А судьи вот кто, или Зачем на автомобили устанавливают черные ящики?

 
27 097
77
31 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Дрифтинг — это не только управляемые заносы, много дыма и эффектные перекладки. Мастерство пилотов еще надо как-то оценить, никого не обидев. В роли судей обычно выступают опытнейшие спортсмены, но претензии к ним, несмотря на их авторитет, возникают регулярно, едва ли не каждую гонку. Сейчас предпринята попытка «оцифровать» виражи, выставить объективную шкалу оценок для каждого участка трассы и облегчить задачу судьям. Вся штука в черных коробочках! Вникаем в тонкости технического ноу-хау, которое уже применяется в чемпионате Беларуси.

— Во всех технических видах спорта применяется система хронометража. Раньше это были секундомеры. Сейчас — электронные системы, — говорит автор идеи Владимир Иванов. — Например, на раллийные машины устанавливают приемопередающие устройства — транспондеры. Когда автомобиль пересекает финишную черту, система фиксирует время круга. Но как быть с дрифтингом, в котором важно не только время, но и другие параметры?

Владимир Иванов

В Японии, где дрифтинг очень развит, разработали систему, построенную на дрифт-боксах. Она подсчитывает очки и выдает судьям промежуточный результат. Но это не уникальная разработка в мире. В чемпионате Беларуси тоже применяются современные технологии.

— Я очень люблю дрифт. Увлекаюсь им с 2008 года, сам катался, — продолжает наш собеседник. — С тех пор хотел внедрить знания в эту сферу.

Многие считают, что в дрифтинге больше шоу, чем спорта. «На самом деле это не только много надымил и пятаков накрутил, — подключается к беседе организатор команды racing.by Евгений Никитин. — Кроме скорости важно держать постоянный угол, красиво выполнять перекладку и так далее».

Евгений Никитин и Айк Симонян, racing.by

— Моя система основана на вот этих коробочках, — с гордостью открывает чемоданчик Владимир Иванов. — Из общего между транспондером и моим устройством — только батарейка. Транспондер — это как проездной в троллейбусе, всего лишь маячок. А наши коробочки — полноценный элемент системы телеметрии.

Черный ящичек включает в себя GPS- и Wi-Fi-модули, инерциальную платформу, гироскоп и контроллер. Да-да, коробочка частично сама анализирует информацию, остальные данные обрабатывает софт.

— Мы получаем информацию о скорости, угле дрифта и прочие сведения. Но основное ноу-хау заключается в контроллере и софте, — подчеркивает разработчик. — Должен отметить титанический труд моего партнера по проекту программиста Александра Нечаева, который создал очень сложный софт-сервер (Electronic Judge Server) с кучей сложных математических расчетов и возможностью их регулирования.

На примере трассы в Логойске Владимир показывает, как это работает. Сначала всю дистанцию надо разбить на 5—6 секторов. Каждый имеет свою особенность. Вот здесь будет разгон, значит, важно время прохождения сектора. Можно набрать очки за скорость. Тут спортсмены будут выполнять перекладку, а стало быть, имеют значение угол и скорость самого маневра. Максимальные баллы начисляются за время. А вон там — собственно, дрифт. В первую очередь ценится стабильность угла.

— Есть также такое понятие, как дрифт-перформанс, — продолжает автор разработки. — Как понять, что гонщик круто проехал? Должна быть некая формула, которая помогает это выяснить. Мы предоставляем такую возможность. Софт на основании определенных параметров рисует графики и выставляет точки. Это такой продвинутый радар.

Из большого объема данных, полученных во время тренировок, выбирается эталон. Например, максимальная скорость на определенном участке — 95 км/ч у Сергея Сака. Или угол — 75 градусов показал Дмитрий Нагула. На основе этого формируется шкала, на которую могут ориентироваться судьи.

В этот момент начинаются тренировки. Перед выездом на трассу на каждый автомобиль устанавливается черная коробочка. Связь с ней будет поддерживаться через Wi-Fi. Антенна установлена на достаточной высоте. Так что зона покрытия хорошая.

Еще некоторое время уходит на настройку оборудования. Наконец мы можем видеть итог на экране: по мере прохождения пилотом трассы вырисовываются два графика. В режиме реального времени прописываются скорость и угол. Чем выше линия, тем лучше. Можно также сравнивать результаты, если это парный заезд.

— На данный момент это удобный инструмент для судей, — считает Владимир. — В будущем мы рассчитываем ввести оценку, выведенную нашей системой, как официальную, что позволит стандартизировать судейство. Это также важно с ментальной точки зрения. У спортсменов не будет оснований считать, что их засуживают. С техникой ведь не поспоришь. Есть, конечно, мнение, мол, появятся читеры. Ну так давай, иди и считывай. Система на том и основана, чтобы ты лучше и эффектнее прошел трассу.

По словам специалистов, у каждой трассы есть белые пятна — плохо просматриваемые для судей участки. Кое-кто о них хорошо знает и не очень-то старается. Зато выкладывается на тех отрезках, которые видны как на ладони. Предполагается, что система будет мотивировать пилотов на равномерное прохождение трассы.

— Поначалу к нашей системе было некое недоверие, — признает Владимир Иванов. — Но в процессе, увидев реальную пользу, они все больше стали обращаться к ней. На глаз ведь очень сложно определить, было ли замедление или использовал ли пилот при заносе прием «консервный нож». А наши данные дают полное представление о том, что происходило во время заезда.

В итоге должен выиграть зритель. Дрифтинг будет более зрелищным и эффектным. А комментатор сможет получать оперативную информацию на смартфон и объявлять: каким был средний угол, его стабильность, максимальная скорость и так далее. Все это привлечет большее внимание аудитории, сделает заезды более понятными и интересными.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ