Бангалируем на круговых перекрестках. А вы так «У»меете?

 
12 сентября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Один из минских водителей придумал отличный термин для движения по кругу — бангалирование (по названию известной площади в городе). Именно бангалированием предложил заняться на очередном занятии Юрий Краснов. Как проехать по кольцу и не попасть в аварийную ситуацию? В роли курсантки — певица Gerylana на своем BMW 3-Series.

— Есть автомобилисты, которые панически боятся перекрестков с круговым движением и даже объезжают их. А зря! — считает Юрий Краснов. — Здесь можно отлично потренировать водительские навыки. Ведь это постоянный изгиб дороги, съезды, выезды. А еще нужно все время контролировать обстановку вокруг. Этому мы и будем учиться.

Мало кто знает, что при проектировании кругов исходят из расчетной скорости движения в 35—40 км/ч. Когда кто-то пытается проехать кольцо на 60—80 км/ч, то это заканчивается вылетом на газон или остановку. Мы неоднократно описывали такие случаи на пл. Бангалор и пл. Победы.

Преподаватель призвал в условиях сложного перекрестка помогать окружающим, не идти на принципы. Он также коснулся весьма дискуссионной темы, нужно ли включать поворотники при движении по круговому перекрестку. На форуме споры ведутся на десятках страниц специальной ветки.

— Круг — это один большой неделимый перекресток. Все автомобили, выезжая на кольцо, совершают поворот направо, так как движение организовано против часовой стрелки. Соответственно, нужно включать только правый указатель, — объясняет преподаватель. — Однако многие автомобилисты воспринимают траекторию дороги как изгиб, а не поворот. Поэтому, например, двигаясь прямо (то есть ко второму съезду), сначала включают левый поворотник, а потом правый. Так сложилось, потому что водители считают это более понятным и правильным. Это устоявшаяся практика. Люди договорились, мол, нам так проще.

Первым делом выезжаем на перекресток проспектов Дзержинского и Жукова. После реконструкции этой развязки на самом кругу движение стало менее напряженным, чем 10 лет назад. Но все равно конфликты возникают.

— Причина в том, что многие ездят «по понятиям» и искренне уверены в правильности своих действий, — говорит инструктор. — А когда им говоришь, что они не правы, очень удивляются. Так вот по нюансам: подъезжать к кругу можно по любой полосе. Но новичкам я бы советовал выбирать средний ряд, если нужно будет двигаться ко второму съезду и далее.

Юрий Краснов включает правый поворотник. Уже находясь на кругу, перестраивается левее: «Это не запрещено ПДД, но нужно обозначить маневр».

— А вот первая опасность: нам нужно ехать дальше по кругу, но водитель, движущийся левее от нас, может решить повернуть направо и подрезать. Поэтому на всякий случай отслеживайте ситуацию, — комментирует преподаватель.

Следующая опасность заключается в том, что есть торопыги, пытающиеся опередить справа. Они начинают пользоваться формальным преимуществом, сигналить и подрезать. За границей это может трактоваться как агрессивное вождение, но у нас в случае ДТП такой автомобилист может оказаться еще и правым. Так что будьте внимательнее!

— Еще хочу предупредить о необходимости при выезде на круг смотреть не только налево, но и вперед, — обращает внимание Юрий Краснов. — Огромное число мелких аварий происходит потому, что водитель, ехавший сзади, смотрел на круг и не заметил, как впереди двигавшийся автомобилист притормозил.

Теперь преподаватель моделирует ситуацию, когда он будет действовать по ПДД, что станет полной неожиданностью для других водителей. Итак, наш BMW движется по крайнему правому ряду круга. Инструктор хочет оказаться на пр. Дзержинского, но выбирает для съезда вторую, а не первую полосу, в строгом соответствии с разметкой. Ехавший слева мужчина за рулем Skoda тоже планировал поворачивать направо, но со второго ряда. Видно, что он не ожидал нашего маневра, резко затормозил, пропустив. И верно: по правилам преимущество было именно у BMW.

— Иногда некоторые вещи делаешь на автомате и даже не подозреваешь, что кто-то может действовать наперекор твоим планам, — соглашается Gerylana.

Курсантка и инструктор меняются местами. Перед светофором преподаватель предупреждает о необходимости сделать остановку — горит красный сигнал светофора: «Некоторые водители, заезжая на круг, умудряются не замечать светофоры. К чему это может привести, думается, говорить не надо. Причина — в слишком быстрой езде. Кстати, насчет скорости. Новички часто вынужденно едут слишком стремительно, считая, что кого-то якобы задерживают сзади. Это ошибка, которая может привести к созданию аварийной обстановки».

Инструктор придает особое значение контролю ситуации на кругу. Нужно быть внимательным на 10 баллов из 10! Причем отслеживать как тех, кто уже едет по кольцу, так и тех, кто собирается выехать.

На самом деле круговой уровень развязки Жукова — Дзержинского не столь загружен трафиком. В городе есть гораздо более сложные аналогичные перекрестки. Да-да, мы про пл. Бангалор, куда и направляемся.

Проблема площади в том, что, несмотря на широкую кампанию по информированию, не все усвоили новую организацию дорожного движения. Кто-то едет по старым правилам, кто-то — по новым. В результате возникают конфликты. Что нужно учитывать при движении по этому некогда проблематичному кругу?

— На самом деле, все просто. Из трех полос можно прямо (то есть на второй съезд), направо — из крайнего правого ряда. Больше всего сложностей с левым поворотом и разворотом. Для выполнения этого маневра нужно выехать в крайний левый «карман», а потом по разметке попасть к светофору, на котором будет гореть красный, — инструктирует Юрий Краснов.

Самое безопасное для движения — это ехать прямо по средней полосе. Тогда меньше вероятность, что кто-то вас подрежет. Если же вы оказались в крайнем левом ряду, то придется зорко смотреть, не хочет ли кто-нибудь, движущийся справа, продолжить движение по кругу. Да, это нарушение, в случае ДТП он будет не прав, но кому от этого легче?

Gerylana несколько раз проехала в прямом направлении, но ни разу конфликта или недопонимания с другими водителями не возникло. То ли нам так повезло, то ли абсолютное большинство, наконец, усвоили правила движения по кругу.

Перед очередным выездом на круг Юрий Краснов предупреждает о еще одном нюансе: «Сначала загорается стрелка направо. Кто-то даже утверждает, что она разрешает движение только крайней правой полосе. Это не так. Можно двигаться всем полосам, но уступив дорогу тем, кто едет по кругу. В какой-то момент на кольце загорится красный. Этот светофор для въезжающих на круг виден, поэтому можно ориентироваться по нему».

Во время езды по кругу у курсантки обнаружилась проблема. Она не держала полосу, иногда наезжая колесом на разметку. Преподаватель сразу обратил на это внимание. Кстати, у многих есть аналогичные трудности.

А сейчас водителю BMW предстоит выполнить самое сложное — поворот налево. Заезжаем в «карман». После него можно попадать в любой из трех рядов. Но это чревато тем, что не соблюдающий ПДД водитель (который не заехал в «карман») подрежет тебя справа. Это тоже следует учитывать. После обязательной остановки на красный можете двигаться на съезд.

Круговые перекрестки, несомненно, остаются одними из самых сложных с точки зрения организации дорожного движения. Однако если знать нюансы и опасности, то ничего сложного нет. Глупо ожидать, что абсолютно все будут на них соблюдать ПДД... Просто думайте за нарушителя.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by