Юрий Колесный презирает сервис турецких отелей с их all inclusive. На мотоцикле M1nsk M 125X он преодолел расстояние в 5 тыс. км, посетил десятки городов, попробовал на вкус воду в самом соленом озере Баскунчак и искупался в Каспийском море. За эти и другие удовольствия заплатил всего $200. Мы встретились с отчаянным пилигримом и узнали, что такое настоящее путешествие.
Это уже не первая дальняя поездка Юрия на мотоцикле. В прошлом году на M1nsk он исколесил всю Западную Украину. Этим летом планировал посетить восточную часть страны, но в связи с последними событиями решил не рисковать и изменил маршрут. В итоге через Брянск, Орел, Воронеж, Волгоград и Астрахань добрался до Дагестана, а затем через Пятигорск, Ростов-на-Дону, Курск и Брянск вернулся на родину. На все путешествие у Юрия ушло 15 дней и 14 ночей, проведенных, кстати, под открытым небом иногда в лесу, а иногда в голой степи.
* * *
— Мысль о поездке по югу России уже несколько лет не давала покоя. Манили кавказские горы, о которых читал в книгах и видел только по телевизору. Но ехать так далеко все не решался.
— Пугала перспектива не доехать? M1nsk все-таки не Harley…
— В прошлом году, как только я его купил, не скрою, проблем хватало. Помню, только пригнал его домой из магазина, стал заливать бензин, а он вытекает. Оказалось, что дырявый бак. Потом четыре раза менял спидометры, они почему-то на каждой второй сотне пробега ломались. В результате за три месяца вся гарантийная книжка была исписана, пришлось новую заводить. Но теперь, когда многое заменил, M1nsk подводит редко. Да и я ведь с 16 лет с мотоциклами вожусь, могу любую поломку сам устранить. Единственное, с электрикой не всегда получается разобраться, поэтому в дальнюю дорогу решил взять весь комплект: генератор, катушку зажигания, свечи. Все это погрузил и поехал.
— А почему бы тебе не брать с собой в путешествие друзей? Все-таки веселей и безопаснее…
— Ну, вдвоем на M1nsk далеко не уедешь. А знакомых единомышленников, у которых мотоциклы в хорошем состоянии, у меня не так уж много. Те же, у кого есть возможности, не хотят таких путешествий, многие привыкли к комфорту. Не всем по нраву романтика больших дорог с ее ухабами и ночевками под открытым небом. Да и, если уж совсем откровенно, мне никакая компания не нужна. Есть своя прелесть в этих одиноких поездках. M1nsk, знаете ли, такой философский мотоцикл. В паспорте пишут, что максимальная скорость, которую он способен развить, составляет 90 км/ч. На деле 90 превращаются в 60. Это мотоцикл для того, чтобы неторопливо ехать, созерцать и при этом размышлять о жизни.
— Что за эти 15 дней впечатлило больше всего?
— Не хочу обидеть жителей средней полосы России, но Брянск, Воронеж, Курск мне показались обычными и мало чем примечательными. В Волгограде люди в основной массе безразличные друг к другу. Даже мотоциклисты между собой не особо приветливые. Хотя это можно списать на особенность всех больших городов. Интересное началось ближе к Астрахани.
Во-первых, неизгладимое впечатление произвела бескрайняя степь. Ну и нельзя было не побывать на крупнейшем в мире соленом озере Баскунчак. Много лет здесь добывают поваренную соль. За это его прозвали всесоюзной солонкой. Вода в озере даже солонее, чем в Мертвом море. Красота этого чуда природы поражает. Снежный оазис вокруг раскаленной солнцем степи.
— С какими трудностями столкнулся?
— Первые дни путешествия всегда самые радостные. Ты еще полон сил и азарта. Но постепенно начинается бытовуха. Дает о себе знать усталость. Начинает действовать на нервы изнуряющая жара. А для техники с воздушным охлаждением она просто губительна. Мотоцикл перегревался и барахлил. Приходилось часто останавливаться и искать тень.
Еще изводили комары. Казалось бы, откуда им взяться? Кругом степь, воды нет. А их было столько! Но вся усталость улетучилась, как только я пересек условную границу с Дагестаном. Это место заслуживает отдельной поэмы. Въезжал я туда с чувством опасения, а выезжал в полнейшем восторге!
Первое, что бросилось в глаза, — это целая куча «Жигулей» различных моделей на дорогах. Особый шик — белая Lada Priora. Но больше всего меня поразили люди. Такого радушия я еще нигде не встречал! Все улыбаются, приветствуют, стараются помочь. Там даже ДПСники добрые. Не знаю, как других, но меня местные гаишники останавливали, чтобы просто поговорить. При этом всегда улыбались и шутили. Выглядело это примерно так: «О, брат. А я тебя цэлый день жду. А пачэму рэмень не пристегнул? И куда ты едешь? Это „Минск“? Ты что, белорус? У вас война? Нэт? А батька как там, все нормально? Ну все, уезжай, не мешай работать».
На одном из постов мне вручили несколько бутылок минералки и презент в виде марочной водки. Я просто ошалел. На следующий день догоняет меня машина, оттуда выходит человек, здоровается, протягивает мне пакет со словами «Это абрикосы с моего личного дерева» и уезжает. Просто мистика. А еще один житель Грозного, прознав, что я собираюсь ночевать в поле под открытым небом, полчаса настаивал на том, чтобы я взял ключи от его второй квартиры и переночевал там… Сначала подвох во всем этом искал, но потом понял: никакого подвоха здесь нет. Такие уж они люди, эти кавказцы…
Дальше мой путь должен был пролечь через Чечню в Сочи. Но, к сожалению, перевалы оказались моему M1nsk не по зубам. Кое-как поднялся на первой передаче на метров 300—400, и у мотоцикла началась «горная болезнь» (а по маршруту предстояли перевалы выше 1500—2500 метров).
Не люблю отступать, но вероятность не вернуться домой своим ходом заставила перекроить маршрут. Обидно, что был всего в 100 км от Эльбруса, однако так и не смог увидеть его. Но я пообещал себе, что обязательно сюда вернусь и «завоюю» непокорный Кавказ. Эти красоты того стоят!