«Если курсант пожалуется, то инструктор вылетит с работы». Изучаем опыт литовских автошкол

 
259
03 декабря 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Сколько лет в Беларуси существуют автошколы, столько же времени процесс обучения в них без устали совершенствуют. Увеличили количество «практики», теорию давно сдают только в виде тестов на компьютерах, экзамен снимают беспристрастные регистраторы, а все равно на дорогах порой оказываются «двоечники». Причем, например, в соседней Литве все по-другому. Правила для курсантов и автошкол в чем-то более либеральные, но результаты — очевидные. К примеру, сдавшим теорию разрешают потренироваться на обычном автомобиле в присутствии родителей. Заглох на эстакаде? Некритичная ошибка! Зато во время экзамена теперь проверяют знание принципов экодрайва и расспрашивают про устройство машины.

Средняя стоимость обучения в литовских автошколах — 1000—1100 литов ($360—400). Срок обучения составляет от месяца до трех. Есть и экстренный курс. Требования к учебным автомобилям довольно мягкие. Разумеется, все они должны быть оборудованы дополнительными педалями. Если машина старше 10 лет, то на ней нужно проходить техосмотр раз в полгода. Транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 15 лет, вовсе не допускаются к обучению. Не разрешат также учиться на автомобилях с электронно-механическим ручником. «Сейчас в основном используются относительно новые машины: Volkswagen Golf пятого поколения, Opel Astra H, Ford Focus третьего поколения, Hyundai i30, — рассказывает директор Ассоциации школ вождения Литвы Дарюс Лесицкас. — Важный нюанс: все учебные автомобили оборудованы видеорегистраторами. При спорных случаях легко выяснить истину и оценить уровень курсанта».

Дарюс Лесицкас

Поменять автошколу? Не проблема!

Отправляясь на курсы по вождению, белорус попадает в определенную зависимость — деньги уже заплачены, надо как-то получать допуск к экзаменам в ГАИ. И если даже не устраивает преподавание или инструктор, поменять автошколу сложно. В Литве с этим гораздо проще. В этом смысле рынок там свободный: курсант имеет право написать заявление, мол, хочу продолжить обучение в другой организации, а автошкола обязана выдать документ о количестве пройденных тем и отметках.

Агрессивное вождение

На первых занятиях в литовских автошколах подробно рассказывают не только о том, как получить права, но и о том, каковы особенности восприятия дорожной обстановки. «Водитель должен знать, как смотрит глаз, что он видит, как правильно наблюдать за зеркалами. Затем — как ездить со скоростью 50 км/ч (в населенных пунктах Литвы максимальная скорость ограничена этим значением). Есть урок, посвященный агрессивному вождению и тому, как его избежать», — рассказывают инструкторы. Кстати, нередко теорию и практику в соседней стране преподает один учитель.

«Если курсант пожалуется, то инструктор вылетит с работы»

Когда мы рассказывали об отношении и выходках наших инструкторов, литовцы смотрели на нас с круглыми глазами: как такое возможно? Чтобы инструктор повысил голос на своего ученика? А как они потом будут общаться? И как это вообще — ругаться на своего клиента?

— Конечно, два человека, находясь в тесном пространстве, могут не найти общий язык, — делают оговорку в литовских автошколах. — Но если ученик что-то сделал не так, то это вина только учителя. А если последний повысил голос, значит, сорвал урок. В случае конфликта или недостойного поведения курсант может пожаловаться на инструктора. И тогда тот вылетит с работы. Но такие случаи очень редки. Сейчас на семинарах у нас рассматривают вопрос, как мастеру по вождению снять стресс — предлагается много методов. Но главная идея — клиент пострадать не должен.

Также исключена ситуация, когда инструктор намеренно затягивает с практикой или «валит» на внутреннем экзамене, а потом уговаривает курсанта взять дополнительные занятия. Он просто не имеет права оказывать такие услуги. Если хочет учить в свободное от работы время — должен открыть школу. Транспортная инспекция осуществляет контроль — всего инструктор по требованию должен предоставить 12 документов, включая карту занятия с расписанным планом. За нарушение лишить лицензии могут автошколу.

Выучить билеты наизусть не удастся

В Беларуси усердные курсанты за время обучения в автошколах успевают пройти компьютерные билеты столько раз, сколько необходимо для заучивания их наизусть. В конце даже не вчитываются в вопрос — по памяти, машинально выбирают правильный ответ. В Литве это невозможно.

— Регитра [орган регистрации транспорта и одновременно экзаменационный отдел, наш аналог МРЭО ГАИ. — Прим. Onliner.by] во время экзаменов использует другую компьютерную программу. То есть картинка будет иной, и вспомнить правильный ответ лишь по визуальному образу не получится, — объясняет Дарюс Лесицкас. — В тесте — 30 вопросов, на них нужно ответить в течение получаса. На 80% должен быть получен правильный ответ. Да, как и у вас, есть вопросы с языковой заковыркой. Мы считаем, что это неправильно. Они запутывают курсантов. Ведь на дороге нет ситуаций с двойным отрицанием или с пятью вариантами решений. На наш взгляд, предлагаемый в тестах ответ должен быть однозначным — да или нет. Кроме того, мы хотим ввести ролики с дорожными ситуациями, где также нужно определить — правильно сделал водитель или действовал ошибочно.

Остановка по требованию и смешная эстакада

В Литве обязательны к обучению три элемента парковки. Этому уделяется большое внимание: кроме стандартного гаража и «диагоналки» курсанты усердно тренируются парковаться под углом в 45 градусов.

Но есть еще один элемент, который в Беларуси обычно не отрабатывают. Курсант должен разогнать автомобиль до 30 км/ч, а потом остановить перед стоп-линией. Важно, чтобы человек понимал, где реально затормозить, чувствовал дистанцию. Эдакая профилактика попутных столкновений. Оказывается, даже водители со стажем не всегда могут точно указать, где остановится их машина при такой скорости.

Да, эстакада по нашим меркам смешная. Инструктор на автодроме рассказал нам байку: мол, как-то во время экзамена в регитре курсантка умудрилась вылететь с «горки». С тех пор этот элемент понизили — в целях безопасности. У нас рассказывают другой анекдот: при схожих обстоятельствах девушка опрокинула автомобиль. Памятуя о своих правах, она кое-как выбралась из машины и заявила: «А у меня есть еще одна попытка!» Над анекдотом смеются, но злую эстакаду никто не понижает. Заглох? Скатился? Не удержал автомобиль на подъеме? Ошибка!

После восьми некритичных ошибок экзамен заканчивается

В Литве при приеме экзамена регитрой допускается восемь некритичных ошибок на площадке и в городе. Например, таковой считается невключение указателя поворота. А вот после проезда на красный сигнал светофора или непропуск другого автомобиля при выезде на главную дорогу экзамен будет остановлен. К критичным ошибкам также относят специфические, например систематическое невключение указателя поворота. Основная масса курсантов, как и в Беларуси, «сыплется» именно при сдаче «города».

— На площадке действуют довольно мягкие условия. Например, если машина заглохла на эстакаде или скатилась менее чем на 30 см, то это также будет считаться некритичной ошибкой, — рассказывает Дарюс Лесицкас. — Кроме того, экзаменуемый может выполнять диагональную парковку в несколько приемов — это допускается. Насколько я знаю, в Беларуси он должен это делать на одной передаче.

Сдавать придется на чужой машине

Самое интересное, что сдают экзамен курсанты на другом автомобиле — не на том, на котором учились. Машины для экзамена регитра предоставляет свои. Причем они не обозначены привычной буквой M (mokykla в переводе с литовского — «школа»), то есть вообще не отличаются от обычных автомобилей. Считается, что выделять их в потоке — значит предоставлять необоснованное преимущество, дескать, пусть курсант едет как обычный водитель. В машинах также установлены регистраторы с определенными характеристиками (угол обзора — не менее 170 градусов, две камеры, фиксирующие происходящее снаружи и внутри, а также звукозапись).

— Определенная логика в предоставлении других автомобилей есть, — говорит руководитель Ассоциации школ вождения. — Ведь удостоверение выдается не для вождения Volkswagen или Opel. Предполагается, что человек получает право управлять машиной любой марки — хоть Hyundai, хоть Porsche. Значит, должен быть готов. Хотя, конечно, сцепление где-то более удобное, где-то менее, к органам управления нужно привыкнуть и так далее.

Чтобы вместо антифриза не залить «омывайку»

Практический экзамен состоит из трех этапов. Сначала курсанту задают три устных вопроса. Касаются они устройства автомобиля. Конечно, никто схемой карбюратора интересоваться не будет. Но где найти информацию о давлении в шинах, куда залить антифриз и что такое «омывайка», спросить могут запросто.

— На этом этапе мало кто «сыплется». Но есть и такие. Все-таки это дополнительный стресс. С другой стороны, простейшие вещи о своей машине должен знать каждый владелец. Это нормально, — считает Дарюс Лесицкас. — За один неверный ответ начисляется ошибка, но экзамен может быть продолжен.

Один из 25 маршрутов

В Вильнюсе есть 25 учебных маршрутов. То есть «зазубрить» их практически нереально. Проще научиться ездить (на это, видимо, и расчет), тем более что в литовской столице организация дорожного движения типовая, без загадок, в отличие от Минска. В Литве сейчас задумались, как же снять стресс у курсантов перед экзаменами: «В Голландии поступают так: перед сдачей инструктор, ученик и экзаменатор садятся и около получаса разговаривают на вольные темы. Это позволяет убрать ненужное волнение и спокойнее приступить к вождению».

Выбирайте нужную передачу

У нас даже не считается ошибкой, если курсант едет на первой передаче со скоростью 40 км/ч. Экзаменатор, поморщившись, может лишь попросить: «Ну переключите уже». Хотя, конечно, про себя отметит неуверенность. Однако формально это ни разу не ошибка. А вот в Литве за позднее включение передачи могут назначить штрафной балл. С экологией и лишним выхлопом там строго! Еще один примечательный факт: на автомобиле молодого водителя (со стажем менее двух лет) размещается не знак «70», как в Беларуси, а кленовый листок зеленого цвета. Это не выглядит так дискриминационно, ну и дань «зеленым», конечно.

Водители и родители

Еще одно очень интересное правило. Если литовец сдал теоретический экзамен в регитре, то он имеет право учиться вождению на обычной машине в городе. Но — важный нюанс — только в присутствии родителей. «Массовых злоупотреблений нет. Однако находятся те, кто трактует закон в свою пользу. С другой стороны, изменять правила для 99% добропорядочных граждан из-за 1% нарушителей тоже неразумно», — считают в литовских автошколах.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
ОБСУЖДЕНИЕ