Проект «Корчи»: минский блогер ищет по стране редкие машины из 70-х—80-х годов

 
04 июня 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: yozas-gubka.livejournal.com, autowp.ru
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: yozas-gubka.livejournal.com, autowp.ru

У Владимира Садовского — довольно неординарное хобби. Он устраивает фотоохоту на редкие машины, которые на Западе принято называть «янгтаймерами». Речь идет об автомобилях 70-х—80-х годов, сохранившихся хорошо или не очень, а порой и совсем ржавых. Но для таких людей, как Владимир, они представляют собой ценность, так как являются частью истории. Onliner.by попросил блогера составить топ интересных «корчей», встречавшихся ему во дворах и на закрытых площадках: от самого редкого до самого спрятанного.

Самый редкий повстречавшийся Владимиру «корч» — Fiat Bertone x1/9 (выпускался в 1972—1989 г. в.). «Увидел эту машину в центре Гродно и не сразу узнал, что за модель передо мной, — рассказал молодой человек. — Оказалось, что это родстер, спроектированный итальянским кузовным ателье Bertone для Fiat. „Корч“ не самый редкий в Европе (выпущено около 160 000 экземпляров), но подозреваю, что в Беларуси это единственный автомобиль такой модели».

В целом у Владимира под категорию «корча» попадают машины, выпущенные до года его рождения (в том числе последний год выхода модели с конвейера): «Меня можно назвать автолюбителем в прямом смысле: в детстве я с друзьями считал, сколько автомобилей одного цвета проедет по дороге, позже коллекционировал фантики Turbo, потом собирал наклейки „Авто-2000“, после — модельки из серии „Автолегенды СССР“. Так я выучил большинство машин, их дизайн, технические характеристики. Естественно, я не мог уже не замечать необычные автомобили на улице. Да и сам езжу на „корче“ — Opel Ascona 1984 г. в., доставшемся от деда».

Самый душевный «корч», по словам парня, — это Volkswagen T2 (1967—1979 г. в.): «Ехал по Молодечно и краем глаза в одном из дворов заметил этот солнечный фургончик. Не смог ехать дальше, пока не отфотографировал Volkswagen со всех сторон. Он был в очень хорошем состоянии. Подозреваю, эта машина — неоднократный участник ретрофестивалей».

«Блог задумывался в 2009 году как место размещения моих литературных проб. Потом уже вышел за рамки повестей и рассказов, появилась хорошая фотокамера, — вспоминает минчанин, работающий, между прочим, инженером электросетей. — Начал делать фотозарисовки. Примерно два года назад я стал писать про „корчи“ — те, что попадались во время путешествий по Беларуси. Первой, помню, была „Волга-21“, читатели писали, „давай еще“. Так я начал их целенаправленно искать».

Самый неизвестный в фотоколлекции «корчей» — ARO 244D (1972—2003 г. в.): «Внедорожник неизвестной мне марки я увидел на парковке в Молодечно. Несмотря на то, что на машине присутствовали все „шильдики“, сочетание букв ARO мне ни о чем не говорило. Позже в интернете я узнал, что это марка румынских автомобилей (сокращение от Auto Romania). Даже не подозреваю, каким образом этот редкий румынский „корчик“ попал в Беларусь».

«Многие читатели из российских сообществ удивляются: „Откуда у вас, в Беларуси, такие модели? Где ты их находишь?“ — рассказывает блогер. — Нахожу в основном во дворах городов. В белорусских дворах можно увидеть такую редкость, которую и на выставке не встретишь. Многие из автомобилей уже покрылись ржавчиной, „спустили“ свои колеса. Но есть и используемые экземпляры. Наверное, владельцы завезли их в начале 90-х и уже не меняли. Сейчас же они выезжают на улицы пару раз в месяц, да и то когда тепло. В Минске сложно выделить место концентрации „корчей“. Это в первую очередь все „спальники“. Просто тыкаю пальцем в карту города — и выезжаю бродить по дворам. Красный Бор, например, богат на „японцев“ из 80-х. Лучшие, с моей точки зрения, машины встречаются среди хрущевок».

Самый раздолбанный — Mercedes W109 (1965—1972 г. в.): «Неухоженные, забытые и покрывшиеся мхом автомобили тоже можно увидеть во дворах и на парковках белорусских городов. Чаще всего это машины советского производства, но изредка попадаются и зарубежные „заброшки“. Раздолбанный „корч“ престижной марки Mercedes я впервые увидел на парковке у сквера им. Симона Боливара в Минске. Внешнее состояние автомобиля — плачевное, а в салон лучше было не заглядывать. Тем не менее, насколько я знаю, в прошлом году у „мерса-корча“ появился новый хозяин. Надеюсь, он восстановит этот ретромобиль до приличного вида».

«Большинство машин, на которые я охочусь с фотоаппаратом, — на ходу. Все-таки наши службы ЖКХ следят за автохламом, и если автомобиль становится больше похож на ржавый металлолом, за ним приезжают, увозят и утилизируют. Я их, конечно, за это недолюбливаю, ведь их работа конфронтирует с моим хобби. Но, бесспорно, это нужно делать. Иногда мне кажется, что коммунальщики следят за моим блогом и уже целенаправленно выезжают в места, где я побывал, — смеется Владимир. — Потому что через пару дней не могу найти знакомых „корчей“ на прежнем месте».

Самый дряхлый автомобиль — Mazda 929L (1977—1981 г. в.) — постигла именно такая судьба: «Про таких в народе говорят — „уставший“. Эта Mazda долго стояла продуваемая всеми ветрами на парковке в минском микрорайоне Красный Бор. Редкая в наших краях японская модель могла бы привлечь внимание коллекционеров, но, скорее всего, привлекла только коммунальщиков — совсем недавно этот „корч“ исчез со своего привычного места».

Еще одно место концентрации редких старых машин — большие платные охраняемые стоянки.

Самый спрятанный «янгтаймер» — Tatra Т613 (1975—1984 г. в.): «Этот „корч“ так и остался для меня недосягаемым. Чешский представительский седан запрятан в самом далеком углу охраняемой стоянки в Барановичах. Все, что я смог, — это сфотографировать издалека край кузова Tatra, выглядывающий из-за заброшенного Peugeot 405». Как выглядит машина целиком, можно увидеть на снимках из автоэнциклопедии.

«Другая ситуация, непохожая на столичную, — в регионах, — делится наблюдениями молодой человек. — А именно в городах Брестской и Гродненской областей, на северо-западе страны. Там немолодые „лошадки“ — весьма рабочие, они постоянно используются. Соответственно, хозяева больше следят за ними: чтобы и „бульбу“ доставила, и детей на природу вывезла. Поэтому именно в регионах получается сделать кадры в движении».

Самый популярный — Wartburg 1,3 (1988—1991 г. в.): «Если не смотреть на образцы советского автопрома и массовые немецкие модели 80-х (то есть „пассаты-универсалы“), то в Беларуси на удивление много машин восточно-германской марки Wartburg. Лично я заснял около десятка подобных автомобилей в разных городах страны (больше всего в Минске и Борисове). Говорят, партии этих машин в конце 80-х и начале 90-х распространяли среди работников МАЗа и БелАЗа».

А вот самый незаметный (находящийся в тени популярности) «корч» — Audi 100 C2 (1976—1982 г. в.): «Audi 100 хорошо известна белорусским автолюбителям. „Сигар“ с оцинкованным кузовом до сих пор много на дорогах страны. Но это все касается модели С3, которая выпускалась в 1982—1991 годах. Ее предшественница — Audi 100 C2 — тоже встречается в Беларуси, но значительно реже. К тому же издалека неискушенный водитель может принять „старушку“ С2 за ее более молодую и более распространенную наследницу, потому как автомобили очень похожи».

Владимир отметил, что не придает слову «корч» негативного значения: «Для меня это скорее историческое понятие, популярная машина из прошлого, которая каким-то образом (брошенная во дворе или редко эксплуатируемая бережным хозяином) „дожила“ до наших дней, несмотря на засилье новых моделей».

И в качестве завершения беседы блогер рассказал, какая у него самая любимая модель. Оказалось, это Volkswagen Golf I (1974—1983 г. в.): «Первый Golf для меня лично является, так сказать, „иконой стиля“ мирового автодизайна. Лаконичный, простой, практичный и в то же время запоминающийся автомобиль. Сейчас так не делают. Если вижу машину этой модели на улице, всегда стараюсь ее сфотографировать».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by