Дороги Нидерландов: преимущество пешеходов, водные каналы и большие штрафы

 
38 907
09 августа 2015 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

Мы уже писали о том, каково живется велосипедистам в Амстердаме. Но что ждет в Нидерландах водителей автомобилей? Чем передвижение по этой стране отличается от других государств ЕС? В Голландии корреспондент Onliner.by не только жал на педали велосипеда, но и ездил на машине. Нидерландские ПДД имеют большое количество различий с нашими, поэтому, собираясь туда на автомобиле, будьте внимательны!

Мигающего зеленого нет
Мигающего зеленого нет. Светофоры меняют цикл очень быстро

В первую очередь нужно сказать, что во всей стране главным участником дорожного движения является велосипед. Даже на большинстве загородных дорог. Исключения — скоростные автобаны, которых в Нидерландах не так уж и много, и простые загородные дороги, где разрешено ездить со скоростью 100 км/ч. Уже по пути из аэропорта в город обращаешь внимание на наличие двух красных полос шириной в метр-полтора по обе стороны от проезжей части. Это велодорожки. Часто по ним еще ездят скутеры. Как правило, загородные дороги с активным движением имеют достаточную ширину для того, чтобы разъехались две машины. Но если это небольшая дорога, с невысокой интенсивностью движения, то ширина трассы — не больше трех с половиной метров. Двум автомобилям не разъехаться. Придется притормаживать и заезжать правыми колесами на велодорожку. Это не запрещено правилами. Главное — не сбить и желательно не потревожить святая святых — велосипедиста. Хотя на новых дорогах велодорожки часто идут параллельно — в паре метров от проезжей части.

Как и во всей Европе, в населенных пунктах Голландии максимально допустимая скорость — 50 км/ч. Не 69. Не 60. И даже не 55. Только 50 км/ч. Местные жители стараются не нарушать скоростной режим. Дороги напичканы камерами (наверно, из-за этого в Нидерландах почти нереально встретить дорожную полицию). На загородных трассах (не помеченных знаком «Дорога для автомобилей») максимальная скорость — 80 км/ч. Для сравнения, в большинстве европейских стран — 90 км/ч. Уменьшение скоростного режима на 10 км/ч было необходимо для обеспечения безопасности велосипедистов.

Иногда велодорожки не примыкают к проезжей части. Обычно, это загородная дорога, где можно ездить со скоростью до 100 км/ч
Иногда велодорожки не примыкают к проезжей части. Обычно это загородная дорога, где можно ездить со скоростью до 100 км/ч

Для того чтобы сбить скорость, много где сделаны сужения дорог до одной полосы, где либо вы пропускаете встречный транспорт, либо встречный транспорт — вас (все обозначено знаками). Есть и искусственные неровности. В отличие от наших «бугорков», они продолжительные. Часто — на весь перекресток. Голландские «спящие полицейские» очень плавные. Это не отдельно установленные элементы, а просто измененная форма асфальта без острых углов. Можно смело проезжать их на скорости 70 км/ч не притормаживая. По сути, эти неровности сделаны для того, чтобы водители не разгонялись до 100+ км/ч. Снижению средней скорости способствуют и привычные европейцам кольцевые развязки. В местах, где у нас — обычный перекресток с главной/второстепенной, в Нидерландах — маленькое кольцо с клумбой посередине. Часто приходится притормаживать, зато два пьяных Васи не «встретятся» здесь вечером на машинах.

Кстати, о кольцевых развязках. Их действительно очень много в Голландии. Если кольцо крупное, то между полосами расположен небольшой «бордюр» — для того чтобы направить нужный ряд в нужный съезд. Первое время это раздражает. Особенно водителей, привыкших, что «с любой полосы можно съехать в любой съезд». Но потом привыкаешь и даже находишь это дело удобным. За 100 метров до такой развязки стоят знаки с направлениями проезда, чтобы ты знал, в какой именно «коридор» въехать. Если вы попали в левый ряд, то после кольца сможете поехать либо налево, либо прямо. Повернуть направо вам помешает бордюр. Физически его можно аккуратно переехать (он округлой формы, высота — сантиметров 10), но это запрещено здешними правилами. Кольцевые развязки побольше оборудованы светофорами как у нас на пл. Бангалор.

Разводные мосты в Нидерландах встречаются чаще, чем железнодорожные переезды в Оршанском районе
Разводные мосты в Нидерландах встречаются чаще, чем железнодорожные переезды в Оршанском районе

Описанные в последних абзацах дороги — самые популярные в Голландии. Они соединяют большинство городов (в том числе такие крупные, как Роттердам и Ньювегейн). Многие дороги идут параллельно с водными каналами (почти все — искусственные). В Нидерландах — бесконечно много разводных мостов. Стоять в пробке и ждать, пока под мостом проедет судно, — обычное дело. Но есть в стране и трассы, где нет велосипедистов, мостов и скутеристов. Они обозначены знаком «Дорога для автомобилей», и там можно двигаться со скоростью 100 км/ч. Учитывая небольшие размеры государства, дороги здесь в идеальном состоянии. Лучше, чем в Германии. Через страну проходит несколько крупных автобанов (Роттердам — Амстердам, например). Там можно ездить со скоростью от 60 до 130 км/ч. Тихоходов и «летунов» жесточайше штрафуют. В Голландии много сельхозтехники, которая иногда создает неудобства на загородных дорогах и в деревнях. На автобан ее, к счастью, не пускают.

По всей стране обязательно ездить с включенными габаритами. В тоннелях обязателен ближний свет. Если включишь противотуманные фары не по погоде (туман, сильный снег), получишь штраф в 120 евро. Говорят, это не просто формальность. Реально штрафуют. В Нидерландах интересная ситуация с пьяными водителями. Если автомобилист водит машину меньше пяти лет, то ему можно «напиваться» до 0,2 промилле. Как только стаж перевалил за пять лет, допустимый уровень алкоголя повышается до 0,5 промилле. Если больше — штраф 350—750 евро. Если превышает 1,8 промилле — судебный иск.

Непристегнутый ремень безопасности (у любого из пассажиров, включая задний ряд) может опустошить карман водителя на 130 евро. Разговор по телефону за рулем (по «трубке») — 220 евро. Оставил автомобиль в 30 (и меньше) метрах от перекрестка — эвакуация или большой штраф. За зеленую зону там вообще чуть ли не тюрьма. Как и во всей Европе, в Голландии понятия «обгон» и «опережение» идентичны. Поэтому в зоне действия знака «Обгон запрещен» нельзя и опережать. Обгонять можно только слева.

На автобанах, кстати, встречаются парные камеры, которые замеряют среднюю скорость прохождения определенных участков. Поэтому даже если вы проедете мимо каждой камеры со скоростью 80 км/ч, а между ними будете нестись 160 км/ч, все равно получите штраф. Во всех населенных пунктах пешеходы имеют преимущество везде (!), а не только на пешеходных переходах. Хотя последние тоже есть — в местах, где люди чаще всего пересекают проезжую часть. Но все равно помните, что в любой момент в городе на дорогу может выйти человек. Где угодно. И он будет прав. Хотя, по правде говоря, пешеходы редко пользуются такой «свободой».

Вообще, для автомобилиста Голландия — не лучшая страна. Не погоняешь. У легковых машин практически нет преимуществ в населенных пунктах. Главные там — велосипедисты. Далее следуют пешеходы и трамваи. Учитывая, что в Нидерландах самая большая в Европе плотность населения, ездить в городах на автомобиле — не лучшее удовольствие. За городом тоже чувствуешь постоянное напряжение. То велосипедисты (часто выезжают и на дорогу). То пешеходы. То трактора. Повсеместные камеры. Огромные штрафы. Постоянно нужно быть начеку. Исключения — автобаны, по которым можно ехать спокойно, забыв, что ты в «велосипедной стране». Кстати, в Нидерландах, как и в Бельгии, ночью подсвечены абсолютно все скоростные трассы. Даже без фар — как днем. Подсветка, безусловно, есть и на каждом наземном пешеходном переходе. Страна для людей.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by