Девушка за рулем «спорта»: байкеры напрасно пытаются откреститься от мотоциклистов. Времена клубов постепенно проходят

 
25 августа 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

В ГАИ уверяют: в большинстве своих бед мотоциклисты виноваты сами. Но «работать» с ними инспекторам приходится — хотя бы чтобы снизить показатели аварийности. В качестве одного из вариантов воздействия выбрали влияние на новичков на спортбайках с помощью «старших собратьев» — опытных байкеров. Последние же все чаще вспоминают анекдот, заканчивающийся фразой «зачем с вами знакомиться, если вы каждый сезон новые», они же пару лет назад попросили СМИ разграничить понятия «байкер» и «мотоциклист» и ни в коем случае их не путать. Onliner.by встретился с представительницей сообщества именно мотоциклистов Минска, чтобы выяснить, почему происходит раскол между «старыми» и «новыми» владельцами байков.

Одним из условий встречи стала полная анонимность: ни имен, ни кличек, ни даже марки мотоцикла. По словам девушки, тусовка довольно узкая, и ей хочется избежать узнавания. При этом, как она утверждает, мысли о все большем расколе давно на устах мотосообщества, однако открытой конфронтации пока удается избегать. Причиной, почему мотоциклистка решила высказаться, стала реакция общества на аварию на недостроенной МКАД-2, в которой погиб 21-летний парень. В обсуждении аварии в адрес молодых владельцев «спортов» высказали немало негатива. Позиция бывалых членов байк-клубов была озвучена давно: «Мы вас „лечить“ не будем, только доживите до следующего сезона». В то же время постоянно напоминают: «Новички, знакомьтесь со старыми байкерами, чтобы перенимать опыт и правила поведения на дороге. Как показывает статистика аварий, основная проблема исходит от вас». По словам нашей собеседницы, желание байкеров откреститься от мотоциклистов продиктовано лишь стремлением обелить себя в глазах инспекторов. «Хотя всем известно, что и они любят погонять, выкрутить ручку, — говорит девушка. — Далеко не все они сразу же сели на GoldWing и при возможности с радостью вспомнят минувшие годы верхом на CBR».

— Мы не говорим, что какой-то там абстрактный парень где-то выкрутил ручку. Это делаем мы — на МКАД, на проспектах. Я не спорю, я нарушаю, у меня 65 протоколов. Но водителям автомобилей, ругающим нас, стоит задуматься над бревнами в своем глазу: единицы из них ездят четко по правилам. Скоростной режим на кольцевой, Победителей, Независимости соблюдают разве что во время пробок. Но никто не хочет признаваться себе в этом. А вот нарушения мотоциклистов чаще бросаются в глаза, более заметны. Правда, когда речь доходит до аварии, «не заметил» — наверное, самая популярная фраза со стороны автомобилистов. Мы считаем, что ехать со скоростью потока для нас небезопасно — габариты двухколесных машин малы, а потому для многих неразличимы. Когда мы едем на 10 км/ч быстрее, мотоцикл из точки превращается в линию, нас проще увидеть. Да, есть закон, ПДД, но люди, требующие от нас неукоснительного их соблюдения, не иначе как лицемерят.

— Мотоциклист-одиночка — это миф, таких людей нет. Как только человек покупает байк, у него сразу появляется куча новых знакомых. В мотоклуб можно стучаться с заявками не один год, но на «Короне» примут всех, независимо от статуса, места работы и стажа вождения. Байкерские клубы, на самом деле, медленно, но верно вымирают. (Например, один из них — известный далеко за пределами Минска и даже Беларуси — разваливается на глазах из-за финансовых дрязг его управляющей верхушки. Сообщество, которое замышлялось как тусовка друзей-байкеров, превратилось в денежную структуру с четко выстроенной иерархией — Onliner.by). Для нас — так называемых «новых беспризорников» — существующие клубы ассоциируются разве что с комсомолом, в который нужно было вступать когда-то за неимением альтернатив. Число их членов мало. А вот встречи на «Короне» и у кафе на заправке United Company на пр. Победителей — это новый формат мотосообщества. У нас нет устава и кодекса поведения, потому что мы принимаем простой факт: все люди разные. В 90-х молодежь делилась на неформалов и остальных, так же сегодня байкеры проводят черту между собой и другими людьми. В «нулевых» стало понятно, что среди неформалов есть панки, металхэды, эмо и другие. Но для «старого» мотосообщества ничего не изменилось. Именно поэтому к нам приезжают некоторые «клубные», а не наоборот. Такова реальность современного общества мотоциклистов, и водителям и инспекторам нужно с этим считаться. Мы не безбашенные звери, но с нами никто налаживать контакт не стремится.

По мнению мотоциклистки, многие претензии со стороны горожан к владельцам байков надуманы и гипертрофированны, а ГАИ прислушивается к мнению «общественности и представителей байкерского движения», которые в реальности давно уже не имеют ничего общего с современными мотоциклистами, не знают о внутренних настроениях: «Многие жалуются на рев моторов по ночам, как всегда видят выход в категоричном „запретить“. Но вы же сами приехали жить в мегаполис! Нужно быть готовым, что шумовое загрязнение здесь выше. О тишине и спокойствии тут нельзя говорить. В 20—30 километрах от Минска есть хорошие места, где можно проживать в полном покое. Это у нас летом в час-два ночи мотоциклисты слегка оживляют город, в других странах центры столиц не спят по ночам, постоянно что-то происходит. И не одни мы гоняем, выражая свои эмоции, у всех есть свои способы расслабиться: кто-то откручивает ручку на мотоцикле, кто-то на машине, на велосипеде или на парашюте, а кто-то сидя на диване. Роупджамперам, прыгающим с моста с высоты в 50 метров, не задают вопросы, почему он не прыгнул с пяти. А нам задают. Давно пора понять: просто так за руль мотоцикла не садятся».

В Минской ГАИ отметили, что не видят разницы между мотоциклистами, байкерами и другими водителями: «Наши сотрудники относятся с равным уважением ко всем мотовладельцам, которые соблюдают ПДД. Следование требованиям Правил для нас является приоритетным фактором в отношениях с представителями той или иной группы участников движения. Как и у водителей автомобилей, у мотоциклистов есть наиболее частые нарушения: отсутствие прав, номеров госрегистрации, обмундирования, пройденного техосмотра». Также следует напомнить, что две из трех смертельных мотоаварий, произошедших за текущий сезон в Минске, предварительно были названы скоростезависимыми, во всех фигурировали спортивные модели — Honda и Kawasaki.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by