Последнее предупреждение. Накануне вступления в силу поправок, ГАИ проверяет шины и автокресла

 
15 января 2015 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Уже завтра за езду на летних шинах и перевозку детей без автокресел (когда это необходимо) начнут штрафовать, а вчера ГАИ провела в Минске упреждающий рейд. Его итог довольно интересен — все об изменениях знают, но о нюансах не в курсе. Водители задавали такие, например, вопросы: можно ли пристегивать ребенка поясным ремнем? А что если зимние шины установлены только на одной оси? Какими будут штрафы? Вчера инспекторы остановили несколько автомобилей, на которых была установлена летняя резина. В одном случае перевозили непристегнутого ребенка.

Раннее утро в столице. В это время родители везут детей в школу и детсады. Многие ли в курсе о поправках в законодательство, которые вступают в силу 16 января? Инспекторы решают проверить. На улице Я. Мавра они замечают молодую женщину, которая направляется к припаркованному Opel Agila. Она вышла из школы — явно только что завезла ребенка на уроки.

В разговоре это подтверждается. Сотрудники ДПС задают один из принципиальных теперь вопросов: каков рост ребенка? По указу №483 если несовершеннолетний пассажир младше 12 лет и меньше 150 см, то он должен ехать в автокресле.

— Мой ребенок ростом метр и тридцать сантиметров, — с ходу отвечает женщина. Она кивает в сторону салона: — Но я всегда вожу его в детском автокресле. И про шины тоже в курсе. У меня «зима» на колесах.

Отныне инспекторам, вероятно, придется возить с собой еще один инструмент — рулетку или портновский метр. Иначе как измерить параметры несовершеннолетнего пассажира? Это, конечно, шутка. Видимо, все будет решаться проще — примерно рост определить можно. Никто из-за двух-трех сантиметров устраивать дорожные споры не будет. Вопрос в другом: человек ростом 150 см уже может безопасно пользоваться ремнями. У детей поменьше лента часто обвивается вокруг шеи, превращаясь во время резкого торможения в удавку. В общем, это вопрос безопасности, который теперь регламентируется законодательно.

На этой же улице инспекторы останавливают водителя Skoda Superb. Мужчина сейчас едет один, но тоже о законодательных коррективах в курсе: «У меня двухлетний ребенок. Во второй машине кресло есть. На обоих авто — зимняя резина».

Школьный час пик прошел. Движемся дальше. На втором кольце сотрудники ГАИ обращают внимание на BMW X3, водитель которого не может разобраться с полосами движения. После остановки выясняется: семья из Гродненской области, едет в РНПЦ «Мать и дитя».

— Знаете, что в пятницу вступает в силу указ №483 и теперь использование автокресел становится обязательным? — спрашивает инспектор.

— Конечно знаю. Вы посмотрите на моих пассажиров, — усмехается мужчина.

На заднем сиденье едет маленькая дочь водителя — в автокресле. В машине вообще все пристегнуты, в том числе женщина, которая сидит рядом с ребенком. Люди заботятся о своей безопасности не на словах, а на деле. Это видно сразу.

Вообще, во время репортажа сложилось ощущение, что родители-водители устанавливают детские кресла не под влиянием законодательства, а потому что задумывались об этом давно. Знаем, многие выбирают специальные удерживающие устройства на основе результатов краш-тестов (таковые проводятся специальными организациями в Германии, Голландии, Испании и других странах). В тройку лидеров по безопасности обычно попадают именитые европейские фирмы.

Подъезжаем к Дворцу детей и молодежи, что расположен на Старовиленском тракте. Сюда весь день везут детей на кружки и занятия. Вот, например, паркуется женщина на Volkswagen Touran. Про изменения она не знает.

— Но у нас всегда в машине стоит автокресло, — демонстрирует водитель. — А по-другому не возим! Вопрос безопасности для нас главный.

Мы обратили внимание, что чаще всего детские кресла устанавливают сзади. Хотя несовершеннолетних в специальном удерживающем устройстве можно возить и спереди. «Только при этом нужно отключить подушку безопасности, — подчеркивают в ГАИ. — Обычно кнопка Airbag off находится в перчаточном ящике или под сиденьем. В инструкции к использованию автокресла это должно быть изложено».

На парковку заруливает Ford Escape. На заднем сиденье — девочка. Не пристегнута.

— Так вроде ж с 15-го… — водитель сразу понимает, о чем речь.

— С 16-го. Но в любом случае перевозить таким образом несовершеннолетнего пассажира — это нарушение, — объясняют сотрудники ГАИ.

Напомним, отсутствие автокресла, если в салоне машины находится ребенок младше 12 лет и ниже 150 см, будет трактоваться как нарушение правил перевозки пассажиров. По части 5 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях за это предусмотрено предупреждение или штраф до 4 б. в. (сейчас — 720 тыс. рублей).

— Хорошо. А если кресло есть, но несовершеннолетний пассажир не пристегнут? — моделируем вполне реальную ситуацию.

— Будет применяться часть 4 статьи 18.12. Это влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 б. в. (180 тыс. рублей), — говорят инспекторы.

По этому поводу прогнозируем определенные сложности. За время рейда нам попадались ребятишки постарше. Но родители совсем маленьких детей могут в подробностях рассказать, как сложно усадить малышей. Истерики, слезы, плач. К маме на ручки — и все тут! Увы, теперь перевозить детей на руках, как раньше рекомендовалось в ПДД, нельзя, объяснили в ГАИ. Так что как будут разрешаться такие ситуации — большой вопрос.

С другой стороны, возить автокресло как алиби тоже неправильно. Зачем оно вообще, если ребенок не пристегнут ремнями безопасности? Вспоминается случай в Брестской области: несколько лет назад семья попала в ДТП. Родителям — ничего, они были пристегнуты. А их маленькая дочь получила тяжелейшую черепно-мозговую травму, долгое время балансировала на грани жизни и смерти. Самое обидное, что в машине кресло было, но ребенка почему-то не пристегнули.

Водитель Ford Escape, между тем, утверждает, что кресло у него есть — осталось от старших детей. Просто с собой не возит, мол, трое детей, и места для удерживающего устройства нет. Но он готов его достать и установить в салоне автомобиля.

Со вступлением в силу поправок, думается, так поступят большинство родителей. И это тоже наталкивает на определенные вопросы: поскольку кресла стоят недешево, не вызовет ли это всплеска краж? Автоворы ведь запросто могут переключиться с автомагнитол и зеркальных элементов на детские удерживающие устройства. Не дай бог, конечно…

— А что понимать под специальными удерживающими устройствами? Можно ли, например, пристегнуть ребенка поясным ремнем, который обычно установлен посередине заднего сиденья некоторых автомобилей? — спрашиваем у представителей ГАИ.

— Во-первых, он двухточечный, то есть не такой надежный. Во-вторых, ребенок может проскользнуть под него. В-третьих, в указе используется формулировка «с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности», а это исключает использование только «взрослых» ремней безопасности. Кроме традиционного автокресла, для детей могут использоваться, например, бустер или специальная подушка.

Очередная мама привозит ребенка на кружок. Водитель Volkswagen Passat аргументирует свою родительскую позицию: «Мы с рождения возим сына в автокресле. Это сразу стало нормой. А как может быть иначе?» Приятно слышать…

К Дворцу детей и молодежи подъезжает следующий автомобиль — Mitsubishi с украинскими номерными знаками. У женщины, управляющей машиной, имеется вид на гражданство, и она тоже в курсе об изменениях в белорусском законодательстве. Ребенок у нее ездит в автокресле.

У всех родителей-водителей инспекторы спрашивали, знают ли они о второй важной поправке, касающейся обязательного использования зимних шин с 1 декабря по 1 марта. Кто-то считал, что поправки уже действуют. Кто-то «слышал что-то такое». Но, заметим, у всех резина стояла по сезону.

А вот на улице Я. Мавра сотрудники ГАИ остановили ВАЗ, ехавший в темноте без включенных фар. Выяснилось к тому же, что на машине установлены летние шины. Сейчас, когда оттепель, это еще не так критично. Но на прошлой неделе, во время снегопада, автомобили с покрышками не по сезону «дрифтовали», натужно пытались заехать в горочку и скользили на путепроводах.

— Понимаете, мне нужно на СТО, — объясняет водитель. — Тут рядом. А зимой я вообще не езжу…

— Но сейчас-то вы за рулем, — замечают инспекторы. — А с 16-го января за это нарушение можно будет получить предупреждение или штраф до 1 б. в.

Еще одного водителя, ехавшего на «лете», остановили на улице Маяковского. Парень за рулем Mazda уверяет, что знает про указ №483, и божится, мол, до 16-го числа все успеет поменять. Слабо верится, честно говоря. Или это такая привычка — откладывать на самый последний день?

Следующим останавливают Opel. Мужчина, находящийся за рулем, спрашивает: «Вот у меня на передней оси зимние покрышки, а на задней — нет. Так можно?»

— Если только сзади установлена всесезонная резина. С ней можно, а с летними покрышками — нет.

По оценкам компаний — поставщиков шин, большинство белорусов и так «переобувались». А незначительная доля тех, кто ездил в холода с летними покрышками, не изменит своему решению даже после вступления в силу указа №483. Кроме того, данная норма будет скорее поставарийной. Заметить нарушение можно только при остановке автомобиля, а штрафовать скорее будут тех, кто попал в ДТП и ехал на летней резине.

Интересно, что автомобильные поправки в законодательство получили широкую огласку, причем не только в Беларуси. Все остановленные водители так или иначе слышали про нововведения. Говорят, корректировку ПДД активно обсуждают уже и в России. Осталось подождать завтрашнего дня и увидеть, что изменится на дорогах.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by