Uber к нам приходит! Репортаж и комментарии нового игрока на рынке перевозок пассажиров

 
459
05 ноября 2015 в 20:40
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий

Сегодня в Минске неожиданно заработал всемирно известный сервис Uber. Приход столь серьезного игрока обычно знаменует большие перемены на рынке городских перевозок: традиционные диспетчерские службы негодуют, таксисты бастуют, а пассажиры наслаждаются прозрачным обслуживанием и дешевизной. Корреспонденты Onliner.by стали первыми клиентами минского Uber. Поделимся наблюдениями — машины премиум-класса, водители приятные и вежливые, приложение работает на ура, списания денег с карточки четкие… Но это не избавило от вопросов другого рода. Почему сервис, который в первую очередь позиционируется по всему миру как доступный, стал метить в нишу дорогих перевозок? В чем отличие от обычного такси? Насколько вообще законна такая деятельность в Беларуси?

Как было заявлено на пресс-конференции, пока в Минске будет работать только UberBlack. Это автомобили премиум-класса и соответствующие тарифы. По словам водителей, которые нас обслуживали, в четверг в город выехали четыре Audi A6 и одна BMW 5-Series.

Заказываем из офиса экспериментальную поездку. Ранее мы уже зарегистрировались в приложении (обязательное условие — привязка банковской карты к аккаунту), так что опустим данную процедуру. При оформлении заказа нужно указать конечную точку: пусть это будет ТД «На Немиге».

Практически мгновенно получаем отклик. Владимир на Audi A6 готов заехать за нами через две минуты. Один из плюсов сервиса в том, что ты можешь заранее определить свои расходы, узнать, кто будет за рулем (у каждого водителя есть рейтинг) и какая приедет машина. Приложение обязательно выдаст «вилку». Как уверяет сервис, автомобиль будет у подъезда уже через две минуты.

Представители московского офиса Uber заверили нас, что это оптимальное время прибытия машины: «Именно столько уходит на то, чтобы собраться и спуститься вниз. В Сан-Франциско, где сервис родился, в среднем подача автомобиля происходит за 2,5 минуты. Когда мы только запускались в Москве, это время составляло 20 минут, сейчас — 6 минут».

Посмотрим, сколько в Минске. Однако водитель заставил несколько подождать. Судя по карте, он ошибочно заехал к гостинице Renaissance, где проводилась пресс-конференция. Пишем ему (есть замечательная возможность связаться через приложение — написать сообщение или позвонить, и не надо посредника в виде диспетчерской): «Владимир, вы заберете нас?»

Заберет! В онлайн-режиме (а как же иначе?) корректируется время прибытия, о чем приходит уведомление. Смотрим по карте — машина пришла в движение.

Наконец из-за поворота выезжает вылизанная Audi A6 последнего поколения. Настоящий премиум, не старый, не формальный. Кожаный салон, автоматическая коробка переключения передач, климат-контроль... Честно говоря, прежде чем сесть в машину, захотелось вытереть ноги.

Водитель — приятный и любезный молодой человек — в белоснежной рубашке. Он уже в курсе, куда нам ехать: «Где именно вас высадить на Немиге?»

— А бюджетные варианты Uber будут? Время прибытия рассчитывается с учетом пробок или нет? Машина вам принадлежит или сервису? — забрасываем его вопросами.

Парень явно смущен. Оказывается, мы первые его клиенты. На некоторые вопросы он категорически отказывается отвечать. Водители явно были проинструктированы, как обращаться не только с приложением, но и с пассажирами. Отношение очень деликатное.

Теперь остановка. Никаких расчетов наличными и этих неловких пауз, когда у водителя «не находится» сдача с 200-тысячной купюры. С карточки списывается 78 235 рублей, о чем приходит SMS-сообщение на телефон. Отмечаем, что в нашу «вилку» сумма попала.

Однако немало за дорогу по прямой! С другой стороны, мы не на 20-летнем Opel ехали, в котором салон прокурен, а магнитола играла шансон.

Важный момент. Тарифы в Uber складываются очень непривычно для белорусов. Во-первых, берется 45 тысяч рублей за посадку (в них не входит число километров), во-вторых, 7 тысяч рублей за 1 километр, в-третьих, 1250 рублей за минуту поездки. Внимание, две последние суммы не взаимоисключающие. Если за 5 минут вы проехали 1 километр, то заплатите 13 250 рублей.

Обращаем внимание на еще один момент: деньги ушли в Голландию. «Почему именно туда?» — этот вопрос мы задали представителю московского офиса Uber. Получили такой ответ: «Тут нет никаких секретов. Главный европейский офис находится в Амстердаме. Это стандартная практика для многих крупных компаний».

По окончании поездки оставляем рейтинг. По нашему мнению, Владимир заслужил пять звездочек из пяти. В свою очередь, водитель может оценить нас как клиентов. Такой вот взаимный обмен «лайками». Правда, это не совсем безобидно. При низком рейтинге водителя просто-напросто могут отключить от системы. В Москве это 4,5. А если кто-то решит проехать бесплатно, по карточке с нулевым балансом, то система «забанит» такого клиента, однако водитель при этом свои деньги за поездку получит (за счет Uber). Как подсказывают наши опытные читатели, потом задолженность можно погасить и вернуть права на Uber.

Продолжаем эксперимент. Перемещаемся в начало пр. Победителей и снова вызываем машину через Uber. Отзывается Алексей на BMW 5-Series. Приложение снова предполагает, во сколько обойдется поездка до офиса — от 66 433 до 73 478 рублей.

Опять-таки свежий премиум со всеми необходимыми опциями. Водитель максимально вежлив. В салоне играет тихая музыка. Эх, наслаждаемся поездкой!

Вопросов к обслуживанию никаких. Все четко. Суммы соответствуют прогнозу. Одна из «плюшек» сервиса — можно разделить оплату, если, например, у обоих пассажиров есть аккаунты в Uber. Это удобно, когда люди едут в одно место и намерены заплатить каждый за себя.

После поездки вы обязательно получите по электронной почте письмо с отчетом: маршрут, детализация стоимости поездки, время в пути, километраж и т. д. Каждый свой трип можете прокомментировать. Есть также опционал для стандартных случаев: забыл вещи, водитель был некомпетентен и др. Можно даже оспорить стоимость поездки, мол, мы ехали не оптимальным путем. Если в службе поддержки признают правоту пассажира, то разницу вернут.

— Особая роль отводится безопасности, — акцентируют внимание в Uber. — Во-первых, нанимаем водителей только после тщательного отбора. У имеющих судимость шансов нет никаких. Во-вторых, пассажир может поделиться своей поездкой. Допустим, женщина едет домой, присылает сообщение супругу. Тот открывает ссылку и в онлайн-режиме может следить за передвижением автомобиля.

Пока что главный вопрос касается стоимости услуг. Все-таки поездка обходится недешево, и в этом смысле на данный момент Uber будет сопоставим с хорошо зарекомендовавшей себя службой такси «Пятница». Такие же вышколенные водители, такие же хорошие машины, та же нацеленность на современную молодую аудиторию, уставшую от традиционных перевозчиков. Но цена…

Очевидно, люди, когда только появились слухи о приходе Uber на белорусский рынок, надеялись на другое, а именно на либеральные тарифы. То есть на то, чем славится сервис по всему миру. В компании просят понимать разницу между представительским UberBlack с автомобилями премиум-класса и массовым UberX с машинами комфорт-класса. Это совершенно разные сегменты! Разница в тарифах — 300—400%.

— Так когда же ждать UberX в Минске? И почему вы решили начать с UberBlack? — это были самые злободневные вопросы у журналистов.

— Сервис начинал работу во всех странах именно с UberBlack, в том числе в Сан-Франциско, — прокомментировали представители компании Uber. — Это стандартная практика, а не дань традиции. О точных сроках запуска UberX в Минске говорить пока неуместно. Для сравнения: в Москве UberBlack заработал в ноябре 2013 года, а UberX — в сентябре 2014-го, в Санкт-Петербурге — в июле и ноябре 2014-го соответственно.

Внедрение же самого скандального и чрезвычайно популярного в США UberPOP, когда вашим водителем может оказаться обычный автолюбитель, и вовсе не планируется. В России, как и в Беларуси, осуществлять перевозки могут только зарегистрированные участники рынка.

Конечно, пять автомобилей для Минска это чрезвычайно мало. Чтобы удовлетворить транспортный спрос такого города, как наш, нужно не менее 120 машин. В компании Uber это прекрасно понимают. Они заявляют о своих планах: «Сейчас нам необходимо запустить UberBlack, довести его до рабочего состояния. Время ожидания для клиентов должно быть минимальным».

Впрочем, некоторый скепсис относительно дальнейшей работы американского сервиса присутствует. В частности, мы обратились за комментарием к руководителю одной из популярных служб такси. Он обратил внимание на несколько ключевых, по его мнению, моментов: «Первое. Насколько законны такие транзакции, тем более за рубеж? Именно невозможность рассчитываться подобным способом была стопером для входа на рынок данного приложения. Второе. По сути, мы имеем дело с арендой авто с водителем. Но публичный договор в данном случае не действует. А какие документы оформляются? Составляется ли, например, акт о выполненных работах по окончании поездки? Третье. Безопасность пассажира. Все такси страхуются по форме А6. Это существенно дороже, но в случае аварии клиент может быть спокоен — ему выплатят компенсацию. А тут?»

Неприятные вопросы мы переадресовали руководству минского представительства Uber. Даем его ответ без купюр: «Наше приложение действует как информационная платформа, соединяющая профессиональных игроков рынка, имеющих лицензию, и пассажиров. Такси не единственный вариант оказания легальных услуг по перевозке пассажиров в городе, есть иные альтернативные способы. Мы не можем разглашать нюансы работы наших бизнес-партнеров, но заверим, что водители проходят необходимые предрейсовые проверки, а машины застрахованы по соответствующему тарифу. Что касается переводов денег. Это абсолютно прозрачная и легальная система: наши клиенты видят, сколько и куда средств ушло, получают отчет. По такому же принципу работают все международные платформы, начиная от сервисов по бронированию жилья за рубежом и заканчивая онлайн-покупкой авиабилетов».

Интересно, что многие воспринимают Uber как конкурента для диспетчерских служб такси. Но на самом деле это не взаимоисключающие понятия. Как показывает опыт работы американского сервиса в странах Балтии, два популярных приложения (Taxify и Uber) могут сосуществовать в мире и согласии и никто не потеряет долю рынка. Представители Uber признаются: «Нашими клиентами становятся люди, которые раньше голосовали на улице. Или, например, те, кто в принципе не любил звонить в традиционные службы такси».

Минск давно был готов к приходу знаменитого сервиса. Один из водителей Uber признался: за пару часов получил более 20 запросов, но большинство потенциальных клиентов отказались. Люди явно пытаются попробовать новинку. Другой объективный показатель, который можно воспринять как немой вопрос «Когда?», это число запускаемых приложений Uber в Беларуси. Только представьте: сервис еще не работал, но за последние полгода свой аккаунт в приложении в Минске открывали 4950 пользователей. Это очень много!

Сегодня нам пришлось совершить много поездок по городу. Мы пользовались как Uber, так и традиционным такси. Удивительно, насколько быстро привыкаешь к хорошему! После работы с приложением, когда получаешь информацию из первых рук, показалось несколько странным и несовременным обращаться к тете на другом конце провода, которая просит подождать, пока найдет водителя, спрашивает твою фамилию и адрес.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий
ОБСУЖДЕНИЕ