На зов «предков»: блогер отправился на «копейке» на завод Fiat в Турине, родину прародителя ВАЗа

 
10 августа 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич, Николай Назайкинский
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич, Николай Назайкинский

Чем безумнее, тем лучше — так можно охарактеризовать идеи автомобильных проектов блогера из Москвы Николая Назайкинского. В свое время он успел отправиться снежной зимой на кабриолете в Мурманск, а в Крым умудрился доехать на одном баке. Выбирая очередную безбашенную идею для воплощения, молодой человек решил поностальгировать по советскому прошлому и приобрел ВАЗ-2101. На «копейке» он отправился в Турин, а именно на бывший завод Fiat, поделившийся около полувека назад технологиями по созданию легковушек с СССР. Первой и, возможно, самой важной с технической точки зрения остановкой Николая стал сервис в Минске. Во время диагностики неполадок ВАЗа корреспондентам Onliner.by удалось побеседовать с блогером о путешествии и «отце» российского автопрома.

Если быть точным, то соглашение между компанией Fiat и Советским Союзом было подписано в 1966 году. Договорились построить в Тольятти крупное автосборочное предприятие. Спустя четыре года с конвейера сошли первые ВАЗ-2101, получившие впоследствии звание легендарных «копеек». По сути, это были копии Fiat 124. Озадачившись вопросом «как это было», Николай — сын вазовского рабочего из Тольятти — решил поехать в музей итальянского завода в Турине. По словам блогера, там его не ждут с цветами и оркестром. Самое главное желание — попасть на крышу завода. Здание было построено еще в 1923 году и на тот момент было самым масштабным строением, предназначавшимся для автопрома. В те времена конструкторы решили использовать всю полезную площадь и разместили на крыше испытательный полигон. Сейчас туда водят туристов-пешеходов. Идея Николая — проехаться по треку на «копейке».

Fiat «uno-due-quatro»

Москвич выбрал в качестве транспортного средства модель 1979 года выпуска. Пройдясь по автосалонам, торгующим «бэушками», нужный автомобиль Николай нашел, однако выехать за границу на нем не смог бы. Среди российских автохипстеров появляется новая мода реставрировать ВАЗы и почетно называть их отечественными «янгтаймерами». Может, поэтому клиент автосалона (выставивший машину на продажу) в условиях контракта прописал: «Покидать территорию РФ запрещено». Другой вишневый 2101-6 приехал в российскую столицу из Воронежа, ранее принадлежал ветерану Великой Отечественной войны. Этому автомобилю и было суждено отправиться в дальнюю поездку. На модель установлен двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 69 «лошадок», на момент покупки пробег составлял 85 тысяч километров. Все оборудование — родное, советское; почти все комплектующие — оригинальные: как снаружи, так и внутри.

«Даже те, кто в силу возраста не испытывает ностальгические чувства по отношению к советскому автопрому, видят и понимают, какие раньше были красивые машины, — вспоминает путешественник. — Но кое-что пришлось менять. Под замену попали жидкости, системы охлаждения, рулевые тяги, тормозные диски, свечи зажигания. Однако оказалось, что это далеко не все. В качестве технического партнера я привлек компанию Bosch — маршрут до Турина пришлось прокладывать. Проблемы начались буквально на первых километрах М1. После разгона выше 70 км/ч автомобиль бросало в разные стороны. Выяснилось, что задняя правая шина постоянно сдувается (родной диск травил воздух из новой резины). Позже колесную проблему решили установкой камер. А в момент обнаружения неполадки пришлось менять колесо прямо на дороге. Как и требует миссия, использовал „олдовый“, аналоговый инструмент. Помимо ключей в пластмассовом пенале с надписью „Сделано в СССР“ в этом ВАЗе хватает „приветов из прошлого“. Например, лампочка заднего габарита, которой уже исполнилось 35 лет, лежит в допкомплекте и, что удивительно, исправно работает».

Внимательные читатели могли заметить, что на машине нет правого зеркала заднего вида — в те времена их просто не ставили. Магнитолы тоже нет, как нет и подголовников. Рулевое колесо сверхтонкое, а сигнал клаксона подается нажатием на хромированный обод во внутреннем пространстве руля. А чего стоит бачок стеклоомывателя! Он выглядит как бабушкина грелка.

Проблемой стала потеря дворника. По дороге из Москвы в Минск он просто отлетел. Где найти щетку с креплением, разработанным в 1979 году? Пока Николай доехал до столицы Беларуси, полетел и передний левый амортизатор. Заодно посчитали расход — вышло 7,2 литра на 100 километров пути. В общем, старая советская техника хороша, но не вечна.

В беседе блогер особое внимание уделил комфорту, если езду за рулем «копейки» вообще можно охарактеризовать таким словом: «Шумоизоляция тут нулевая: слышно и как двигатель ревет, и как шины шелестят, и как ветер задувает. Ехать на самом деле нелегко. Нет подлокотников, подстаканников, бутылку воды приткнуть некуда. Наверное, в этом проявляется итальянский минимализм. Следует отдать должное — бензином в салоне не воняет. Предусмотрена пепельница — будто раньше производитель считал ее шагом навстречу автомобилисту. Комфорта нет, но кури сколько хочешь. В принципе, за первые 700 километров мы не устали. Но впереди еще долгий путь: Вильнюс, Варшава, Берлин, Инсбрук, Милан, Турин — 7 тысяч километров и, собственно, обратная дорога. Боюсь, в жарких странах будет нелегко — кондиционера-то в машине нет».

О дальнейшей поездке Николай сообщил уже постфактум — во время визита в Минск на обратном пути. Утверждает, что к автомобилю, который в наших широтах привыкли обзывать «шротом», в Европе проявляли интерес: в потоке сигналили, махали руками, фотографировали на ходу, на стоянках обступали, чтобы сделать снимки, в гостиницах выделяли самое почетное место для парковки, чтобы привлекать клиентов. Блогер вспомнил, как пробило шину и сломался родной ключ, как через несколько дней застрял на узком итальянском перевале — машина заглохла на подъеме, но помог байкер из Ирландии. «Случаев помощи на дороге было немало, — рассказал москвич. — К нам, видя на дороге раритет, сразу подбегали. В Италии встретили внедорожник с российскими номерами. Его водитель нас подрезал и „выщемил“ на обочину — чтобы поздороваться и пожать руку. В Риме местные обступили „копейку“ с криками „Bella, bella!“ Повстречали и мужчину, который искал заднее стекло на „двойку“ „Жигулей“, пытался договориться с нами о поставке. Посоветовали ему съездить в Венгрию — там по дороге мы их видели немерено. В общем, это было настоящее приключение».

«На самой же родине Fiat модели „uno-due-quatro“ мы так и не встретили, — признался молодой человек. — И пункт нашего назначения, как оказалось, потерял свой статус. В Турине, там, где раньше был завод, ныне разместились торговый центр, гостиница и выставочный комплекс. Трек на крыше остался, однако этим летом там проходила реставрация — из него хотят сделать арт-объект. Поэтому заехать на „копейке“ на испытательный полигон нам не удалось. Боюсь, автомобильного будущего у этого места не предвидится. А автомузей располагается в здании неподалеку. Всем неравнодушным к машинам людям очень советую туда попасть — это лучшая экспозиция из всех, мною увиденных».

В заключение автопутешественник вспомнил случай в Литве: «Когда вышли из кафе, заметили парня, крутившегося у „копейки“. Тот восторженно заметил: „Это же ВАЗ-2101? Как круто выглядит!“ Один из немногих, кто знал эту модель. Но автомобиль разглядывали практически все, было ощущение, что мы едем на редком суперкаре. Просто сейчас, спустя 49 лет после официальной премьеры Fiat 124, дизайн машины все еще не потерял своей актуальности. Этот автомобиль превратился в ретроклассику».

На минувших выходных Николай, усталый, однако очень довольный, вернулся в родную Москву.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by