Почем машино-места в Минске? От социальных гаражей до фешенебельных паркингов

 
09 февраля 2015 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Паркинги в жилых кварталах и подземные гаражи многоэтажек пока не решают проблему дворовых стоянок. Вопрос стоимости машино-места эксперты называют ключевым: какой смысл тратить 200—300 млн рублей, если можно бросить автомобиль около подъезда совершенно бесплатно! Действительно, а что почем? Корреспонденты Onliner.by пробрались в гаражи и паркинги элитных и не очень многоэтажек Минска и сравнили цены. Вышло как на рынке квартир: где-то есть социальные машино-места, а где-то — фешенебельные, во всяком случае по цене.

Сразу заметим, что в наш обзор попали только паркинги и подземные гаражи в жилых кварталах. Мы умышленно не включали в публикацию парковочные места возле рынков и торговых центров, так как там действуют совсем другие правила игры. Нам нужно было понять ситуацию в целом в городе. Паркинги и гаражи ранжированы по стоимости — от меньшей к большей.

Улица Бельского, около $7,4 тыс. Паркинг буквально вмонтирован в жилой квартал. Вокруг его плотно обступают многоэтажки. Разумеется, двор забит автомобилями. Даже не верится, что места на паркинге еще есть. Звоним застройщику. Там нам обрадовались: судя по всему, спрос на машино-места невысокий, хотя цена заманчивая — 114 млн 850 тыс. (это единственное место, где стоимость назвали в белорусских рублях). Примерно $7,4 тыс. по курсу Нацбанка. На наш взгляд, цена адекватная, и место этих денег стоит. Паркинг полузакрытый (то есть крыша имеется), но со всех сторон продуваемый. Это даже плюс: не будет перепада температур. Присутствуют сторож и видеонаблюдение.

Улица Притыцкого, $8 тыс. Самая что ни на есть Каменная Горка! В социальном микрорайоне и цены, по сравнению с другими, социальные. Паркинг похож на описанный выше: есть крыша, но нет стен. Сторож нам посоветовал выбрать место посерединке — там меньше дует, соответственно кузов меньше загрязняется. В обзор видеокамеры попадает выезд. Работает шлагбаум. Просят за все удобства для автомобилей $8 тыс. Как нам рассказали, места есть, в очередь за ними никто не становится.

Улица Неманская, $10 тыс. Буквально через дорогу расположено еще одно место для хранения автомобилей. Назвать это паркингом сложно. Скорее, возле жилых домов размещен подземный гараж. Стоит одно парковочное место $10 тыс. Продавец — тот же, что и у паркинга на ул. Притыцкого. На вопрос, почему такая разница, представители отвечают: «На улице Неманской совсем другая система въезда и выезда — установлено видеонаблюдение. Да, охраны нет, но посторонние не попадут — доступ ограничен».

Улица Гамарника, $10—12 тыс. Зеленый Луг. Под новостройкой разместился двухуровневый подземный паркинг со стандартным комплектом услуг (ограничение доступа, круглосуточная система видеонаблюдения и т. д.). Риелторы рассказали: если вас устроит заезд с ул. Мирошниченко, через дворы, то место обойдется в $10 тыс. Но один из владельцев готов продать парковку с более удобным въездом со стороны ул. Гамарника — за $12 тыс. В разговоре с нами мужчина обратил внимание на дополнительные услуги: «Велосипед сам оставляю возле колонны, пристегнув цепью. Ну а для покрышек есть отдельное помещение, возможно договориться».

Проспект Независимости, $15—20 тыс. Заезжаем еще в один густонаселенный микрорайон — Уручье. Он продолжает обрастать многоэтажками, напряжение на каждый свободный пятачок возрастает. Поэтому машино-места тут особо в цене. Спускаемся в один из подземных паркингов, расположенный под жилым домом. На въезде — шлагбаум с охраной, выход — через «таблетку» домофона. Опять-таки некий усредненный стандарт. Места все раскуплены, на доске объявлений ни одного предложения. А вот из разговоров с жильцами мы установили: купить машино-место можно, порядок цен — от $15 тыс. до $20 тыс.

Улица Лобанка, $20 тыс. Прямо рядом со строительным гипермаркетом, который является сильной точкой притяжения, разместился подземный паркинг. Он также расположен во дворе жилого дома. «Все места выкуплены, — поначалу сторож нас разочаровал. Однако потом добавил: — Но если очень нужно, то можете купить у тех, кто успел раньше: средняя стоимость — $20 тыс. Хорошая цена! Видеонаблюдение, температура в морозы ниже нуля не опускается, охрана круглосуточная». Для сравнения: за эти деньги можно купить подержанный BMW X5. Что нужнее — решать жителям этого квартала.

Улица Беломорская, $20 тыс. Перемещаемся ближе к центру города. Относительно новая высотка с претензией. Заходим в подземный гараж. Бдительный сторож на посту. По периметру развешаны видеокамеры. Отмечаем, что разрешено хранить покрышки (очень актуально для тех, кто не хочет захламлять балконы) и велосипеды. Однако, как оказывается, все места давно раскуплены. Зато рядом строится еще один такой дом. Звоним в агентство недвижимости, которое продает машино-места: «Почем?» — «Двадцать тысяч по курсу, — замялись на том конце провода. А потом поспешили заметить: — Застройщик понимает, что сейчас непростая ситуация. Возможен вариант рассрочки. Все надо обсуждать».

Улица Немига, $21 тыс. Отметим, что именно цена в $20 тыс. становится знаковой для рынка машино-мест в Минске. Эта сумма как заколдованная сопровождала нас во время репортажа. Например, мы подъехали к пафосному дому, фасад которого выходит на историческую улицу нашего города. Представились покупателями. Нам разрешили взглянуть на подземный гараж. Все как положено: охрана, видео, можно хранить покрышки и велосипеды. Это, как мы убедились, некий минимальный стандарт. Но мест нет. Впрочем, на въезде нашли одно объявление о продаже. Трубку подняла женщина, объяснила, что место продает сын — срочно нужны деньги на учебу. «Готовы продать, за что купили, — подчеркнула продавец. — Это $21 тыс.» Учитывая месторасположение и то, что в округе каждый свободный пятачок забит автомобилями, — не так уж много.

Улица Чехова, $21 тыс. Еще одно центральное место. В престижном районе Минска даже в домах относительно старой застройки были предусмотрены подземные гаражи. В один из них удалось попасть. Тот же стандартный набор опций: охрана, видео, можно хранить велосипеды/покрышки. Машино-места в основном продают частные лица. По одному из указанных телефонных номеров нам ответили, что просят $21 тыс. Стоимость показалась адекватной, опять-таки с учетом престижности квартала. Еще один продавец предлагал к парковочному месту комнатушку, где можно хранить как набор с инструментами, так и шины. Правда, надбавка за такой бонус соответствующая: за всё — $35 тыс.

Проспект Победителей, $23 243. Эту чересчур скрупулезную цифру назвали нам в отделе продаж. У нас, конечно, сразу возник вопрос, почему именно 23 тысячи и 243 доллара? Ответа мы не нашли. Этот паркинг, расположенный в микрорайоне Лебяжий, пока не сдан. Там вовсю ведутся работы. В агентстве недвижимости пообещали, что будет предусмотрена система доступа, а вот целесообразность обустройства системой видеонаблюдения и режим работы охраны определят сами владельцы машино-мест на собрании товарищества собственников.

Улица Алибегова, $23,5 тыс. С виду стандартный паркинг в одном из спальных микрорайонов Минска. Строился он долго, а стоит недешево. Представители продавца рассказали, что предлагается за эту сумму: «Осуществляется видеозапись, круглосуточно работает пост охраны, автомобили, зарегистрированные в базе, проверяются — разрешен ли им выезд. Места продаются на четвертом этаже». Один из жильцов ближайшего дома, узнав про наш интерес, высказал свое мнение: «Я лучше вторую машину жене куплю. А место в своем дворе в любое время суток нахожу, причем не на тротуаре и не на газоне».

Жилой комплекс «Каскад», $20—25 тыс. Серия из четырех паркингов, обрамляя жилой квартал, закрывает его от железной дороги. Удачное решение архитектора! Но сколько стоит? В отделе продаж компании «Юнивест-М» сообщили, что места пока реализуются только на одном из паркингов: «На полузакрытом, продуваемом уровне, где вместо стен — железные роллеты, — $20 тыс. по курсу Нацбанка. А на полностью закрытом этаже — $25 тыс.» Специалист заметил, что, возможно, стоимость пересмотрят. Пока же на такую сумму можно приобрести новый Kia Cee’d или Ford Focus. Так что на внутридворовой территории стоянка по вечерам забита: паркуются на газонах и тротуарах, пишут жильцы комплекса у нас на форуме.

Улица Сурганова, $25 тыс. Очередная новостройка с подземным гаражом. Последний был сдан 31 декабря прошлого года. Планируется, что откроется в марте. Пока же спрос явно превышает предложение: возле офисов несколько внедорожников стояли на газоне и тротуаре. «Планируется, что будет охрана, — рассказали в офисе застройщика, куда мы дозвонились. — Вопрос о необходимости видеонаблюдения и других условиях будет решаться на собрании товарищества собственников. Цена за машино-место — $25 тыс.»

Жилой комплекс «У Троицкого», $40 тыс. Предсказуемо наиболее дорогое машино-место мы нашли в самом пафосном и одновременно спорном жилом комплексе города. Спускаемся в святая святых — подземный гараж. В общем-то, обычные автомобили. Ни одного Rolls-Royce или Bentley мы не увидели. Строгий охранник следит за въездом и выходами. Весь комплекс утыкан камерами. Имеется грузовой лифт. Три уборщицы следят за тем, чтобы на покрытии не оставалось грязных луж. Кое-кто тут же хранит колеса. Наш сопровождающий небрежно кивнул в сторону покрышек: «Каждое колесо — $1 тыс.!» В компании «Трайпл» нам рассказали, что машино-место стоит $40 тыс. Но купить его можно только с квартирой: автомобилистам со стороны ничего не светит. Как нам объяснили, нереализованные квартиры еще есть и потому машино-места придерживают. Кстати, во дворе комплекса мы заметили немало припаркованных автомобилей премиум-класса. Возможно, даже их владельцы посчитали плату за местечко для машины слишком высокой?

* * *

Во время репортажа не покидало ощущение, что рынок машино-мест еще не сформирован. Отсюда такой большой разброс цен, наличие свободных мест и относительно скромный ценник на «вторичке». Обратите внимание: одни просят от $7 тыс. до $10 тыс., а другие — сразу вдвое дороже и выше. Большой разрыв мы объясняем для себя тем, что рынок пока не нащупал баланс спроса и предложения. Ведь принципиально машино-места отличаются только своим месторасположением. Нигде особых опций вроде наличия трехфазной розетки для электромобилей не предлагается. Должно пройти какое-то время, чтобы стоимость стала разумной. А пока водители скорее купят второй кроссовер для жены (еще больше усугубив ситуацию в отдельно взятом дворе), чем квадратные метры для своего авто.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. at@onliner.by