Таможня отдала добро: как владельцу удалось вернуть проблемный кабриолет BMW

 
30 мая 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

За последний год Андрей Швейкус зону таможенного контроля изучил так же хорошо, как повреждения своего автомобиля-«утопленника». Кабриолет BMW дважды попадал на спецстоянку, причем второй раз уже после внесения таможенных платежей. Упрямому автовладельцу, который осмелился обжаловать решение, сообщили: заявленная ранее стоимость ниже, чем та, что имеется у таможенного органа. Более полугода за размер растаможки шла борьба. Сейчас собственнику BMW все-таки удалось забрать машину. Принципиальный молодой человек говорит, что это только начало и он намерен идти до конца.

За забором с табличкой «Зона таможенного контроля» белый кабриолет внешне выглядит очень аккуратно. В особенности выигрышно — на фоне поврежденных автомобилей. Но кузов скрывает некоторые факты биографии этого BMW 3-Series.

В октябре 2012-го машина попала под ураган в США, была затоплена, потом ее выкупили на аукционе и перевезли через океан — с водой в салоне, соляными разводами и полностью поврежденной электросистемой. В таком виде автомобиль попал в зону таможенного оформления первый раз. Практически сразу возникли проблемы с растаможкой.

Весь конфликт был завязан на стоимости машины. Андрей Швейкус объяснял: приобрел автомобиль за $7500. Таможенному органу покупатель предоставил целый пакет документов (инвойс, копию платежки, фотографии с сайта copart.com, распечатки из базы данных Carfax и другие), в том числе свидетельство на аварийное транспортное средство (salvage certificate), в котором было сделано две отметки — поврежден в результате наводнения (flood damage) и полная гибель (total loss).

«Однако сотрудники Минской региональной таможни посчитали, что стоимость машины составляет $25 616. Стало быть, я должен платить 5,5 евро за „кубик“, а не 2,5 евро, как планировал», — рассказывал владелец кабриолета.

— Впоследствии, уже в зоне таможенного контроля, автомобиль осматривали эксперты. Заключение было таким: практически все, кроме шин, требует или ремонта, или замены. Я все сделал, чтобы доказать: у машины состояние Poor (плохое), если исходить из инструкций для таможни. А меня хотели убедить, что оно — Excellent (отличное), — показывает бумаги Андрей.

Однако пока шло разбирательство, автомобилю исполнилось 3 года и в конце мая 2013-го он автоматически перешел в другую категорию для растаможки. Стоимость «кубика» составила 3 евро, то есть сумма платежей выросла на 1500 евро. Владелец все оплатил, забрал машину и стал приводить ее в порядок. Параллельно же пытался оспорить решение и вернуть разницу, поскольку был уверен в своей правоте.

— Потом случилось самое удивительное: в октябре, когда в ГТК фактически согласились с моей позицией, сотрудники региональной таможни попросили предоставить автомобиль и… опять поместили его в зону таможенного оформления, — продолжает Андрей Швейкус. — Инспектор сказала, что заявленная мною ранее стоимость машины гораздо ниже, чем та, что имеется у таможенного органа. Она предложила растаможить автомобиль исходя из стоимости в $19 104.

Так машина попала на спецстоянку во второй раз. Автомобиль находился там более полугода. Опять шла переписка, консультации с юристами и т. д. Одним из аргументов сотрудников таможни, по словам собственника BMW, было то, что «машина в отличном состоянии», в конце концов она же сама приехала на осмотр.

— Понимаете, все лето я приводил автомобиль в порядок, заменил частично электропроводку, купил необходимые блоки в Европе, отремонтировал двигатель. У меня техническое образование, поэтому есть понимание, как это сделать, — объясняет Андрей. — Но даже сейчас машина далека от нормального состояния, а уж тем более от отличного, как меня пытались заверить. В начале года я получил очередное письмо с просьбой «прибыть для участия в таможенном осмотре на предмет технического состояния и возможности эксплуатации на дорогах общего пользования». Вообще-то я всю жизнь думал, что этим занимается «Белтехосмотр», а не таможня, но…

В общем, стороны оставались при своем: региональная таможня настаивала на одной стоимости автомобиля, а владелец BMW ни за что не соглашался. При этом Андрей Швейкус обращался в ГТК, где его поддержали и откуда шли письма ниже по инстанции. Некоторые подвижки в деле произошли в начале мая этого года: мужчине выдали документы для постановки на учет и предложили их подписать. Но владелец машины отказался — иначе вышло бы, что он согласился с растаможкой «три евро за „кубик“».

Мы также обращались за комментарием в региональную таможню. Ответ вскоре пришел, но ничего нового о конкретной ситуации там не сообщалось. Одни ссылки на нормативные акты, цитировать которые не имеет смысла. Казалось, ситуация опять зашла в тупик. Но пару дней назад в редакции Onliner.by раздался звонок: «Я забираю автомобиль!» Вот так просто? Мы не могли поверить, что история наконец завершится. Андрей заверял: в ГТК собралась целая комиссия, она долго обсуждала его вопрос и пришла к выводу, что машину он может забрать хоть сейчас. Мы не могли пропустить такой момент и сами приехали на спецстоянку.

— Накануне я сюда уже приезжал, менял аккумулятор, еще пришлось немного повозиться с проводкой, — говорит Андрей Швейкус, нажимая кнопку Start.

Двигатель пытается подать признаки жизни, из выхлопной трубы вырывается рык, но машина глохнет. Вторая попытка завести автомобиль оказывается удачной. Еще несколько мгновений, и машина трогается на удивление легко. Главной интригой было то, выпустят ли машину? Учитывая заковыристость истории, не верилось, что вот так просто удастся выехать. Но нет! Охранник сверяет документы и открывает ворота.

— Смотрите, что называют отличным состоянием, — уже на стоянке Андрей показывает автомобиль. — Фары не работают. Потребуется замена сразу нескольких блоков. Каждый стоит от $50 до $70.

А это насос поднятия крыши. Язык не поворачивается сказать, что он в отличном состоянии. Кто-нибудь в здравом уме держал бы насквозь проржавевшую и покрытую отложениями соли деталь в машине? Владелец кабриолета уже нашел подержанный насос за $70 в Европе. Планирует заменить сам, как и другие поврежденные детали.

— Кстати, по поводу откидной крыши автомобиля возник курьез, — вспоминает Андрей Швейкус. — По сути, меня обвинили в том, что я не задекларировал эту особенность. Получается, скрыл? Машина более полугода находилась в зоне таможенного оформления, а я скрывал, что это кабриолет?

Продолжаем осматривать автомобиль: при запуске двигателя на приборной панели (ее успели поменять прошлым летом) высвечивается целая гирлянда ошибок. Мотор троит, катализатор требует замены. По словам владельца, из-за коррозии там образовались 3—4 дырки.

Не нужно быть экспертом, чтобы оценить состояние машины между Poor и Excellent. Достаточно внимательно осмотреть хотя бы интерьер. Ручник, точнее его остов, проржавевший. Следы коррозии повсюду. Чтобы привести в порядок салон, потребуется все снять и обработать «химией».

— Многие повреждения не видны глазу. Например, под фарами — отложения соли, суппорты — закисшие, про электросистему вообще говорить не приходится: всего необходимо установить 15—20 блоков (цена самого дорогого достигает $150), заменить проводку и т. д., — перечисляет владелец BMW.

Возможно, кто-то подумает, что Андрей Швейкус нашел лазейку: пригнал автомобиль, хотел растаможить по меньшей стоимости и получить «конфетку». Но герой нашей публикации не соглашается: только запчасти обойдутся в несколько тысяч евро. А если бы не знания и умения, которые он будет использовать при восстановлении машины, то сумма вообще бы зашкаливала.

— Вы не пожалели, что вообще ввязались во все это? — спрашиваем Андрея.

— Не-е-ет, — усмехается мужчина. — Все равно это выйдет дешевле, пусть и займет время: за год-полтора планирую восстановить кабриолет. Ведь это мой любимый тип кузова. Раньше у родственников был кабриолет Audi. С тех пор я загорелся идеей.

Владелец BMW уверен: его пример не единичный, просто он пошел до конца, спокойно и без истерик доказывал правоту. Давил не на жалость, а на факты. «Уверяю, многие в такой ситуации просто соглашаются доплатить, — заключает Андрей Швейкус. — На самом деле для меня эта история еще не закончена: я планирую не только потребовать разницу за растаможку, но и хочу, чтобы были компенсированы все мои расходы на поездки, консультации с юристами, а также моральные издержки. Кроме того, выяснилось, что во время последнего града на кузове появилось около тридцати вмятинок. Кто будет компенсировать ущерб? В ближайшее время будет оформлена жалоба в Генеральную прокуратуру. Мы еще поборемся…»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by