Приключения белорусов в Польше: пассивное сопротивление и за отсутствие денег на штраф — в СИЗО

 
04 ноября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Типично белорусская манера поведения на дорогах может привести в Польше к большим неприятностям. Пререкаешься с человеком в форме? В изолятор! Нет денег на оплату штрафа? В суд! Попал по своей глупости в аварию и не хочешь признавать вину? Будь готов отвечать за создание препятствия! По данным полиции, каждый день в Польше в ДТП попадают три белоруса и далеко не все знают, как правильно себя вести. А у каждого десятого нарушителя с синим паспортом нет необходимой суммы на штраф. С генеральным консулом Беларуси в Белостоке и представителями дорожной полиции обсуждаем автоприключения белорусов в соседней стране.

Полномочия мундиров: останавливать и штрафовать

В прошлом году, по данным наших дипломатов, было зафиксировано 7,8 млн пересечений белорусско-польской границы гражданами РБ. Многие ехали на машинах. Но не все автомобилисты знают про одну особенность польского законодательства. Проверку документов у водителя могут произвести не только полицейские, но и пограничники, таможенники, сотрудники транспортной инспекции и даже лесничие. В общем, все, у кого есть мундир. Аналогичные полномочия представителей силовых ведомств также прописаны в ПДД Беларуси, но на практике у нас с таким редко сталкиваешься. А вот в Польше...

— Полицейский всегда будет одет в форменное обмундирование, — обращает внимание начальник отдела дорожного движения городской комендатуры полиции Белостока Павел Мацеюк. — При этом автомобиль может быть гражданским. Водителю при остановке запрещается выходить из салона, а руки он должен держать на руле. Это общие положения, о которых знает каждый польский водитель.

Павел Мацеюк

Не только полицейский, но и, например, польский таможенник может привлечь водителя к ответственности, если, скажем, не пристегнут пассажир с заднего сиденья. А пограничник вправе осуществлять регулировку движения. Пожарный же, например, имеет возможность оштрафовать за «лысые» покрышки. При чем тут спасатели к шинам, спрашиваете? Ну хотя бы при том, что покрышка при трении может загореться. Такие случаи не раз фиксировались не только в Польше и Беларуси.

Прямо во время нашего интервью раздался звонок. Генерального консула Беларуси в Белостоке Александра Берабеню пригласили в суд. Оказалось, что нашему водителю автобуса грозит огромный штраф — до 21 тыс. злотых ($6,5 тыс.). Причина — на одном из колес ниже допустимого уровня стерся протектор. Безопасности перевозки пассажиров в Польше уделяется огромное внимание.

Александр Берабеня

— Есть один нюанс, — говорит Александр Берабеня. — Наши водители начинают по белорусской привычке препираться с человеком в форменном обмундировании: «А на каком основании меня остановили? Да кто вы такие?» Но здесь не столь лояльны, как в Беларуси. Разговаривают представители силовых ведомств, как правило, недолго и доставляют в полицию. А после в консульство поступает звонок нашего водителя: «Помогите!»

Пассивное оказание сопротивления

— А у меня нет денег! — заявляет белорусский водитель, рассчитывая, что все в этом случае обойдется предупреждением. Это обычно используется как некий аргумент в споре с представителями дорожной полиции.

— Но наш водитель не принимает во внимание, что тем самым признается в нарушении закона об иностранцах, по которому обязан иметь по 370 злотых наличными на каждый день пребывания, — напоминает генеральный консул Беларуси в Белостоке. — Запомните, любые препинания и разговоры ведут только к ухудшению положения автолюбителя. Это даже может трактоваться как пассивное оказание сопротивления. А при отсутствии необходимых средств водителя доставляют в изолятор, и это не некая крайняя мера, а обычная практика. В суде сумма штрафа вырастает, прибавьте сюда также судебные издержки. Поскольку до оплаты штрафа паспорт не возвращается, деньги по почте, соответственно, белорус получить не может. В гостиницу без документов тоже не заселяют. Вот такая безрадостная картина.

В консульстве говорят, что такие случаи не единичные. Дипломаты стараются помочь. Например, заселяют в отель под свои гарантии, но заслуженный штраф, разумеется, придется выплачивать нарушителю.

— Кстати, а если деньги есть, но хранятся на карточке? — задали мы вопрос в полиции Белостока.

— В таком случае идем навстречу и довозим нарушителя до банкомата, чтобы он мог снять деньги и погасить штраф, — рассказали там.

Уже ездить надо!

— На данный момент 79% польских дорог не соответствуют стандартам ЕС, — приводит такую статистику генеральный консул Беларуси в Белостоке. — Проезжая часть тут более узкая, чем в Беларуси, а обочины иногда вообще нет. Как оказывается, наши водители к этому не готовы. При повороте налево стараются захватить встречной полосы и часто не рассчитывают пространство для маневра. В результате когда уходят от столкновения со встречным автомобилем, не справляются с управлением… В лучшем случае обходится поврежденным боковым зеркалом, в худшем — лобовыми столкновениями. На печально известном 90-градусном повороте на дороге Белосток — Ломжа в этом году в ДТП попали 27 автомобилей. Часть опрокинулась, часть съехала в кювет.

Основная доля происшествий с погибшими и пострадавшими (в Польше также отдельно ведут статистику учетных аварий) регистрируется на двухполосных дорогах, подтверждают в дорожной полиции Белостока. Три основные причины — такие же, как в Беларуси: превышение скорости, нарушение правил обгона и правил проезда перекрестка.

Сон не в руку

Несколько «сонных» аварий с участием белорусов было зарегистрировано в Подляском воеводстве за последнее время. После беготни по торговым центрам наши усталые соотечественники садятся за руль и направляются к границе, но не всегда рассчитывают силы. Одно из наиболее резонансных ДТП произошло в прошлом году. Белорус за рулем фуры выехал на встречную полосу и врезался в грузовик. Тогда погибли трое поляков. По информации Павла Мацеюка, виновник аварии мог заснуть за рулем, в данный момент дело находится в суде.

В этом году в Подляском воеводстве было зарегистрировано четыре учетных ДТП с участием белорусов: двое наших соотечественников погибли, а шесть пострадали.

«Пьяная» виза аннулируется

— Сам с 1971 года езжу за рулем. Но чего никогда не пойму, так это употребления алкоголя водителями и последующего управления автомобилем, — признается Александр Берабеня. — В последнее время таких случаев с белорусами зафиксировано на 20% больше. По польским законам пьяных водителей сразу отправляют в вытрезвитель. Одновременно документы высылают в суд. А машину доставляют на штрафстоянку. Затем водитель оказывается в суде для участия в так называемом ускоренном процессе. В итоге, как правило, он получает штраф и запрет на управление транспортными средствами на территории Польши. Нарушают ли белорусы такие запреты? Да. Был один парень, который в итоге 21 день провел в изоляторе за это нарушение. И это хорошо еще, что в машине был пассажир с водительскими правами!

В полиции Белостока заметили, что уже управление автомобилем при 0,2 промилле считается административным правонарушением, а за состояние в 0,5 промилле может наступить уголовная ответственность (лишение свободы до двух лет).

В случае вины в ДТП лучше подписать европротокол и убрать машину

Всего в Польше в прошлом году произошло более 900 мелких аварий с участием белорусов. В случае ДТП без пострадавших рекомендуется оформлять европротокол без вызова полиции. В каком-то смысле это даже выгодно: если виновник не признает за собой нарушения, настоит на привлечении правоохранительных органов и не уберет машину с проезжей части, то его действия могут быть расценены как создание препятствия. Можно договориться с другим участником и обойтись распиской. Если же прибывшая полиция посчитает, что виновник заблокировал движение, то он может быть оштрафован за создание препятствия на 500 злотых. Не согласен? Тогда в суд.

Про техосмотр, ближний свет, автокресла и покрышки

Многих водителей интересует, какие документы могут потребовать полицейские в Польше.

— Обычно просим предъявить водительское удостоверение, техпаспорт и страховку (зеленую карту), — заверил нас Павел Мацеюк. — Сертификат о прохождении техосмотра не требуем.

В то же время, по свидетельствам участников нашего форума, как-то на границе у водителей требовали предъявить отметку о прохождении ТО. Там также могут обратить внимание на работу световых приборов, состояние колес и т. д.

— Весь год при передвижении по территории Польши у автомобиля должен быть включен ближний свет фар, — напоминает о некоторых особенностях ПДД Павел Мацеюк. — Автокресла обязательны для детей до 12 лет или ростом ниже 150 см. А вот использование зимних шин в холодное время года носит рекомендательный характер. Зато у нас нельзя ездить на шипованных покрышках.

Камеры фиксации нарушений

Камер фотофиксации нарушений ПДД в Польше установлено много. Но как это касается белорусов?

— Все просто. Номер транспортного средства зафиксирован. Информация отправляется на границу, где водителю предложат оплатить штраф, — рассказывает Александр Берабеня. — Что если успел пересечь границу до получения «письма счастья»? В Беларусь, конечно, уведомления не высылают, но при повторном посещении Польши водителю опять-таки предложат оплатить штраф. К сведению: информация хранится в базе в течение 10 лет. Хочется также попросить наших граждан не совершать бессмысленных действий. Например, не надо доказывать, мол, это не я или я не нарушал. Как правило, польская сторона оперативно предоставляет фото- и видеодоказательство нарушения. Нужно вести себя спокойно и не забывать про соблюдение других пунктов ПДД. Как-то был случай. Водитель двигался по улице, где скорость ограничена 40 км/ч. Он ехал не быстро, но заметил вспышку. Автомобилист решил проверить: объехал квартал, вернулся на улицу, двигался уже 30 км/ч и его снова сфотографировали. Тогда он проделал трюк снова и снова. А потом получил пять «писем счастья» за непристегнутый ремень.

В полиции нам подтвердили, что с помощью камер может фиксироваться не только превышение скорости, но также использование ремней безопасности и разговоры по мобильнику за рулем. Правда, система автоматического фиксирования находится в ведении транспортной инспекции. А полиция работает только с мобильными радарами. «Кстати, пристегиваться в Европе нужно обязательно не только потому, что могут выставить штраф. Два месяца назад по пути в Бобровники в аварию попали белорусы — семейная пара. Их машину развернуло, вынесло на встречную полосу, где произошло столкновение. Так как оба были пристегнуты, то практически не пострадали», — приводит такой пример Александр Берабеня.

Дети в машине

В этом году несколько белорусов были оштрафованы за то, что оставили маленьких детей в жару запертыми в салоне автомобиля. Обычно такие случаи фиксировались вблизи крупных торговых центров. На место вызывались сотрудники полиции.

— Был случай в Гданьске, когда в салоне машины погибли двое малышей, граждане Польши. Они задохнулись от жары, — прокомментировали в белорусском консульстве в Белостоке. — Поэтому внимание сейчас к этой проблеме очень высокое. Даже случайные прохожие, увидев такую ситуацию, могут разбить стекло, чтобы достать детей. Если же у автовладельца возникнут претензии, например за разбитое стекло, то дело будет рассматриваться в суде. И уверяем, решение будет не в его пользу.

Грабежи на стоянках

В течение года приходили тревожные сообщения: «Очередной автолюбитель ограблен близ Белостока», «В Подляском воеводстве задержана банда, охотившаяся на белорусов» и т. д.

— На самом деле грабят не только белорусов, но и граждан других стран, — обращают внимание дипломаты. — Но действительно, были задержаны две группировки, от действий которых пострадали наши соотечественники. В одном случае задержали троих граждан Польши, в другом — двоих белорусов. Но есть характерный момент: пострадавшие оставляли автомобили в неприметных местах или ночевали в машине где-нибудь в лесу. То есть косвенно сами провоцировали преступников. Достаточно соблюдать элементарные меры безопасности, чтобы поездка в Польшу запомнилась исключительно с положительной стороны.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Без комментариев