Страсти на кольцевой: не нарваться на «учителя», объехать грузовик с колодами и не врезаться в «медляка». А вы так «У»меете?

 
24 октября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

За время существования минской кольцевой дороги сложились свои понятия при движении по этой магистрали. Крайний левый ряд стал полосой, в которую перестраиваться, по негласным правилам, разрешено не всем. На того, кто вздумает ехать 90 км/ч и не более, обязательно найдется свой «учитель»! Как реагировать на агрессоров, не стать «учеником» и, главное, не попасть в аварию на МКАД? Очередное занятие с курсанткой проходило на самой напряженной магистрали в Беларуси.

— Первейшее правило на МКАД — никогда не виси на хвосте! — решил начать с основного Юрий Краснов. — Во-первых, это небезопасно. Обзор ограничен, ты не успеешь среагировать в случае экстренного торможения. Во-вторых, такое поведение нервирует тех, кто едет впереди. Особо агрессивные автомобилисты прессингуют умышленно — моргают фарами, сигналят, дескать, давай, перестраивайся, уступи мне дорогу. Это также может привести к созданию аварийной обстановки. Когда водителя сгоняют, он начинает нервничать, торопиться — так и до ошибки недалеко.

С другой стороны, оставлять слишком большой зазор тоже чревато, чего постоянно опасаются комментаторы. Помните известный демотиватор?

Преподаватель не считает перестраивающиеся перед ним автомобили большой проблемой. На дороге играть в принципы неуместно и неумно. Кто-то хочет вклиниться — пожалуйста! Кстати, на автобанах в Германии к перестроению в крайнюю левую полосу перед носом у другой машины относятся абсолютно нормально. Раз надо — значит, уступим!

— У нас почему-то считается, что крайний левый ряд только для тех, кто едет быстрее всех, — инструктор не скрывал своего возмущения. — Некоторые водители считают, что из-за их желания превысить разрешенную скорость остальные тоже должны нарушать. Как-то ко мне обратился один автолюбитель. Он рассказал типичную историю: на загородной дороге совершал опережение нескольких фур. Сзади к нему приблизился очередной торопыга. Автолюбитель стал ускоряться: 100, 120, 130, 150 км/ч. Наконец, перестроился правее и замедлился. Торопыга опередил его и стал двигаться с такой же скоростью. Спрашивается, зачем нагнетал?

Это четко подпадает под определение понятия «агрессивное вождение». В Германии за подобное поведение лишают прав, а выявляют неадекватов специальные экипажи дорожной полиции. У нас нет такого понятия, а автомобилистам иногда приходится избегать конфликтов самостоятельно.

— Если сзади кто-то начинает прессинговать — включи правый поворотник, — советует преподаватель. — На автомобильном языке это означает: вижу тебя, как только смогу — перестроюсь. Начинает «учить» — снижай скорость и включай «аварийку».

Однако, по словам Юрия Краснова, если такая ситуация в принципе возникла, значит, уже была допущена ошибка в дорожной стратегии:

— В случае когда тебе надо опередить по крайней левой полосе, сделай так, чтобы тебя никто не нагнал. Так меня учил еще отец. Только пойми правильно: не в том смысле, что надо превышать разрешенную скорость, а в рамках ПДД соверши маневр и не помешай торопыге.

Еще один ключевой совет инструктора — отслеживать ситуацию впереди на предмет затора. Это можно сделать с помощью нескольких способов. Один из них — смотреть через стекла впереди едущих автомобилей. Зажглись стоп-сигналы — уже надо начинать аккуратно, не резко притормаживать. Если приходится интенсивно снижать скорость — лучше включить «аварийку». На немецких автобанах этим железным правилом руководствуются почти все. На минской кольцевой, увы, немногие.

Как подчеркивает преподаватель, висеть на хвосте нельзя ни в крайней левой, ни в средней, ни в правой полосе. Особенно у габаритных автомобилей — фургонов, микроавтобусов, внедорожников. Типичная ситуация — водитель «шкафа» резко уходит в сторону, а перед вашими глазами открывается стоящая на «аварийке» машина или место проведения ремонтных работ. Времени реагировать в условиях высокой скорости просто нет, и происходит столкновение.

Резкое перестроение в крайнюю правую полосу тоже чревато. Не важно — для съезда с кольцевой дороги или другого маневра. Там часто едут тракторы, погрузчики и прочие «медляки». В Германии на автобанах запрещено движение транспортных средств, которые по техническим данным не могут двигаться более 60 км/ч. Однако у нас, увы, это опасная обыденность.

На самом деле на кольцевой водителя подстерегает много опасностей. Вот в грузовике перевозят колоды, которые уложены в хаотичном порядке. «Лучше его опередить, — считает преподаватель. — Увы, не все соблюдают правила перевозки грузов. Машины, которые могут „потерять“ содержимое, приходится выявлять, а водителей привлекать к ответственности».

Иногда на магистраль непрерывного движения выходят пешеходы. Неоднократно фиксировались даже наезды на диких животных. Один из последних случаев — в салон Renault влетел кусок рессоры. На МКАД регистрируется много характерных и нетипичных происшествий. Обещают, что на кольцевой будет создана специальная система, предупреждающая об инцидентах. Пока же от внимания водителей, их реакции и умения прогнозировать ситуацию зависит слишком многое.

— Мы рассмотрели лишь малую толику опасностей на МКАД, — подвел итог занятию Юрий Краснов. — Но обещаю, на кольцевую мы еще вернемся.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by