Мотоциклисты и байкеры: все-таки вместе или вместо?

 
09 сентября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

В байкерской среде резкую реакцию вызвала публикация об откровениях молодой мотоциклистки. Один из лидеров белорусского мотосообщества Дмитрий Питбуль согласился прокомментировать самые острые моменты. Кто несет ответственность за недостойное поведение на дороге? Что объединяет байкеров с «Короны» и клубы? Зачем мотоциклистам вообще нужны какие-либо объединения?

Об отличиях между мотоциклистами и байкерами

Питбуль: Я, например, не различаю эти понятия. Возможно, кто-то считает байкерами тех, кто проездил определенное количество лет за рулем мотоцикла, а молодежь на спортбайках — мотоциклистами. На самом деле разницы нет. Даже на словесном уровне. И давать лишний повод для разобщения людей не стоит. Кому-то, может, и хочется провести между нами черту, подчеркнуть, что байкеры якобы возвысились, открестились от «свободных». Но так ли это?

Екатерина, героиня августовского материала: На самом деле все мы в одной тусовке, хотя движение состоит из разных людей. У нас, например, есть внеклубное общество Lady Riders. Понятие «свободного» мотоциклиста не подразумевает, что он одиночка. Как я уже говорила, после покупки байка у человека сразу появляется куча новых знакомых. Он обрастает компанией, в которую могут входить как клубные ребята, так и обычные. Есть места, где встречаемся, и там абсолютно нет никаких различий.

О вымирании клубов

Питбуль: В Беларуси сейчас насчитывается десять клубов, в них не менее 400 человек. Стоит ли считать, что все остальные — «свободные» ребята? Пожалуй, нет. Недавно компанией из десяти человек решили отправиться в Молодечно попить чая. Да, вот такие мы. Можем проехать 70 километров, только чтобы выпить чашку чая. Кому-то это может показаться абсурдным, но для нас это отличный отдых на выходных. Мы поехали ради дороги. Именно трасса, ощущение удовольствия от езды нас и объединяют. Так вот пятеро из нас состоят в одном клубе, остальные так называемые «свободные». Но какая разница? Никто не выпячивает это и даже не подозревает, не задумывается над этим. Нет разделения на «наши — ваши», ведь у нас одно увлечение. Отличием можно назвать разве что маршруты: наша цель — не встречаться в одном месте, а скорее куда-нибудь сорваться. Среди «свободных» попадаются и те, кто приезжает на «Корону» как на дежурство, попить кофе и пощелкать семечки. А есть те, кто там встречается обговорить маршрут и отправиться куда-нибудь за пределы кольцевой.

Екатерина: Мы нечасто путешествуем за пределами города. «Мак» на Уручье или заправка на пр. Победителей в районе Веснинки — дальше редко кто выезжает. Продолжая тему, замечу, что люди, любящие мотоциклы, настолько перемешаны в разных тусовках, что разделить их на разные лагеря просто невозможно.

Питбуль: Есть, конечно, анархично настроенные водители мотоциклов — они принципиально не приемлют каких-либо клубов, преследуют цель абсолютной свободы и независимости. Все-таки в клубе есть определенная дисциплина, обязательства по отношению к товарищам. «Свободный» отвечает за свои поступки сам, а за проколы «клубного» в ответе все его мотобратья.

О трагедии на МКАД-2. С погибшим парнем было восемь или девять мотоциклистов, но все они уехали с места происшествия. Для меня это было дикостью — в наших кругах такое просто невозможно. Найти организаторов не могут!

Для сравнения расскажу об одном случае. Человек из моего клуба попал в аварию. Перед тем как потерять сознание, он нашел в себе силы сделать один звонок. Туда слетелись все — побросали работу и приехали. Кто-то занимался оформлением ДТП, кто-то — транспортировкой байка, кто-то отправился в больницу. Ситуация на МКАД-2 проявила безответственное отношение ребят друг к другу — оно есть не у всех, но у многих «свободных».

Что есть эта ответственность? Например, во время групповых поездок я не стану проскакивать на мигающий зеленый, потому как знаю — последний в колонне вынужден будет лететь на красный и сможет встретиться на перекрестке с каким-нибудь «летчиком» на автомобиле. В итоге я буду отвечать за последствия, ведь именно я повел колонну. Так же начинают мыслить и те, кто ездит с нами, они думают о тех, кто рядом. Таким образом меняется их поведение на дороге.

О новых клубах

Питбуль: В прошлой статье утверждалось, что даже опытные байкеры не владеют ситуацией, а клубы вымирают. Я, как человек, который 16 лет провел за рулем мотоцикла, могу заверить: клубы не вымирают. Более того, многие зарубежные хотят открыть здесь, в Беларуси, филиалы.

Onliner.by: В России это финансовые учреждения. А что объединяет в Беларуси, кроме поездок, тусовок и общего увлечения?

Питбуль: Все не так просто. Один мой знакомый — довольно известный и не раз выступавший в СМИ человек — начинал с того, что состоял в клубе. Потом он его покинул не по собственной инициативе. Долгое время катался сам по себе и доказывал каждому, как это круто. Однажды в интервью он назвался «представителем сообщества свободных мотоциклистов», так его назавтра «заклевали» в соцсетях: «Какое право ты имеешь представлять свободных? Я тоже один из них и так не считаю». В начале этого сезона он пришел на собрание Белорусской ассоциации мотоклубов с просьбой зарегистрировать отделение нового мотоклуба. Все были удивлены. Он признался, что хотел бы представлять своих единомышленников, а не быть одним из тысяч «свободных» мотоциклистов, хотел бы организовывать мероприятия, но внеструктурно договориться с властями невозможно.

О влиянии клубов на всех мотоциклистов

Питбуль: В августовской статье говорилось, якобы мы не имеем ничего общего с современными мотоциклистами и не знаем о внутренних настроениях. Мы многих байкеров знаем, в том числе тех, кто часто бывает на «Короне». Что-то происходит в городе — информация мгновенно разлетается по сарафанному радио, соцсетям, мессенджерам. Навести справки о ком-либо из мотоциклистов не составляет труда. Случись авария — мы уже там. Начались разговоры о спецоперации «Мотоциклист» — мы уже на месте, выясняем, в чем проблема.

Onliner.by: Судя по сводкам, в 2015-м каждый пятый погибший в ДТП в Минске это мотоциклист. Чаще других случались аварии из-за конфликта левого поворота. Клубы пытаются повлиять на эту ситуацию?

Питбуль: Да, клубы принимают и должны принимать участие в этом. Ведь на кону стоит отношение общества к любому владельцу мотоцикла. Однако повлиять на снижение аварийности практически невозможно. Мы в силе изменить поведение на дороге отдельных людей, но не в целом водителей. Причем это касается как мотоциклистов, так и автомобилистов.

Но я о другом. Сейчас рассматриваем заявку на вступление в клуб одного 24-летнего парня, владельца «спорта». Я знал его до совместных поездок. Проведя этот сезон с нами, он изменил стиль вождения и мировоззрение. Так мы передали свой опыт на практике.

Onliner.by: Как вам кажется, что случится, если раскол между байкерами и мотоциклистами все же произойдет?

Питбуль: Мы не боимся этого, но стараемся сохранить благоприятную обстановку на дорогах. Лично мне бы не хотелось, чтобы горожане, заметив мотоциклиста, видели в нем врага. В свое время мы занимались популяризацией мотодвижения, показывали, что байки — это классно. Сейчас мы столкнулись с обратной стороной популярности. Мотоциклы попадают, так скажем, не в те руки. Еще не забыт суд над парнем, который, будучи лишенным прав, сбил пешехода на ул. Притыцкого. Накануне аварии его Suzuki доставили на штрафстоянку, однако он забрал оттуда мотоцикл и в тот же день, скрываясь от ГАИ, сбил насмерть человека. О чем с таким мотоциклистом говорить? Одно объяснение: байк попал в случайные руки.

Таких ребят немало — они ездят до первого падения, понимают, насколько это больно, и продают «спорты». Они уходят, не задумываясь, что испортили нам имидж. На них мы тоже влияем, иногда методы могут быть и непопулярными. Для чего все это? Однажды такой мотоциклист-однодневка встанет на заднее колесо, не удержится и влетит в переполненную остановку. Ему плевать, какой урон репутации сообщества он нанес. А что будет дальше? На въезде в Минск установят знак «Движение мотоциклов запрещено». Замечу, так уже произошло в некоторых областных центрах нашей страны (знаки появились на отдельных улицах). А от этого пострадаем мы все. К такому же «закручиванию гаек» может привести и раскол внутри мотосообщества. Поэтому нам не все равно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by