Не так давно в Словакии прошел этап чемпионата Европы по евротриалу. Прибыло около 125 спортивных экипажей из разных уголков мира. Белорусские спортсмены не смогли пройти мимо такого знаменательного события. От сборной нашей страны должны были выступать 5 спортивных экипажей: Сергей Савенко на Mercedes-Benz Gelandewagen, Юрий Титов на Mitsubishi Pajero, Игорь Белюга на УАЗ 31512, Евгений Рощенков на Jeep Cherokee и Туманов Артур на Jeep Wrangler. Но из-за сильного ливня электронику автомобиля Сергея Савенко залило водой и завести машину не смогли. Все остальные экипажи смогли выйти на старт и финишировать.
Евротриал — внедорожное соревнование, проходящее на закрытой территории с искусственными или естественными препятствиями, расположенными на пересеченной местности и разделенными на зачетные секции.
Главное — безошибочно преодолеть препятствия, которые обозначены расположенными на трассе воротами. Все это нужно сделать за минимальное время, не превышающее отведенный лимит.
Ворота ставятся в определенном положении, и проходить их можно только в прямом направлении. Они обозначаются двумя вешками, на которых указан номер (по левую сторону). Участники проходят все ворота в строго определенном порядке. Спортсмены получают штрафные очки за непройденные ворота, опоздание, сбивание или касание вешки ворот и другие недочеты. Джип-триал в РБ зародился около 10 лет назад. В этом году он впервые прошел по европравилам.
Каждый класс машин имеет свои, строго регламентированные техтребования. Перед соревнованиями проводят технический осмотр внедорожника, где определяют, насколько автомобиль соответствует классу, в который заявился экипаж. Если же джип не соответствует, то могут предложить экипажу поехать в другом классе. Так и случилось с УАЗом наших спортсменов.
Участвовать можно было в одном из пяти классов, в зависимости от подготовки автомобиля:
• О (оригинал — оригинальные (стандартные) автомобили);
• S (стандарт — серийные автомобили);
• М (модифайт — модифицированные серийные автомобили);
• РМ (промодифайт — модифицированные несерийные автомобили);
• Р (прототипы).
Игорь Белюга, на автомобиле УАЗ, заявлялся в «модифайт». Но на техкомиссии были найдены несоответствия доработок с этим классом, и ему ничего не оставалось, как поехать «промодифайт». Остальные спортсмены прошли техкомиссию почти без изъянов и поехали в класс «стандарт». Все машины имеют каркасы, потому что перевороты на таких соревнованиях скорее обыденность, чем повод для удивления.
«Словацкая техкомиссия удивила. Придирались по мелочам, а на важные вещи то ли закрывали глаза, то ли не обращали внимания. Были и те машины, которые я бы не допустил к гонке, но в Словакии они поехали. В целом техкомиссия оставила двоякие ощущения. Но для меня это полезный опыт», — рассуждает Александр Романович, техкомиссар в РБ по джип-триалу.
Когда спортсмены в первый раз увидели трассу, были шокированы. Сложно было представить, как можно по ней ехать. Углы подъемов и спусков выходили за предельные показатели. Но в день соревнований стало понятно: не все так страшно, как кажется. Пилоты показывали мастер-класс езды по секциям. Переворотов было очень много. Но были и те ситуации, когда машина становилась на колеса и проезжала секцию до конца.
В классе «оригинал» зрелищности было мало. Обычные диагональные вывешивания. В меру безопасные углы кренов. Переворотов почти не было. Все было бы довольно скучно, если бы не интересные рельефные изменения, где на полностью заводской машине нужно было думать, как бы не застрять на камне или бугре.
В классе «стандарт» было уже намного интереснее. Организаторы готовили специальные секции для того, чтобы серийные автомобили ехали на пределе своих возможностей. Тонкую грань между стойкой на колесах и переворотом сложно было прочувствовать.
В классе «модифайт» уже многое зависело не только от профессионализма экипажа, но и от подготовки автомобиля. Этот класс является промежуточным между обычным автомобилем и триальной «котлетой». В «промодифайте» и в «прототипах», как правило, уже идет битва внедорожников: у кого лучше сделана машина, тот и побеждает. Но наши спортсмены на УАЗике не ударили в грязь лицом. Они доказали, что можно и на обычной машине проехать все секции. При этом показали достойный результат, обогнав половину европейских «котлет». И ребята оказались ровно посередине финишной таблицы.
«Не могу сказать, что доволен своим результатом. Выкладывался как мог. К сожалению, у меня в машине нет блокировки переднего дифференциала, нет колес большего радиуса с экстремальным рисунком протектора. В общем, технику надо готовить», — объясняет Игорь. Надо отметить, что, когда Игорь заканчивал проезжать секцию, получал бурные аплодисменты от зрителей.
Юрий Титов на Mitsubishi Pajero в секциях имел проблемы из-за низко висящего топливного бака. В итоге пробил его. Для прохождения ворот, которые находились на местности с критическим боковым уклоном, нужен был мощный двигатель, чтобы проехать на скорости. Но мощности 2,5-литровому турбодизелю не хватило. Как следствие — автомобиль перевернулся. Был виден боевой настрой спортсмена, но, к сожалению, он занял лишь 18-е место из 28. Опять же сказалась неподготовленность машины к условиям европейского триала.
Машина Евгения Рощенкова (Jeep Cherokee) оказалась слишком длинной для европейских соревнований. Зачастую сложно было чисто проехать ворота из-за размеров автомобиля. На одном из косогоров с критическим боковым уклоном Евгений совершил ошибку и его автомобиль перевернулся. Результат —19-й из 28.
Туманов Артур выступает за Сборную РБ на европейской арене уже четвертый год. В этом году он занял 8-е место из 28. Машина (Jeep Wrangler) спортсмена также не проехала без поломок. На больших камнях гонщик погнул колесный диск, из-за чего не смог финишировать в секции. При въезде в очередные ворота, с критическим боковым уклоном, пилот совершил ошибку: дал слишком мало газа. Как следствие, скорости его автомобилю не хватило, и он оказался на крыше.
Наши спортсмены могут выступать на европейском уровне. Основная проблема состоит в том, что нашим экипажам не хватает техники. Многие из них делают машины своими силами (без спонсорской поддержки). С более «подготовленной» техникой можно будет рассчитывать на призовые места.
По поводу самого триала и организации можно сказать, что проходит у нас все не хуже, а местами даже и лучше. Но проблема в том же: все на энтузиазме. Главный судья, техкомиссар и судьи в секциях работают за очень небольшую плату. При этом первые два несут серьезную ответственность за безопасность. В свою же очередь у европейских коллег серьезная спонсорская поддержка, которая и дает им возможность организовывать мероприятия такого уровня.
Команда у нас сплоченная. Даже такой именитый спортсмен, как Сергей Савенко (неоднократный участник гонки «Дакар», победитель и призер многочисленных гонок, связанных с джип-дисциплинами), выступал за нашу сборную. Каждый участник команды готов был помочь в любую минуту.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by