отвечают за связь с бортовым устройством. Второй тип порталов — станция контроля за сбором оплаты. Такие ворота оснащены камерами и сканерами, распознающими регистрационные знаки и габариты автомобилей. В среднем на одну контрольную станцию приходится четыре станции сбора оплаты проезда.

Станция контроля за сбором оплаты
Станция сбора оплаты
Желтым отмечены станции контроля оплаты проезда, зеленым — станции сбора оплаты

Интересный факт: самый оснащенный портал (контрольная станция) находится как раз на трассе М4 (на выезде из Минска). На нем установлены восемь камер, отслеживающие ситуацию на шести полосах и обеих обочинах. А также шесть сканеров, восемь передатчиков и две обзорные камеры.

Второй этап. Согласование с госорганами

Этот процесс занимает около месяца. Тут очень много бумажной работы. Во-первых, нужно получить разрешение на проектирование и строительство, выделение земельных участков под строительство у хозяина земли, то есть в местном исполнительном комитете. Поскольку, например, трасса М4 проходит по территории пяти районов (Минский, Червенский, Березинский, Белыничский и Могилевский), то, соответственно, у пяти исполкомов.

Во-вторых, необходимо согласовать место и получить технические условия как минимум у четырех заинтересованных организаций. В частности, у ГАИ, районных электросетей, «Белгипродора», «Белавтодора». «Это не формальность. Могут отказать, например, если в будущем на этом месте запланировано строительство заправки и потребуется построить полосу разгона. Тогда надо искать другую точку», — отметили специалисты.

Третий этап. Проектирование портала

Когда все разрешения и согласования получены, начинается проектирование, которое может занять около двух месяцев. Ведутся геодезические и геологические изыскания почвы, готовится технический отчет, на основе которого разрабатывается генеральный план строительства. Все очень серьезно — ведь это дорога, причем скоростная! Конструкция должна выдержать удары стихии и даже устоять в ДТП.

«Параллельно делается запрос непосредственно на изготовление металлоконструкций и запрос на производство и поставку соответствующего оборудования, — рассказывают специалисты. — В Беларуси с компанией „Капш Телематик Сервисиз“ работает один генеральный подрядчик, который осуществляет все работы непосредственно на месте установки порталов и привлекает требуемые субподрядные организации по мере необходимости».

Четвертый этап. Работа на строительной площадке

Спустя три месяца после выбора точки можно приступать к строительным работам. Устанавливаются сваи, которые заливаются бетоном. Кстати, он сохнет не менее 28 дней. Потом делают земляную насыпь. Возводят фундамент для металлоконструкции ворот и площадку под контейнер.

Затем монтируют металлоконструкцию ворот. Тут есть один нюанс: чтобы установить П-образную конструкцию, нужен большегрузный кран на колесном ходу. В Беларуси их очень мало, а спрос — высокий. Так что заказывать большегруз приходится заранее.

В ответственный момент установки портала организуется временная схема движения. Это тоже большой объем работы: требуется около 300 водоналивных блоков, знаки, автомобиль прикрытия, а иногда даже патрульная машина ГАИ. Монтаж стараются проводить по ночам, когда трафик снижается. Хотя иногда приходится работать днем.

Самое интересное, что строительные работы длятся около двух месяцев, а оборудование (то, ради чего возводили конструкцию) монтируют всего за три дня. Как мы уже говорили, над каждой полосой устанавливают камеры. Они нужны для фиксации автомобиля, к изображениям обращаются в спорных случаях, сканеры проверяют размер транспортного средства и определяют, легковая это машина или большегрузная. Передатчики же необходимы собственно для оплаты, они связываются с бортовым устройством в автомобиле, и происходит транзакция, списание средств за пройденный участок платной дороги.

Пятый этап. Тестирование системы

Когда станция сбора оплаты проезда готова и все оборудование подключено, наступает очередь тестирования. Этот процесс занимает в среднем два-три дня. Сначала специалисты «Капш Телематик Сервисиз» проводят локальные тесты: системные инженеры устанавливают программное обеспечение и проверяют рабочее состояние передатчиков, камер, сканеров.

А потом устраивают самое интересное испытание — его называют сквозным тестом. Специальный грузовик выезжает, скажем, из Минска в Могилев. Специалисты следят, как реагирует система на его появление. Тут проверяется уровень сигнала, мощность передатчиков, как фиксируются номера.

Шестой этап. Легализация портала оплаты

Портал уже работоспособен. Однако его нужно еще ввести в эксплуатацию. Специалисты получают заключение ГАИ, «Энергонадзора», владельца дороги о соответствии проектной документации и нормам безопасности. Проверяющие иногда обнаруживают недостатки, которые нужно устранять. Только после получения заключения о соответствии всего объекта существующим требованиям портал вводится в эксплуатацию. Обычно это происходит за несколько месяцев до присваивания дороге статуса платной.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by