Совершаем самый опасный маневр на трассе по правилам — писаным и неписаным. А вы так «У»меете?

 
36 626
28 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Самый опасный маневр на трассе — это обгон. Выезд на встречную полосу иногда сопряжен с неоправданным риском и может спровоцировать других водителей на неправильную реакцию. На высокой скорости это приводит к плачевным последствиям. Юрий Краснов предложил Екатерине выехать за город, чтобы научиться безопасным действиям и уберечь себя в будущем от ошибок.

— Сейчас в ПДД обгоном называется опережение, связанное с выездом на встречную полосу, — напоминает преподаватель. — А раньше под это понятие попадало также возвращение в свою полосу.

Основной совет инструктора опять-таки касается внимательного отслеживания ситуации вокруг: «Первое. Убедитесь, что нет встречного автомобиля. Второе. Посмотрите в зеркало заднего вида — не начал ли кто-нибудь обгонять вас самих. Третье. Следите за указателями поворота обгоняемой машины — вдруг водитель решит, например, повернуть налево. Помните: основная ответственность лежит на том, кто совершает опережение с выездом на встречную полосу».

На пустынном участке загородной дороги преподаватель и курсантка поочередно совершают обгон друг друга. Связь держат через радиостанцию.

— Внимание, сейчас буду выезжать на встречную! — предупреждает Юрий Краснов. — Помни, что обгоняемый не должен препятствовать маневру. Например, ускоряться. Это может трактоваться как грубое нарушение ПДД и создание аварийной обстановки. Наоборот, водитель должен не только показать, что видит обгоняющий автомобиль, но и дать возможность завершить маневр в любом случае. В частности, немного сбросить газ.

— Зачем? — спрашивает Екатерина. — Вы же сами говорили, что вся ответственность на обгоняющем!

— Понимаешь, ситуация может быть неоднозначной. Вдруг человек просчитался и неожиданно появилась встречная машина? Тебе слегка сбросить скорость ничего не стоит, а кому-то это спасет жизнь.

Настал черед девушки выполнять обгон. Она аккуратно выезжает на встречную и ме-е-едленно начинает опережение.

— Газу, газу! — разрывалась радиостанция.

— Мне что, в пол давить? — недоумевала курсантка.

Именно! Одна из ошибок новичков в том, что они неуверенно совершают обгон. Может возникнуть ситуация, когда и возвращаться, и завершать маневр будет уже поздно. Робость и излишняя осторожность в этом смысле не помощники.

— Конечно, никто не призывает совершать неосмотрительные действия, — комментирует Юрий Краснов. — Но одно из правил — при обгоне нельзя мешкать. Набирать скорость необходимо еще в своей полосе, чтобы при выезде на «встречку» ты не теряла время и двигалась быстрее обгоняемой машины.

Преподаватель сам демонстрирует правильные действия: стремительно приближается к задней части Volkswagen Polo Sedan, выезжает на встречную полосу заранее и динамично завершает обгон.

Наступает черед Екатерины. По примеру инструктора она смелее давит на педаль. Кажется, курсантка сама не ожидала такой динамики от своей машинки. В результате обгон занял всего 3—4 секунды. Девушка была в восторге: «Это круто! Мне понравилось».

Пожалуй, только во время таких занятий можно прочувствовать разницу и понять, что опасен как раз медленный обгон, а просчитывать свои действия нужно заранее и очень тщательно.

— Чем быстрее ты совершишь этот маневр, тем лучше, — поясняет Юрий Краснов. — Самое опасное — время нахождения на чужой, встречной полосе, поэтому его нужно сокращать за счет скорости.

После повторения верного алгоритма девушка стала действовать явно увереннее. Она уже лучше чувствует ситуацию, оценивает дорожные условия, расстояние до закрытого поворота. В какой-то момент, несмотря на команду инструктора, курсантка выполнять обгон отказывается: «Там кочки, узкая проезжая часть, отсутствует обочина».

— Ты права, — соглашается Юрий Краснов. — Давай рассмотрим такую ситуацию. Вдруг ты понимаешь, что не успеваешь совершить обгон, уже находясь на встречной полосе. Вся сложность в том, что тебе придется принимать решение исходя из обстоятельств. И тут надо рассчитывать на глазомер и опыт. Первый вариант — еще ускориться. Для автомобилей с механической КПП подошел бы такой прием: одновременно выжать педали газа и сцепления, перейти на пониженную передачу и резко отпустить сцепление. Тогда машина резко ускорится. Но у тебя «автомат», и так не получится. Можно перейти в ручной режим или резко нажать на педаль газа, тогда автомобиль сам включит пониженную передачу. Второй вариант — притормозить и вернуться в свою полосу. Однако тут есть опасность, что водитель обгоняемой машины, увидев ситуацию, тоже начнет замедляться. В общем, придется отслеживать и прогнозировать действия окружающих.

— Хорошо. А что делать, если навстречу тебе выезжает водитель, неумело пытающийся совершить обгон, и ему остается критически мало места? — спрашиваем.

— Не нужно сигналить, кричать: «Какой же ты дурак!» И тем более ждать последнего момента. Сразу тормозите и при необходимости уходите на обочину.

Следующий совет, когда основные действия отрепетированы, касается работы со световыми приборами. Часто автомобилисты включают указатель поворота с одновременным выездом на встречную полосу. По словам инструктора, лампочка должна моргнуть минимум три раза. «Также лучше, если во время обгона будет включен ближний свет фар», — добавляет преподаватель.

Напоследок Юрий Краснов решает вернуться к теме, затронутой в начале занятия: «Когда смотрю записи с видеорегистраторов, замечаю, что обгоняющему водителю не только не помогают, но еще и мешают, например ускоряясь. Поэтому у меня призыв — действуйте доброжелательно по отношению друг к другу. Ведь в этом опасном маневре участвуют три водителя — тот, кто обгоняет, тот, кого обгоняют, и встречный».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by