Тест-драйв жестче не бывает: пробираемся по российской глуши на Land Rover Defender

 
38 590
20 июня 2014 в 8:00
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский, Денис Блищ
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский, Денис Блищ

Литературоведы так и не определились, кому принадлежит ставшее крылатым выражение про две беды России. То ли Гоголь жаловался на дураков и дороги, то ли Салтыков-Щедрин. Оба почтенных писателя давно в мире ином, а с дорогами в соседней стране все так же плохо. Мы отправились в небольшую экспедицию по Псковской и Тверской областям Российской Федерации, которая была бы невозможна без Land Rover Defender. Автомобиль-легенда с более чем тридцатилетним стажем на конвейере, говорят, универсальное средство для решения «дорожной проблемы». Что ж, проверим его в реальных условиях!

Писать об устройстве и технических характеристиках Defender было бы дурным тоном. Машина изучена поколениями тестировщиков, отточена на опыте десятков тысяч водителей, да и до конца ее производства осталось совсем немного. Британский производитель обещает вскоре выпустить модель поновее, а нынешнюю реинкарнацию внедорожника стоит, скорее, купить для коллекции, чтобы передавать по наследству. Алюминиевый на заклепках кузов точно переживет своего нынешнего владельца.

Взамен хозяину обеспечены любопытные взгляды и расспросы окружающих об ощущениях от вождения. Заметим, автомобиль настолько универсален, что идеально смотрится как на парковке у пафосного заведения, так и на вспаханном поле.

Только ленивый не писал об эргономических огрехах и специфических тактильных ощущениях. И мы обожглись: заглохли на старте на парковке у дилера (смещенный педальный узел), пожаловались на то, что некуда деть левую руку (упирается в боковую дверь), позлились, что полностью не откидывается спинка сиденья, порвали брюки о штифт дверного замка… Кроме того, через несколько дней езды по российским «дорогам» на ногах пассажира образовались синяки от тряски и ударов о выступающие детали дверей.

В принципе, мелочи, но внедорожники в наши времена представляются не столько как машины для езды по лесам и полям, сколько как удобные во всех отношениях авто. В годы, когда создавался Defender, ему отводилась одна основная роль — проезжать там, где другие не проедут, пробиваться через такие буераки и броды, где остальные остановятся.

Что ж, поехали! Наш план предполагал добираться до города Великие Луки Псковской области на чемпионат России по воздухоплаванию не обычным маршрутом через Витебск и Городок по трассам М3/E95, а через Полоцк и Россоны. Карта рисовала будущие приключения: от крайнего белорусского райцентра до ближайшего российского — Невеля — ведет шоссе Р132. Его-то мы и задумали оценить.

Существенные изменения качества покрытия начинаются уже после выезда из Полоцка. Дорога сужается, полотно — «видавшее виды», хотя, пожалуй, подойдет для любого класса автомобилей. Простите нас, но мы еще были слишком наивны, думая, что это и есть плохая дорога. На выезде из Россон сразу за заправкой появляется искомая трасса Р132. Места здесь глухие, дорога становится еще хуже.

Любопытная деталь: в некоторых местах бывшая асфальтированная трасса утрамбована песочком, который выполняет роль… заплаток! То есть на дороге попадались настолько прохудившиеся участки, а денег на их ремонт было так мало, что грейдер получился единственным способом хоть как-то привести ее в порядок. С такими вставками Р132 идет вплоть до крупной деревни Горбачево. Досюда еще можно доехать рейсовым автобусом из райцентра. К слову, здесь же обнаружен действующий пункт страхования. Дальше глушь всамделишная, без допущений.

За деревней трасса превращается в грунтовку, и это тот случай, когда дорога без покрытия лучше дороги с тем покрытием, по которому пришлось ехать. Мы приходим к выводу, что Р132, пожалуй, самая плохая трасса, встречавшаяся за многочисленные командировки по Беларуси.

Если верить карте, где-то в стороне от шоссе еще есть жилые деревни, но наша дорога проходит мимо них. Вплоть до границы с Россией не попадается машин и велосипедистов, красиво поют птички, стоит июньский зной. Наконец мы прибываем на пункт пропуска, который, конечно же, давно не действует, однако физически присутствует. То ли потому, что некому убрать, то ли «на всякий случай». Висит даже знак «STOP», заставляющий нас остановиться ровно на границе двух стран. Но наблюдать за Defender некому: внутри вагончиков никого нет — и мы въезжаем в Россию. Тут же на встречке появляется первый гость — польский грузовик с хитрым водителем-усачом за рулем, прознавшим способ избежать платных белорусских дорог.

Вновь удивительный факт: на территории России трасса асфальтирована, а качество покрытия вполне удовлетворительное. Так, мелкие ямки и выбоины, не доставляющие проблем нашему монстру-внедорожнику. Правда, халява длится недолго — буквально через километр состояние шоссе становится типично русским и враз уделывает тот белорусский кусок дороги, на который мы имели неосторожность жаловаться. Яма на яме, ямы в заплатках, крупные трещины в еще более крупных, а раз за разом и настоящие провалы, объезжать которые нужно с осторожностью и сбоку дороги. Здесь уж Defender проявляет всю свою эргономику, колени больно ударяются о переднюю панель, но деть их некуда: два метра живого тела невозможно с комфортом уместить на переднем сиденье, так как отодвигается оно совсем чуть-чуть.

С боем прорываемся к Невелю. Внедорожник отлично справляется с жарой за окном: кондиционер работает исправно, имеет несколько режимов обдува, поэтому зной не чувствуется вовсе. Шутим, что для атмосферности было бы неплохо установить два вентиляторчика на приборной доске, а на крышу — пулемет, чтобы как на картинках африканских войн.

Наша трасса в какой-то момент пересекается с той самой Е95, и здесь же установлена заправка. Солярку подливать нам пока рано, ведь в Россонах мы заправились под плешку, а расход составляет примерно 11 литров на 100 километров. Но ради интереса заходим ознакомиться с ассортиментом и ценами. Покупаем по два «евродога» по 50 рублей за штуку (на самом деле это обычные хот-доги, но в каких-то темных закоулках маркетинговых мозгов привычное блюдо в этих краях вдруг сменило наименование) и под жарким солнцем лениво жалуемся друг другу на их качество.

На перекрестке «отоваривает» местный экипаж ГИБДД на «пятерке». На Defender с белорусскими номерами никакого внимания не обращают: то ли белорусы здесь частые гости, то ли маститых внедорожников большая международная трасса видала немало. Вряд ли то и другое вместе: Defender у нас популярен далеко не так, как в России.

Наконец пересекаем городскую черту районного центра Невель. Кто ездил мимо этого городка на поезде до Петербурга, знает, что он неизменно оставляет чувство тоски и безысходности своим ультраминорным видом и пошарпанными фасадами домов. Смеем утверждать, в Невеле ничего не меняется, а разметки городские улицы не знали уже очень давно. Слава богу, есть еще указатели, по которым мы и выбираемся на Великие Луки.

Эта дорога, что называется, областного значения — у нее индекс А, и за ней, по идее, должны более или менее следить. Предположение оказывается ложным: хотя состояние ее несколько лучше, чем Р132, трясет все же немилосердно, а стиль езды россиян добавляет адреналина в кровь. Летающие под 150 километров в час BMW или даже «Приоры» бодрят, не дают расслабиться и наслаждаться поездкой.

50 километров до Великих Лук мы преодолеваем быстро. Кое-где попадаются участки дорог неплохого качества, но все равно до привычных нам белорусских стандартов далеко. Однако, если анализировать манеру езды местных жителей, подобное состояние рассматривается как практически идеальное, что-то типа немецких автобанов. Вновь шутим, что русские, вырывающиеся на наши дороги, настолько шокированы, что начинают жать педаль в пол при любом удобном случае — хотят почувствовать ту свободу, которая отобрана у них российской действительностью.

Мы уже выпускали отдельную статью о чемпионате воздухоплавания, который был одной из целей мини-экспедиции. Некоторых читателей смутила приписка «Благодарим компанию „Атлант-М Британия“ за предоставленный Land Rover Defender, без которого подготовка этого репортажа была бы невозможна». Поверьте, это не рекламная уловка или ответ на мягкую просьбу автодилера. Мы, как и прежде, отгорожены от коммерческого отдела незыблемой стеной. Эту фразу нужно понимать буквально, и вот почему.

В первый день фестиваля участникам необходимо было стартовать за чертой города, чтобы надуть аэростаты и перелететь в центр. А что такое «за городской чертой»? В российской действительности — заброшенное колхозное поле, поросшее бурьяном с жирной чавкающей грязью после обильных летних дождей. У воздухоплавателей, у всех как у одного, мощные внедорожники, на худой конец «Газели». Встретили мы не одну «буханку» и русского брата нашего Defender — UAZ Patriot. Знают ребята, где могут опростоволоситься. На таком вот бездорожье!

Под чутким управлением водителя смело вырываемся на широченные русские просторы. Defender рвет грязь под колесами, раскидывает ее вдаль и вширь, но без видимых усилий пробирается к месту старта команд. В отличие, к слову, от спортсменов, сунувшихся на поле на какой-то легковушке. Куда там! Эти тропы знавали только трактора да бульдозеры! В общем, практика показала, что тестируемый внедорожник и создан для подобных выездов. Ровно та машина, которая пройдет по любому покрытию без опаски застрять и ждать трактор.

Следующий день мы решили посвятить еще более серьезным испытаниям.

— Максим, давай заедем в самую глушь, которую найдем на карте, а?

— Без проблем, поехали.

Так мы поехали кружить сначала по местным «дорогам» в пределах района. Поля и перелески, грунтовки, сменяющиеся «козьими тропами», — все это, несмотря на размытый грунт, мы преодолевали без каких-то проблем. Иногда визуально даже казалось, что в очередной луже сядет и Defender, такими беспощадными они казались по эту сторону лобового стекла. Но нет. С ревом, раскачиваясь из стороны в сторону, форсировали какие угодно ямы и провалы. Еще более удивительно было, когда преодолевали, казалось бы, невозможные преграды, а там, за леском, находился дачный поселок или жилая деревенька. Как?.. Как они туда добираются без такого «трактора» как у нас? Хоть снимай сюжет для передачи «Очевидное — невероятное»!

Вчера у нас вышел материал о последних жителях умирающей российской деревни. Опять же, добраться до нее без Defender было бы невозможно. Это уже не Великолукский, а соседний Куньинский район. Говорят, самый отсталый в Псковской области и один из самых депрессивных в России. Если оценивать по качеству дорог, то, пожалуй, да, беда.

Доехать до Куньи можно по трассе М9 «Балтия». Это километров сорок от Лук, никуда не сворачивая. Мы же выбрали на карте глушь глухоманскую — поселки Поташево и Кретивли на берегу Велинского озера, чтобы сделать репортаж об умирающей российской деревне. И это был тот случай, когда все, что вы знали о бездорожье раньше, можно было смело забыть. Уже привыкшие к болтанке и ударам ног о выступающие детали, погнали по дороге, часть которой не знала грейдера со времен вручения четвертой звезды Героя Советского Союза Леониду Ильичу Брежневу. И опять же никаких проблем, за исключением надоедливых слепней, на малой скорости догоняющих горячую машину и облепляющих ее со всех сторон. Выходить по нужде или на перекур в такой ситуации смерти подобно (но снимки автомобиля должны вам сказать, что мы все же не единожды рисковали жизнью).

Деревни эти смотрелись на карте как конец всего: дорог, границ района и самой России. Однако затею пришлось оставить: через притоки озера перекинуты самодельные мосты из шпал, скрепленные стальными скобами; на вид хозяйство казалось слишком хлипким для тяжелой машины.

Вернулись обратно и составили план на следующий день: берем приступом городок Торопец в соседней Тверской области, а обратно возвращаемся лесными тропами. Официально между районами дороги нет, нарисована только грунтовка — и, что самое опасное, через речку-переплюйку. Есть ли там мост? Или какая другая переправа?

Утром вновь рвем по «Балтии», но заезжаем дальше Куньи километров на девяносто. Это уже Западнодвинский район, славный своим упадком и одной из самых малодеятельных железнодорожных веток планеты Земцы — Жарковский. Водитель удивляется: «Она действующая?» Почему ж нет!

Удивительно, но районные дороги Торопецкого района заметно лучше псковских. Вполне себе неплохой асфальт, возможно держать высокую скорость.

Погуляли немного по Торопцу, отдали долг туриста (читай: сделали пару снимков в Instagram) красивому монастырю и невесть откуда взявшемуся истребителю на главной площади, переждали дождь в магазине белорусских товаров (замечена минералка «Минская», витебские колбасы, брестские молоко и сметана) и двинули дальше — в сторону деревни Озерец.

Сначала идет нормального качества асфальтированная дорога, хоть и не знававшая много лет ремонта, но в неплохом состоянии благодаря небольшому трафику. Встречного и попутного движения почти нет, деревни унылые и обезлюдевшие — все стало уже привычным за три дня в России.

Затем — грунтовка. Грейдер был недавно, а потому несемся почти 100 километров в час, только слышим щелчки камешков о днище машины. Трафик совсем исчез, из обитателей только мы да вездесущие слепни.

Наконец прибываем в Озерец. Крупная по местным меркам деревня с магазином и стайкой гопников у автобусной остановки. От нее наш путь лежит в сторону Великолукского района, где должна встретиться еще одна деревня — Кубаниха. Дорога резко ухудшается, из грунтовки превращается в лесную тропу с убитой колеей и размытой основой. Она длится километров шесть, навигатор уже показывает прибытие в конечный пункт назначения, но деревни на самом деле никакой нет.

Была когда-то — когда рисовали картоснову… А теперь вся вымерла, сгинула и превратилась в прах. Что ж, не тушуемся и двигаем дальше по азимуту, тем более что нам по пути с лесной тропой. Одна беда — тропа сначала истончается, затем обрастает быльем, потом превращается в пешую тропку и, наконец, заканчивается у сарайчика лесника. Все, приехали.

«Летим» обратно в Озерец. Спрашиваем у местных: в Великие Луки доехать можно? Оказывается, можно. В деревне Василево есть брод через речку, «ваша машина пройдет». До Василево мчим с ветерком, здесь вновь работал грейдер. Без труда находим подъезд к броду и с легкостью форсируем речку, тем более поток воды — глубиной максимум сантиметров сорок.

Пока фотографируем Defender, отбиваясь от полчищ слепней, брод пытается переехать какой-то Chevrolet. Дед выгрузил многочисленное семейство, сунулся в реку, ожидаемо заглох и застрял. Решаем помочь путникам (они сокращали путь — ехали с кладбища домой, а крюк здесь 45 километров) — цепляем автомобиль. Одно прикосновение к педали газа английского вездехода — и изделие корейского автопрома пулей вылетает из реки. По раскисшему и разбитому склону с легкостью вытягиваем бедняг на другой берег. Бабушка не устает нас благодарить: «Вот точно вас бог послал, зная, что мы угодим в неприятности».

Пока тянули машину, столкнулись с неожиданной проблемой: салон Defender превратился в один сплошной улей чертовых слепней. Их полчища, их тысячи, они жужжат, жалят и полюбовно расставаться не хотят!

Один из нас перемещается на задние сиденья (вход, к слову, лишь через «багажник», если можно так выразиться) и на ходу выбрасывает пригоршни чудовищ за окно. Тут возникает важное наблюдение: задние сиденья слишком высоки, голова упирается в потолок, а вход-выход через дверь оказывается жутко неудобным. Поэтому для дальних поездок трех-четырех пассажиров предпочтительнее была бы пятидверная длиннобазная версия Derfender 110.

Наконец насекомые улетают по своим делам, и мы возвращаемся какой-то страшной районной дорогой домой. Видимо, бывшая служебная колхозная трасса, которая уж точно никогда не видала ремонта. Не просто ямы, а ямищи огромной глубины и ширины, заставляющие кузов нашего «броневичка» раскачиваться и причинять боль ногам. Впрочем, после всего пережитого это уже мелочи…

На следующий день едем домой. До Невеля — по уже знакомой трассе, а вот от городка подумываем свернуть на деревню Краснополье, что в Полоцком районе Витебской области. Это еще один глухой переход границы с Россией, и там бывать нам не приходилось. Трасса идет вдоль «железки» Невель — Алеща — Полоцк. Деревни в неплохом вполне состоянии, а вот дорога совсем бедовая. Залатанная по самое не могу, трясучая, неровная… Эх, Россия!

Вновь стандартные здания погранперехода, вновь тишина и пустота в постройках. Но сразу за шлагбаумом начинается хорошего качества грунтовка, километров через двадцать превращающаяся в асфальтированную «энку». Полоцк же, всегда казавшийся депрессивным и унылым городом, после видов Великих Лук, Невеля и Торопца выглядит блистающим Монте-Карло. Ну а милые сердцу обработанные поля и цветущие деревеньки с ровными заборами и покрашенными ставнями до боли в глазах (и душе) контрастируют с побитой жизнью и диким капитализмом провинциальной России.

Теперь в эти края — только на внедорожниках. Поверьте, это важно!

Благодарим компанию «Атлант-М Британия» за предоставленный Land Rover Defender, без которого подготовка этого репортажа была бы невозможна.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by