По другую сторону. Корреспондент Onliner.by целый день заправлял машины, мыл стекла и ел хот-доги

 
10 марта 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Дарья Бурякина
Автор: Виталий Петрович. Фото: Дарья Бурякина

Работа АЗС не прекращается никогда. Ежедневный круглосуточный труд людей в одинаковой фирменной спецодежде ради того, чтобы остальные не отвлекались на мелочи. Ради того, чтобы рутина оставалась привычной и не создавала проблем: приехал, заправился, выпил кофе и уехал. В конце концов, не за приключениями люди приезжают на заправку. А корреспондент Onliner.by как раз приехал за приключениями. Сеть АЗС «Газпромнефть» собрала журналистов на «гембу» — чýдное мероприятие, где каждый почувствовал себя по другую сторону колонки. О том, каково это — целый день заправлять машины, уговаривать помыть задаром стекла и оседлать целый бензовоз, читайте в нашем материале.

Рабочий день на крупной заправочной станции в Гродненской области на трассе М6 Минск — Гродно начинается в 8 утра. Точнее, утром начинается рабочий день для дневной смены. С восьми до восьми — обычный график рядового работника этой заправки. Работа в день, работа в ночь, потом выходной. Журналисты на АЗС явно смотрелись инородным элементом. Форменная одежда позволяла до поры до времени «сливаться с местностью», однако не часто увидишь работника заправки, праздно разгуливающего туда-сюда по территории. У настоящих работников строгая дисциплина. К примеру, по нормам к подъехавшему автомобилю раздатчик должен подойти за 12 секунд. Если не час пик — ничего сложного, можно и раньше. А если машин немало, то только успевай. Раздаточных колонок много, явно больше, чем раздатчиков. Бывает не до прогулок.

Журналистам, даже для контраста, особо расслабляться не позволили. Одели по здешней моде, провели инструктаж и отправили трудиться. В круговую по всем должностям на АЗС. При определенных усилиях возможно было за день сделать головокружительную карьеру от раздатчика нефтепродуктов до начальника станции. Времени на раскачку не дали, поэтому мы с головой окунулись в работу. Близость продуктов переработки черного золота мотивировала и манила баснословными прибылями.

Должность: раздатчик нефтепродуктов. Преимущества: чаевые, мужской коллектив, кто работает — тот не замерзнет

Нас сразу предупредили: раздатчик — должность хлебная. В его обязанности входит: заправить машину, рассказать водителю о всевозможных акциях, быть улыбчивым и любезным, а также предложить бесплатно вымыть стекла и фары. Предполагается, что благодарный клиент за это расщедрится на чаевые. «Ну, в Европе и у восточных соседей, возможно, так и есть. В России, говорят, заправщик на чаевых за месяц может сделать 100% оклада. А у нас с этим сложнее, — вздыхают наши новоявленные коллеги-раздатчики. — Не привыкли люди к чаевым. Редко дают. В среднем тысяч по пять. Но мы не обижаемся. Это право клиента».

Ничего, думаем. Уж мы-то сможем улыбнуться шире, разговорить. Выбить-таки чаевые (пусть всего пятерку). В конце концов, если принято благодарить за работу официантку, то чем заправщик хуже. От нашей работы тоже зависит время клиента и то, с каким настроением он отсюда уедет.

Одна за одной проезжали машины. На станции работает система постоплаты, то есть в теории водитель может приехать, сказать заправщику, что ему нужно, и идти оплачивать и пить кофе. Когда он вернется, автомобиль уже будет заправлен. К тому же абсолютно бесплатно заправщик может вымыть стекла, фары и протереть номера. На практике все иначе. Женщины — те да, радуются такому сервису. Она тебе заказала 25 литров 92-го и пошла выбирать свою воду или йогурт. Возвращается — все уже сделано. Не нужно самой напрягаться, рисковать маникюром. И руки бензином пахнуть не будут.

— Помыть вам окна?

— Не нужно.

— Счастливой дороги!

С мужиками труднее. Самостоятельные у нас мужики. Бензин он наливает сам. Все знает, ничем не удивишь. Не всех, конечно, но многих. Это, к слову, странно. Что может быть проще: перепоручил заправку другому человеку, сам пьешь кофе, расслабляешься. Сел, поехал. Не хотят, и по какой причине — мы за день работы не поняли.

Во многом именно поэтому своих чаевых мы так и не дождались. Потому как если он все сделал, то вроде бы чаевые и не полагаются. Если уговоришь все же помыть ему стекло, особой благодарности, как правило, это также не вызывает. Предположим, что оставлять чаевые в ресторане — это модно, что-то из области психологии. А на заправке, получается, не модно. Козырять здесь не перед кем, настроение не то, все же за рулем.

Журналисты мыли окна на совесть. Не прибыли ради, а за идею. Прибыли, будем откровенны, так и не перепало. Идем дальше.

Должность: оператор АЗС. Преимущества: близость продовольствия, работа в помещении

Мы были удивлены: оказывается, большинство заезжает на заправку не за бензином, а перекусить. Какое-то астрономическое количество хот-догов, гамбургеров и кофе продается на АЗС каждый день. «Наша заправка расположена на трассе. Людей много: кто-то из Минска едет в Гродно или еще дальше. Кто-то возвращается. Маршрутки ходят. Остановится такая, бензин ей по боку, а вот передохнуть, перекусить, кофе выпить — это да», — рассказывают нам опытные коллеги. Кофемашины и правда не останавливаются. Артезианская скважина тут своя, вода хорошая. Кофе тоже вкусный — с дороги самое то! Но мы не кофе распивать приехали. Переоделись, помылись и бочком-бочком идем за стойку — там самое интересное.

Операторами работают преимущественно женщины. Это правильно. В помещении теплее. Работа требует аккуратности, терпеливости. Расставить, приготовить, рассчитать. Кассу нам не доверили, зато дали попробовать покулинарить. Хот-доги и гамбургеры здесь — фирменное блюдо. Мы попытались приготовить их на пробу. Скажем откровенно — работа не из простых. Не пожадничать с начинкой и, наоборот, не переборщить, сделать все аккуратно, чтобы не сваливалось с краев. С топливным пистолетом лично нам, по-мужски, справляться было проще. А гамбургер — штука хитрая. Отвлекся — булочка пригорит. Не угадал с начинкой — будет либо пресный, либо неаккуратный. Плюс самому не измазаться в эти кетчупы-майонезы. Ну их — не мужское это занятие. Кесарю кесарево. Хот-дог должен готовить профессионал высшей пробы.

Девушки, кстати говоря, после нашего ухода вздохнули с облегчением. Видимо, готовить хот-доги легче, чем готовить их с тем, кто их готовить не умеет.

А мужской работы на заправке полно. Приехал бензовоз, а принимать кому? А принимать нам. Переодеваемся и бегом.

Род занятий: прием бензовоза. Преимущества: близость топлива, работа на высоте, очки, каска

Бензовоз на заправке — явление частое. Кстати, его запрещено там заправлять, поскольку он представляет транспортное средство повышенной опасности. Об этом мы узнали из специального теста, но о нем позже.

Сложность в том, что прием бензовоза — это хоть и не аврал, но работа ответственная. Заправочная станция должна продолжать функционировать в прежнем режиме. Перво-наперво начальник АЗС решает, в какие емкости будет заливаться топливо. Ошибиться нельзя — горючее должно поместиться в отведенный ему резервуар. В нашем случае бензовоз заполнен дизельным топливом.

Снаряжаемся для работы на высоте. Перед этим проходим специальный инструктаж. Шутки шутками, а свалиться с бензовоза не хочется. Отсюда карабин и каска. Забираемся наверх. Все люки и клапаны опечатаны. Это одна из степеней защиты. Качество топлива — очень важный аспект. Прежде чем оно поступит в резервуары, мы берем пробу на плотность. Если соответствует — можно закачивать.

«Проба берется с каждого бензовоза. И хранится до тех пор, пока топливо не будет реализовано полностью. В случае чего, мы сможем любому доказать, что наше горючее чистое и отвечает всем требованиям по качеству. Но это мера профилактики. Что называется, на всякий случай. С претензиями особо никто не приезжает», — рассказали нам на АЗС.

Заправочная станция продолжает функционировать и во время закачки топлива. Отключают только колонки, запитанные от того резервуара, куда осуществляется закачка. Для водителей этот процесс незаметен.

Кстати, около 85% реализуемого на заправке топлива — дизельное. Во многом это объясняется местоположением станции. Оживленная трасса. Львиную долю оборота делают грузоперевозчики со своими безразмерными баками.

Наконец, пройдя все, мы добрались до самого верха. Нам предложили (и мы согласились) должность начальника АЗС. У него свой кабинет и свой заместитель. А еще пиджак и галстук. Положение обязывает.

Должность: начальник АЗС. Преимущества: начальник — он и есть начальник

Руководящие должности привлекательны с виду. На поверку же это ответственность, помноженная на контроль. Начальник за все отвечает, поэтому постоянно все контролирует. Работу операторов и раздатчиков, прием бензовоза, наличие всего-всего. Кабинет уютный, но совсем скромный. И куча отчетности. Ни сейфа с прибылями, ни собственного крана с 98-м.

Начальник — главный эксперт на заправке. Он знает все и обо всем. Все видит. Готов ответить на любой вопрос. У нас вопросов не возникало. Все знаем сами, все попробовали.

Эта должность совсем не для шуток, поэтому и мы главным образом старались не помешать и ничего не нарушить в отлаженном механизме. Иначе разбираться тоже начальнику.

Но не успели мы покорить высоту, как нас снова спустили на землю. Оказывается, каждый кандидат, желающий работать на АЗС, должен пройти специальный тест, подтвердив таким образом знание и понимание неких основополагающих принципов и правил. Сеть заправок раскинулась широко по всей стране. И создать везде учебные классы было бы затруднительно. Выход был найден в оборудовании передвижного учебного компьютеризированного комплекса — мобильной бригады. Микроавтобус с учебным классом на борту прибывает в любой регион и может протестировать любое количество сотрудников. А их через эти тесты прошло уже немало.

С тестом мы справились неплохо: на 7 из 10. А это все же четверка, пусть и с плюсом. Значит, есть еще чему учиться.

Работа на заправке оказалась совсем непростой. Как выяснилось, поддержание чьей-то рутины отнимает много сил. И как-то на фоне прочего осталось ощущение недооцененности работы сотрудников АЗС. Тех, кто трудится там для того, чтобы все было как обычно, чтобы все было хорошо, удобно, быстро. Никакая работа не делается сама собой. И люди в одинаковой фирменной спецодежде честно делают свою работу, не считая, что им кто-то что-то должен. И нам не следует так считать.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by