Столбы тоже виноваты! В Минске начали установку травмобезопасных опор и светодиодных ламп

 
33 631
24 января 2014 в 15:40
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, архив auto.onliner.by

Шуточные слова про «виноватые столбы» кажутся не такими смешными, когда узнаёшь статистику ГАИ. За четыре года (с 2008-го по 2012-й) в автомобилях, врезавшихся в опоры уличного освещения в Минске, погибли 46 человек, а 222 получили травмы. В Мингорисполкоме не раз поднимался вопрос: бетонные конструкции нужно менять на травмобезопасные. И вот сегодня сотрудники «Мингорсвета» и ГАИ представили новые столбы на ул. Академика Купревича. Можно сказать, как минимум один человек уже спасен: водитель Saturn «обновил» одну из опор — сам не пострадал, у машины не такие уж фатальные повреждения.

— Вот что обычно бывает с автомобилями, которые на скорости врезаются в обычные бетонные столбы, — показывает страшные фотографии с мест ДТП заместитель начальника Минской ГАИ Андрей Зырянов. — Иногда машины даже разрывает на несколько частей. Шансы выжить в такой аварии минимальные. При этом, обратите внимание, столбы остаются целехонькими. Достаточно тряпочкой протереть и подкрасить.

Андрей Зырянов

Мы много раз сообщали о таких авариях. Один из последних случаев в городе произошел на ул. Свердлова, когда молодой человек на BMW врезался в столб. Автомобиль разорвало на две части, водитель погиб на месте происшествия. Опора же осталась стоять, как будто не было того колоссального по силе удара. Даром что ли срок службы такого столба составляет 50 лет? Строили на полвека!

В основном такие ДТП, а это обычно скоростезависимые происшествия, случаются на МКАД. В 2012-м было зарегистрировано несколько похожих аварий на кольцевой дороге. Можно вспомнить еще один BMW, который 3 июля 2012 года также разорвало о столб. Тогда погибли два пассажира. И снова обратите внимание — столб стоит как влитой.

— Если скорость автомобиля выше, чем 90—100 км/ч, то кузов принимает на себя всю энергию удара, — комментирует главный инженер «Мингорсвета» Олег Глушенков. — Если же машина двигалась медленнее, то скорее сломается опора [вспомните недавний случай с Mercedes на МКАД — столб упал, а водитель не пострадала. — Прим. Onliner.by].

Да, вероятно, был выбран неправильный скоростной режим, водитель неверно оценил дорожную обстановку. Но это все формулировки следствия, когда ничего изменить уже нельзя. А как же профилактика? Ведь из-за одной ошибки не должны гибнуть люди. За рубежом городская среда сама уберегает людей от опасности, а не является фактором аварийности. Слова про неправильные столбы эксперты, сотрудники ГАИ и специалисты «Мингорсвета» воспринимают всерьез. Именно с их подачи в столице стали говорить о новой городской программе — по замене опасных опор. Одновременно идет речь об иных подходах к освещению улиц.

Какими должны быть опоры уличного освещения, сегодня показывали журналистам на ул. Академика Купревича. Наверное, в чем-то символично, что новшества стали внедрять прямо возле Парка высоких технологий. Впрочем, назвать это новой технологией нельзя. В Западной Европе травмобезопасные столбы устанавливают давно, недавно они появились в Украине и России. У нас же пока даже в стандартах нет такого понятия.

Олег Глушенков

Итак, в чем суть? Травмобезопасный столб втрое меньше бетонного. Новая конструкция сделана из тонкого металла. При этом свою главную задачу — удерживать светильник — она выполняет. При ударе основную энергию поглощает столб и в меньшей степени — автомобиль. К тому же, падая, опора не создает такой опасности для окружающих и в первую очередь для тех, кто находится во врезавшейся в нее машине.

О том, что падающий столб может навредить, говорят не часто. А между тем такой случай был в Минске. В 2006 году на ул. Я. Коласа (возле перекрестка с ул. Белинского) у грузового автомобиля отказали тормоза. Водитель, увидев выходящих пассажиров трамвая, принял правее, выехал на остановку и врезался в столб. Наезда на пешеходов ему удалось избежать. Но опора, падая, задела троих человек. Они получили травмы и были госпитализированы.

А вот другой случай — на ул. Академика Купревича. В конце прошлого года водитель автомобиля марки Saturn не справился с управлением, машину занесло и она врезалась в новую опору. Автомобилист утверждает, что ехал около 60 км/ч — не такая уж маленькая скорость, как кажется. Столб сложился. Мужчина не пострадал, а это главное. У легковушки же повреждены бампер, капот, фара, крепление радиатора. Специалисты говорят: машина, врезавшись в такую опору, может даже уехать своим ходом, вызывать эвакуатор не потребуется.

— Новые столбы стоят немного дороже обычных — 7 млн рублей (для сравнения: бетонная опора — 4,5 млн, а установленные на МКАД — 5,5 млн), — продолжает Олег Глушенков. — Но при этом монтаж травмобезопасной конструкции гораздо проще. Не потребуется, в частности, делать такой основательный фундамент. А поднять столб могут два человека, не нужно вызывать специальный автомобиль. Опору не надо красить, а это сильно облегчает задачу обслуживания: обычные столбы подкрашивают раз в два-три года, на центральных магистралях — ежегодно.

На ул. Академика Купревича установлено 75 новых столбов. Но это только начало — такие конструкции должны появиться по всему городу. О сроках, конечно, никто не говорит. В ГАИ обещают: на новых и ремонтируемых улицах это будет делаться обязательно, только в этом случае проект будет согласован. Для справки — на МКАД размещены около 2,5 тыс. столбов. Можно представить, сколько денег понадобится на их замену!

Разумеется, при замене столбов продумали и новое освещение. На ул. Академика Купревича используются светодиодные лампы. Проблема обычных натриевых хорошо известна: желтый спектр «съедает» контуры, пешеходов не видно вплоть до того момента, пока они не появятся в свете фар.

— В темное время суток фиксируется огромное количество учетных ДТП, — обращает внимание на проблему Андрей Зырянов. — В прошлом году в Минске произошло более 800 аварий с пострадавшими и погибшими, около 300 из них — в темное время суток. Причем 39 жертв ДТП (из 51) погибли именно вечером, ночью или рано утром.

По словам представителей «Мингорсвета», они хорошо знают о проблеме. Именно поэтому началась программа по замене натриевых фонарей на светодиодные. В данном случае разработкой светильников занимались сотрудники Национальной академии наук. На это ушло два года. Говорят, выверена каждая деталь — световой пучок светит туда, куда надо.

— Эти светильники позволят улучшить цветопередачу до 85—90%, — объясняет Олег Глушенков. — Для сравнения: натриевые — всего на 40%. Важнейший показатель для водителей. Это поможет им вовремя увидеть пешехода, за несколько метров до «зебры».

— Хорошее освещение — важнейший фактор. Но как быть, если оно не включено в принципе? Иногда водители ездят в сумерках, в тумане фигуры пешеходов размыты, не говоря уже про вечернее время, — мы не могли не задать волнующий многих автомобилистов вопрос.

— На самом деле график включения наружного освещения разрабатывался в зависимости от астрономических суток. Его утвердили в Мингорисполкоме, — ответил главный инженер «Мингорсвета». — Но погода бывает разной: сегодня солнечно, завтра облачно, послезавтра — туман. Мы стараемся учитывать погодные условия. Кроме того, по согласованию с ГАИ мы часто включаем свет раньше или выключаем позже.

Фактически началась реализация того большого плана мероприятий, о которых постоянно говорят эксперты. Хочется верить, что внедрение новых столбов со светодиодными светильниками не ограничится одной улицей, а станет настоящей городской программой. Что на МКАД наконец установят ограждения, ограничивающие пешеходов. Что будет проведена реконструкция проблемных перекрестков.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by