Алло, водитель! Как уличить в разговоре во время движения

 
14 февраля 2014 в 8:20
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Опасность разговоров по телефону за рулем сложно оценить в цифрах. Очень трудно сказать, сколько человек реально попали в ДТП из-за общения по мобильнику. Проблема в доказательствах. Но такие факты были: в феврале 2009 года на Партизанском проспекте в Минске водитель троллейбуса около 20 минут говорила с кем-то по телефону (что подтвердили очевидцы) и врезалась в столб, пострадали 22 человека. Во время рейда спецподразделения Минской ГАИ, которое высматривало в потоке разговорчивых автомобилистов, также был остановлен водитель троллейбуса. Он потребовал предоставить фото, хотя, конечно, показывать снимки инспекторы не обязаны.

Обычно такие нарушения фиксируют сразу два сотрудника ГАИ. Один стоит чуть ближе, другой — немного дальше. По радиостанции передают информацию о разговаривающих во время движения водителях. Самое сложное — разглядеть хоть что-то в салоне автомобиля. Тем более в такую погоду, как сейчас, когда туманы, в воздухе взвесь, а стекла вне зоны действия стеклоочистителей покрыты грязью.

Отчасти поэтому во время рейда инспекторы меняют тактику: пытаются зафиксировать нарушение прямо во время движения. На переднем пассажирском сиденье служебного автомобиля располагается фотограф, который с помощью «дальнозоркой» оптики будет делать снимки попутных и встречных машин.

Однако во время движения поймать с поличным нарушителя оказывается очень сложно. Как только водители замечали, что рядом едет автомобиль ГАИ, то сразу прекращали разговоры и отводили руку с мобильником в сторону. Потом уже проявляли актерское мастерство, иногда не очень искусно. А жесты… «Ну так я просто». Например, женщина за рулем Renault просто поправляла прическу.

— Иногда у водителей проявляются способности фокусников. Как-то увидев автомобилиста, разговаривающего по сотовому за рулем, решили его остановить. Еще секунду назад телефон был виден, а сейчас куда-то исчез. При этом мужчина не отрывал руку от уха. Оказалось, он ловко спустил его в рукав. Тот зазвонил уже во время разбирательства, — припомнили курьезный случай инспекторы.

Часто легко определить, что человек говорит по телефону, если левая рука находится не на руле. Мобильник в одной руке, другой нужно как-то умудряться крутить руль да еще переключать передачи (в случае, если машина с «механикой»), показывать повороты. Конечно, умение пользоваться органами управления автомобиля резко ухудшается, скорость реакции снижается.

— Действия автомобилиста, разговаривающего по телефону, могут даже напоминать поведение пьяного водителя, — замечает руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. — Сами посудите — у обоих сниженное внимание, концентрация, замедленная реакция. Конечно, в ПДД разрешено использовать телефон, если он оборудован техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Но используют Bluetooth, например, довольно редко. Более того, есть факты, когда отправляют SMS, проверяют почту, пишут срочное сообщение в Twitter. И все — во время движения! Это запрещено правилами, поскольку там идет речь не о разговорах, а в целом об использовании аппаратов радио- и телефонной связи.

Подчеркнем, пользоваться нельзя во время движения. А вот как трактуется разговор на светофоре? Например, водитель минивэна, поворачивавший с пр. Независимости на ул. Городской Вал, фактически стоял. Инспекторы признают: вот если бы тронулся, то нарушение было бы зафиксировано. Удивленный автомобилист, поняв, что на него обратили внимание, поспешил закончить разговор.

Сотрудники ГАИ решают остановиться и попробовать зафиксировать нарушение не во время движения. При повороте с пр. Независимости на ул. Свердлова водители едут не так быстро. Но проблема та же: поди разбери, что там происходит в салоне. Даже мощная фототехника не позволяла иногда понять, говорит автомобилист или просто держится за ухо. Вот, например, маршрутчик, как показалось, использовал мобильник по прямому назначению. Но на снимке ничего не разобрать. Сам мужчина утверждает: шея побаливает, просто держался за нее.

Наконец на ул. Свердлова в кадр попадает водитель Rexton. Хорошо было видно, что он говорит по телефону. Правой рукой приложил аппарат к левому уху.

Останавливают его уже на пр. Независимости. Мужчина в этот момент держит телефон. Выйдя из машины, отрицает: «Сейчас я не разговаривал… Просто отклонил вызов. Я же не держал его возле уха».

— Сейчас нет, — соглашается сотрудник ГАИ. — А на ул. Свердлова?

— Можно посмотреть принятый вызов. Вот в 11:59 снял трубку.

— Это было 3—4 минуты назад. Все сходится.

Водитель не отпирается. А диалог прерывает очередной звонок его телефона. Ответив на вызов, он продолжает разговор:

— А вот если я нажму кнопку на трубке, то это будет считаться нарушением?

— В ПДД сказано об использовании аппаратов радио- и телефонной связи. Так что да.

Водитель впервые попался разговаривающим за рулем. Поэтому ему придется выплатить всего 65 000 рублей (в первый раз предусмотрено наказание до 260 000, 2 б. в.). В случае повторного такого же нарушения в течение года предусмотрен больший штраф — от 260 000 до 1 040 000 рублей (от 2 до 8 б. в.).

Все же разговоры по мобильнику за рулем — это нарушение из разряда осознанных. Следующий остановленный водитель Opel Astra задает в общем-то риторический вопрос:

— Как считаете, мне штраф в $6 или сделка дороже?

Потом он затрагивает популярную на форумах тему: «Несправедливо это… Часто водители машин ГАИ тоже говорят по телефону. Почему инспекторы могут, а мы — нет?»

— Это связано с рабочей необходимостью, — отвечают сотрудники спецподразделения.

— Ну так мы тоже по работе звоним…

Позже мы решили поинтересоваться, на каком все же основании сотрудники ГАИ пользуются мобильной связью за рулем. Ведь в ПДД на этот счет оговорок нет. На какой документ постоянно ссылаются инспекторы?

— Теперь эта возможность оговаривается в части 4 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях: нарушение лицом, управляющим транспортным средством (за исключением водителей транспортных средств оперативного назначения), правил пользования радио- и телефонной связью во время движения, — уточнили в пресс-службе Минской ГАИ.

— Почему же нельзя общаться по радиостанции?

— Чтобы не засорять эфир, например, большими сообщениями. Кроме того, иногда есть служебная необходимость передать важную информацию конкретному экипажу, выполняющему некое поручение. Если у менеджера рабочее место перед компьютером, то у инспектора — в основном за рулем автомобиля. Все они прошли специальную подготовку и несут ответственность за безопасное управление служебной машиной.

Еще одного разговаривавшего за рулем водителя остановили на ул. Ленина. Мужчина тоже признает свое нарушение. Объясняет: был важный звонок из России, не мог не ответить. Сотрудники ГАИ предлагают в этом случае останавливаться. Правда, разрешенных мест в городе раз-два и обчелся, да и те заняты. А времени, чтобы ответить на звонок, — мало. Так что же, отключать? Отвечают: устанавливайте громкую связь.

А вот это, пожалуй, действительно небезопасно. На ул. Свердлова инспекторы замечают водителя троллейбуса, который тоже приложил мобильник к уху. Руль, соответственно, держит одной рукой.

То, что это общественный транспорт, лишь усугубляет положение. Чтобы не задерживать пассажиров, инспекторы просят водителя предоставить документы: «Встретимся на конечной».

Но около диспетчерской станции сотрудники ГАИ встречают ожесточенный отпор. Их атакует группа поддержки в лице кондуктора и диспетчера. Они обрушиваются на инспекторов: «А кто возить людей будет! Почему вы пристали к человеку? Ему и так не везет… В ДТП вон недавно попал…»

— Покажите фото, — тихо просит сам виновник скандала.

Вообще-то, говорят в ГАИ, снимки предъявлять необязательно. В данном случае действует презумпция доверия сотрудникам милиции. Это не как в случае превышения скорости, когда нарушение фиксируется радаром (который сертифицирован и имеет срок госповерки). То есть доказывать инспектор ничего не должен. Но, разумеется, многие водители требуют. В этот раз водителю троллейбуса фотографию показывают. Его запечатлели в разных ракурсах. Не поспоришь!

Конечно, говорят за рулем многие. Почти все. Не верится, что кто-то будет отключать телефон перед поездкой в автомобиле. Степень опасности до конца не ясна. Это так же сложно выявить, как и факт разговора по мобильнику во время ДТП. Опытнейшие следователи, впрочем, заявляют: до половины аварий с тяжелыми последствиями происходит из-за разговоров по телефону. Но проблема в доказательствах. Источники часов у операторов сотовой связи и у свидетелей обычно выдают разницу до 10 минут и более. Однако время уже не остановить, а жизнь — не вернуть.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by