Tesla: первые 20 тысяч километров и ТО в Стокгольме. Добраться до Швеции — от розетки к розетке

 
21 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов
Автор: Андрей Журов

Продолжаем следить за судьбой первой Tesla, зарегистрированной в Беларуси. На данный момент ее пробег составил около 20 тысяч километров, подошло время первого техобслуживания. Перед нынешним владельцем стоял выбор: Берлин или Стокгольм? После недолгого раздумья он решил отправиться в Швецию. Но до сервиса ведь еще нужно добраться через Беларусь и Латвию. Главный вопрос — как быть с зарядкой? Ответ хозяин Model S искал в пути.

— Владею Tesla уже два месяца. Впечатления — самые положительные, — рассказывает Артур. — Сейчас передвижение на обычном автомобиле с двигателем внутреннего сгорания для себя даже не представляю. С зарядкой вопрос решил просто: установил дома (живу в коттедже) красную трехфазную розетку. На ночь оставляю на подзарядку телефон и машину. Достаточно для ежедневного пробега. Однажды пришлось проехать 300 километров — хватило!

Артур, владелец Tesla Model S

Однако пришло время первого техобслуживания электромобиля. Ближайшие официальные сервисы Tesla находятся в Берлине и Стокгольме. Расстояние примерно одинаковое, но Артур отправился в Швецию. Он заранее связался с представителями компании. Оказалось, записываться нужно за месяц. А само обслуживание будет длиться два рабочих дня. Сразу возник вопрос: почему так долго? Неужели, чтобы заменить, грубо говоря, щетки и салонный фильтр, потребуется двое суток?

— Я сразу стал планировать поездку, — продолжает владелец Model S. — А еще до этого начал создавать, можно сказать, свою сеть «электрозаправок». У меня много друзей, которые живут по всей Беларуси — кто в Гродно, кто в Полоцке. Ну я им и раздал красные розетки (они стоят 47 тысяч рублей), взяв обещание установить дома.

Этот частный план по электрификации сработал. Артур решил ехать через Латвию, а значит, ему нужно было пересечь Витебскую область. В Браславе живут родители его друга, которым он также передал красную розетку. В их доме он и решил сделать первую остановку с ночевкой. Это было вечером того же дня.

— Накануне поездки зарядил автомобиль до 100%, запас хода на тот момент составлял 387 километров. А до Браслава — 250 километров. Этот путь я проделал на одном дыхании, — говорит Артур. — Родители друга сдают дом как усадьбу. Там есть гараж с трехфазным вводом. То, что мне было нужно!

Уровень заряда на момент прибытия в Браслав

За шесть с половиной часов машина подзарядилась до 100%. В переводе на деньги это составляет меньше 100 тысяч рублей. Экономия — налицо.

От Браслава до границы с Латвией всего 30 километров. С белорусской стороны все прошло быстро, никто даже не понял, что это был какой-то необычный автомобиль.

А вот латвийские таможенники устроили досмотр с пристрастием. По словам владельца электромобиля, в конце они даже не скрывали, что им было просто интересно рассмотреть «машину на батарейках».

— Как только пересекли границу с Беларусью, заработала встроенная SIM-карта, которая, в частности, отвечает за навигацию. Но в Латвии слабое покрытие, интернет был медленным. Насладиться этой возможностью в полной мере не удалось, — вспоминает Артур.

Больших остановок он решил не делать (благо зарядки хватало), поэтому уже через несколько часов автомобиль въезжал в Ригу. Там решено было убить сразу двух зайцев: посмотреть на выступления картингистов (в это время проходили международные соревнования Pro-Kart, на которых выступали белорусы) и восполнить заряд батареи. На этот момент оставался запас всего в 50 километров.

— На картодроме поджидала первая неприятная неожиданность, — говорит хозяин Tesla. — Сначала все красные розетки были заняты картингистами. А потом оказалось, что, во-первых, они не заземлены, а во-вторых, имеют одну фазу. Тогда я на заднем дворе нашел каких-то строителей с обычной розеткой на 220 В. За один час она заряжала на 7 километров. Но это было хоть что-то. Машину оставил на весь день.

Еще перед поездкой Артур установил на свой iPhone приложение PlugShare. Оно позволяет посмотреть на карте точки, где можно подзарядить автомобиль. Зеленым цветом отмечены общественные места с обычными розетками, голубым — домашние сети, желтым — общественные места с быстрой зарядкой.

Выяснилось, что желтая розетка в Латвии только одна — в 40 километрах от Риги, но не было переходника Chademo. Артур проезжал мимо еще одного отмеченного в PlugShare места, но оказалось, что это какая-то СТО, работающая только по будням. Зато на картодроме автомобиль зарядился до 120 километров. Этого было вполне достаточно, чтобы добраться до сервиса в Стокгольме.

— Во время этой поездки я понял, что поблизости от места зарядки очень важно наличие сетей общественного питания и отелей, — замечает владелец Model S. — В Риге я предпринял еще одну попытку зарядить машину. Через приложение обнаружил место, приехал туда. Но оказалось, что это дилерский центр Nissan, а разъем предназначен исключительно для Leaf. Тогда с обратной стороны здания я нашел электрощит, подключил туда свой разъем и оставил автомобиль на свой страх и риск. На самом деле сделал это больше из спортивного интереса.

Наконец подошло время покидать Ригу. Пересечь Балтийское море на пароме — удовольствие не из дешевых. Зато удобно, быстро и не надо тратить топливо, точнее электричество! Ты спишь, а паром тебя везет.

Пока Артур стоял в очереди на паром, разговорился с россиянином, живущим в Норвегии. Тот рассказал, что в этой стране электромобили получили сумасшедшую популярность (только один факт — в Норвегии Tesla продаются лучше всего в Европе). Их водители пользуются преференциями — могут выезжать на полосы для общественного транспорта и бесплатно парковаться в центре. В результате сложилась парадоксальная ситуация: в рядах для транспорта — очереди из Tesla, а стоянки заставлены электромобилями.

— Погрузившись в трюм, обнаружил там красную розетку, — рассказывает Артур. — Но чтобы подключиться, надо было спрашивать разрешение у старшего. Я решил не тратить время и пошел отдыхать в каюту.

На следующее утро паром причалил к берегам Швеции. Но перед тем как выехать на автомобиле в Стокгольм, предстояло пройти проверку: нужно было дыхнуть в трубочку — только тогда шлагбаум открывался. Хорошая задумка! Вот бы такое устройство установить на выезде с наших дворов.

Через полтора часа Tesla с белорусскими номерами подъехала к фирменному сервису. Взамен Артуру предложили точно такую же машину. Совпадал даже цвет, единственное различие — диски. Рядом находились два Supercharger, с помощью которых можно восполнить заряд батареи с 0 до 100% за 40 минут. Самое интересное, что все это бесплатно!

Примечательно, что сервис находится на окраине Стокгольма. Там образовалось что-то вроде нашего Парка высоких технологий. Все говорит о современном подходе, даже быстрые зарядки Supercharger — в избытке.

Вот, к примеру, они установлены возле шведского аналога McDonalds. Улучив момент, к одной из них подключился таксист на черной Tesla. Ждет заказа и подзаряжается.

Оказалось, что Tesla — не такая уж редкость в Швеции. Там вообще немало электромобилей. Например, на одной из улиц Артур натолкнулся на Renault Twizy.

Некоторое время наш собеседник посвятил в Стокгольме поиску зарядок, причем делал это из спортивного интереса. Выяснилось, что есть платные и бесплатные. Разница — в скорости заряда. В этом «шкафу», к примеру, предусмотрены три разъема. Оплатить можно только по карточке компании Vattenfall.

Чуть позже Артур обнаружил еще одну станцию быстрой зарядки. Рядом — никого. Оплатить можно только через телефон — деньги спишутся со счета. Но сделать звонок с белорусской SIM-карты не получится.

Самое любопытное, что в двух шагах есть бесплатные медленные зарядки. Tesla черного цвета была подключена к одной из них.

— Через два дня пришло время забирать мою машину из сервиса, — говорит владелец Model S. — Во-первых, мне поменяли мотор. Во-вторых, установили титановую защиту днища. В-третьих, еще что-то по мелочи: модифицировали какие-то трубки, поменяли болты в рулевом механизме и выдали новый корпус ключа. Я платил только за обслуживание. Все остальное было сделано по гарантии. Кстати, заряд автомобиля составлял 100%.

Кроме того, Артур купил зимние диски и — самое главное — переходник Chademo и синий кабель Mennekes Type 2. Фактически собран весь комплект для зарядки на станциях с разными стандартами.

Главное дело было сделано, и настало время возвращаться домой. Снова хозяин электромобиля воспользовался паромом. На этот раз парковщик, увидев Tesla, сам предложил подключиться к розетке. Однако «бак» был полный, поэтому Артур отказался.

Обратно владелец Model S решил возвращаться через Литву. Теперь у него был переходник стандарта Chademo, и он решил во что бы то ни стало его испытать. Несколько зарядок с такими разъемами были в Каунасе и Вильнюсе.

— Из Риги до Вильнюса я доехал без остановок, — говорит хозяин Tesla. — В столице Литвы, возле проспекта Гедимина, я решил подзарядиться. Благодаря приложению PlugShare я знал, что там точно есть зарядка. К этому моменту у меня оставался запас только на 50 километров. Каково же было мое разочарование, когда я увидел, что разъем занят Nissan с эстонскими номерами. Благо ждать не пришлось. Его владелец даже удивился, почему я не вынул кабель.

Пока Tesla стояла на зарядке, появилось время, чтобы сходить в магазин и пообедать. За 1 час батарея заряжалась на 133 километра. Правда, есть ограничение: максимальный уровень заряда, до которого можно заправиться, составляет 80%. Но и этого было достаточно.

Когда Артур вернулся, рядом стоял Nissan Leaf. Литовец рассказал, что вообще-то живет неподалеку. Но здесь зарядка бесплатная, так почему бы не воспользоваться?

Вообще, среди владельцев электромобилей пока складывается такой доброжелательный этикет. Напротив быстрой зарядки находится Министерство энергетики Литвы. В PlugShare отмечено, что во дворике есть еще одна зарядка, но надо попросить охранника. Последний подтвердил: начальство дало указание пускать и помогать владельцам электромобилей. Вот вам и отношение!

— Пересекли границу нормально. По дороге встретили еще один электромобиль — BMW i8, — подытоживает Артур. — Заряда мне хватало до дома, но я все же решил сделать остановку на заправке «Белоруснефти» на гродненской трассе. Там на двух АЗС установили зарядки для электромобилей. Честно признаться, я был поражен: станция современная, по сравнению с литовским вариантом она намного круче. Есть экран, можно выбрать язык, скорость зарядки высокая. Но написано, мол, приложите карту. Никакой карты у меня, естественно, нет. Отправился к оператору, объясняю ситуацию. Тот берет в руки телефон и начинает звонить: «Алло, тут просят подзарядиться. Умеет ли заправляться? Да. Хорошо, помогу, проконтролирую». После этого мне разрешили заправиться. В этот момент я порадовался за страну. С одной стороны, нужно было получить разрешение, с другой — есть человек, к которому можно обратиться за помощью.

Итак, первое ТО пройдено, довольно дальняя поездка прошла успешно. Все заправки, где пополнял «бак» Артур, были бесплатные (кроме Браслава). Оказалось, что по Прибалтике и северной Европе можно путешествовать! Теперь у владельца Tesla есть полный комплект нужных кабелей, и он может отправиться в тур по другим странам. Ну а мы обещаем держать читателей в курсе.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by