Внедорожник, грузовик и микроавтобус в одном Mercedes. Ретрообзор пожарной машины

 
10 июня 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Что только не найдешь на площадках минских конфискатов! На одной из них, например, продается уникальный для нашей страны Mercedes L-Series. Можно сказать, в Беларусь он попал случайно — по военному обмену с ГДР. Его заботливо хранили в закромах родины, так что автомобиль находится в отличном для его года выпуска состоянии. Именно эта модификация использовалась спасателями и стала, если можно так сказать, стандартом для аварийно-спасательных машин. Осматривая раритет, вспомним его «биографию».

Уже исторический факт: линейка L-Series была запущена в Германии в 1959 году. За рубежом эти автомобили ждал успех. Они экспортировались на Ближний Восток, в Южную Америку и Африку. Предназначались для тяжелой работы в условиях бездорожья. Ну а про качество сборки, комплектующих и сейчас ходят легенды. До сих пор по улицам Каира и Буэнос-Айреса колесят эти неубиваемые грузовички.

Наш экземпляр, который был выпущен в 1988-м и относится к поздним L-Series, попал в Беларусь, можно сказать, случайно. По информации сотрудников конфиската, между СССР и ГДР действовала программа по обмену военной техникой. Грузовик использовался в одной из наших частей, на нем даже устанавливали какое-то оборудование. Так что увидеть его на улицах просто так обычному человеку было нельзя. Сейчас подошло время списания, и автомобиль оказался на площадке конфиската. Теперь любой человек может на него взглянуть.

Впрочем, большого ажиотажа у минчан он не вызывает. Только одна женщина, заметив припаркованную машину, попросила... убрать грузовик с ее улицы.

Хотя взглянуть есть на что! Немцы прозвали его кurzhauber, дословно — «короткокапотный автомобиль». Он и правда напоминает французского бульдога, разве что не рычит.

Напротив, грузовая машина выглядит спереди очень даже мило. Обратите внимание на решетку радиатора. Правда, она напоминает широкую улыбку добродушного щенка?

Отдельного упоминания заслуживает 5,7-литровый двигатель, который начал устанавливаться в L-Series с 1964 года. Постепенно он вытеснил своего предшественника и добился отличных отзывов пользователей — шоферов тяжелых грузовиков.

— Расход топлива составляет 15—17 литров на сто километров, — подчеркивают сотрудники магазина конфиската. — Для сравнения: его ровесник ЗИЛ просил бы вдвое-втрое больше.

Кстати, в названии модели — 1113 — зашифрованы грузоподъемность (11 тонн) и количество лошадиных сил (13 десятков).

Mercedes, сочетавший в себе свойства грузовика, микроавтобуса и внедорожника, стал в каком-то смысле первопроходцем. Арабские страны, бум нефтяной разведки в которых пришелся на 1950—60-е, до 1980-х не имели нормального дорожного покрытия. Поэтому грузовики L-Series с большей, чем было задумано, загрузкой (иногда до 300%) доказали свою надежность и безотказность.

— Автомобиль оснащен полным приводом, который подключается через раздаточную коробку, — рассказывают сотрудники конфиската. — Это самая простая и в то же время надежная схема: при обычной эксплуатации крутящий момент передается только на одну ось, а при необходимости подключается вторая. При этом оси жестко связываются между собой и вращаются с одинаковой скоростью, что наиболее удобно на покрытиях, допускающих проскальзывание колес: грязь, песок, снег, лед и т. п.

Межколесный дифференциал блокируется с помощью пневматики. Он связывает ведущие колеса, что гарантирует их нераздельное вращение. Наиболее эффективно эта опция проявляет себя, когда есть большая разница в величинах сил сцепления колес. Также это здорово выручает, когда вес распределяется неравномерно между колесами. Допустим, левые едут по грунтовой дороге, а правые — по болотистой местности.

Забираемся в кабину. Интересно, что запустить двигатель можно с кнопки.

Обратите внимание на ручник — своей изогнутой формой он напоминает кочергу. Вообще, все сделано по-брутальному. Что ж вы хотите — машина для суровых спасателей!

За рулевым колесом предусмотрено гнездо для «шайб» тахографа. Кстати, автомобиль оснащен гидроусилителем. Что называется, почувствуйте разницу по сравнению с КРАЗом.

Приборная панель не столь изящная. Но здесь, пожалуй, это было бы неуместно.

Кабина довольно просторная. В ней предусмотрено восемь пассажирских мест.

В грузовом отсеке, конечно, никакого спасательного оборудования давно нет. Зато можно удобно разместить рассаду!

Максимальная скорость, которую может развивать автомобиль, — 90 км/ч. А его пробег составляет 58 тысяч километров.

На крыше фургона расположена площадка, имеющая ограждение по периметру. Наверху есть и крепления для различных страховочных тросов.

Колеса подошли от ЗИЛа. Другого сходства не замечено!

Автомобиль выпущен 27 лет назад. Прошло почти три десятилетия, но состояние у машины впечатляет. Кузов был перекрашен в синий цвет. Раньше Mercedes был красно-белым.

Такие же автомобили есть в Беларуси у молодечненского подразделения МЧС — аж три, причем два из них числятся в боевом расчете. Вот уж и правда: годы службе — не помеха!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by