В УГАИ напомнили о завтрашних изменениях в ПДД помимо вопросов шин и автокресел

 
15 января 2015 в 19:22
Источник: tvr.by, Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Источник: tvr.by, Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

О том, что завтра вступают в силу изменения в Правила дорожного движения, писали уже неоднократно. Правда, многими нововведения воспринимаются только в связи с двумя вопросами: обязательные зимние шины и обязательное автокресло. На самом деле нюансов намного больше, хоть они и могут показаться не столь значимыми, как указанные выше. Сегодня Белтелерадиокомпания провела конференцию с замначальника УГАИ МВД Вадимом Гаркуном, во время которой он остановился на некоторых вопросах подробно.

Полный текст указа президента опубликован на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь.

Шины. Зимними считаются шины с изображением трех пик либо снежинки с маркировкой «M + S», «M & S», «M S» или «All seasons», за их отсутствие — штраф в одну базовую (в первый раз). На вопрос, может ли сотрудник ГАИ запретить движение, если шины не соответствуют требованиям ПДД, Вадим Гаркун ответил: «Водитель подвергается только штрафу или предупреждению».

Автокресла. Нужны специальные устройства для детей до 12 лет или ниже 150 см. Исключения — такси и, как подчеркнул Гаркун, те модели, в которых не предусмотрены ремни безопасности (таковых осталось немного). «Если же водитель сам внес изменения в конструкцию, то есть снял предусмотренные ремни безопасности, то он подлежит ответственности, — дополнил замначальника УГАИ МВД. — Снимать их не стоит, сотрудники Госавтоинспекции знают, где они в штатном режиме установлены, а где нет. Основная масса легковушек позволяет разместить в салоне три детских удерживающих устройства. Если отвезти ребенка просят водителя, у которого нет детей, ему нужно осознавать для себя необходимость соблюдения правил и ответственность — предупреждение либо штраф до четырех базовых».

Пропуск пешеходов. Из ПДД убрали знаменитую формулировку «принимать меры по снижению скорости вплоть до остановки <…> обеспечивающие безопасные условия для движения пешеходов». Фактически это означает, что пешеход всегда прав, и в случае конфликта уже не важно, принимал водитель меры или нет. «Должен ли я уступать дорогу пешеходу, даже если он идет на красный? — задал вопрос представителю УГАИ житель Молодечно. — Меня привлекут к ответственности, если я его просто не замечу?» Замначальника управления Госавтоинспекции ответил размыто: «Затрудняюсь сказать, каким образом на переходе можно не заметить пешехода, если соблюдать все требования ПДД, которые предъявляются к водителю, приближающемуся к переходу… Отдельный вопрос — что на пешехода налагается определенное ограничение: если он выходит из-за неподвижного препятствия на проезжую часть, то должен убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. Говоря о ДТП, связанном с наездом на пешехода, то, скажем так, общего ответа на эту ситуацию нет. Общий принцип: ответственность налагается на участника движения, совершившего нарушение ПДД, которое повлекло наступление данных последствий. А правилами предусмотрены определенные обязанности, как для водителя, так и для пешехода. И в процессе разбирательства конкретного ДТП устанавливается, по чьей вине это произошло».

Стоянка грузовиков. Разрешена только в специально отведенных местах, обозначенных знаком «Место стоянки». Исключение — выполнение грузовиками каких-либо работ. «Масса (более или менее 3,5 тонны) не имеет значения, — уточнил Гаркун. — Нет посыла и на запрет стоянки в жилой зоне. Просто нельзя нигде, кроме стоянок. Это касается грузовых автомобилей, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин, в том числе и личного (неслужебного) транспорта».

Автошколы. Часы практики увеличились с 40 до 50. Если по букве закона, то «не менее 50 часов», однако точной границы между обязательным курсом и дополнительными занятиями нет. Хотя предполагать, что инструкторы пойдут навстречу курсантам и станут преподавать за зарплату, а не за 300 тысяч рублей за дополнительный час, не приходится. Те курсанты, которые учатся прямо сейчас и не закончили практику, будут откатывать по 40 часов, сообщили в одной из минских автошкол. По крайней мере, бумаги о добавлении 10 занятий пока не приходило. Обязательной регулярной пересдачи на права (уже после их получения) не планируется, заверил Гаркун.

Спецтранспорт. С включенными синими или синими с красным маячками машины оперативного назначения могут отступать от требований светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки, правил маневрирования (исключение — сигналы «поворотников»), обгона, проезда перекрестков, переходов, могут переезжать разделительную зону, разговаривать по телефону и превышать скоростной режим. Не обязательно подчиняться также правилам остановки и стоянки. Нарушать последние спецтранспорту отныне разрешено и без включенных маячков. Кроме того, отныне (помимо других) сотрудники Государственной лесной охраны тоже могут останавливать «гражданские» машины.

Еще ряд изменений касается формулировок, определяющих такие понятия, как водитель, мотоцикл, обозначенный перекресток, самоходные машины, элементы дороги (отныне и островки безопасности). Разрешенной стала тонировка, пропускающая свет на 70% (для лобового стекла). Предусмотрен и ряд других нововведений, которые могут не касаться большого количества автовладельцев, но в частном случае их знание пригодится. Поэтому накануне вступления в силу указа рекомендуем еще раз ознакомиться с текстом документа.