Есть ли жизнь возле МКАД? Потенциальные минчане о второй кольцевой дороге

 
29 декабря 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Это одна из самых спорных дорог в Беларуси, строительство которой уже обошлось в копеечку. Изначально эксперты спрашивали: для кого вообще МКАД-2? Первые дни после открытия участка от Р28 до М6 показали, что выбирают ее единичные водители. Сейчас интенсивного потока по-прежнему не наблюдается (автомобилисты ждут полноценного запуска?). В будущем на эту трассу планируют сместить поток грузовиков, введя ограничения на первой кольцевой. Сейчас автобан, можно сказать, простаивает. Хотя был расчет на то, что новая дорога вызовет экономическое оживление в регионе. Накопив немало вопросов, корреспонденты Onliner.by отправились за ответами к местным жителям. Как изменилась их жизнь?

Еще во время бурного строительства вторую кольцевую прозвали трассой для дачников и дальнобойщиков. Последних пока что в больших количествах не замечено. А вот садовых товариществ расположено возле четырехполосной магистрали немало. Обычно они расцветают весной. Но зимой людей тоже немало. Над некоторыми домами вьется дымок, на отдельных участках активно ведутся строительные работы.

Въезжаем в один из дачных поселков. Контраст заметен сразу: гладкое цементобетонное покрытие (которое, по словам специалистов, должно прослужить полвека) сменяется грунтовыми дорогами, кое-где посыпанными галькой, кое-где уложенными… кирпичами.

Общее мнение дачников, с которыми мы поговорили, такое: «Пока дорога строилась, да, намучились. А теперь относимся спокойно. Сказать, что стало удобнее ездить в Минск? Но у нас и до этого были проложенные маршруты. Просто появилась альтернатива с лучшим покрытием. Шум не мешает — машин не очень-то много. Ждем ли открытия объектов вроде АЗС? Нет, в 4—5 километрах есть хорошие магазины».

Вот типичное впечатление Вадима, который работает на одном из участков: «Сейчас почти никто не ездит, и оценить популярность МКАД-2 сложновато. Летом народу будет больше — увидим. Сам езжу в Минск регулярно обычно через Семково. Выходит 6 километров, а через вторую кольцевую — 10. Так я, честно признаться, ей практически не пользовался».

Это удивительная штука! Фактически МКАД-2 конкурирует с сетью местных дорог. Классному автобану предпочитают стежки с индексом Н. Может, дело привычки и местные жители еще не распробовали новую трассу? Но сейчас этот вопрос вспоминается в контексте разговоров со специалистами, которые предлагали направить деньги не на вторую кольцевую, а на реконструкцию старых дорог. Пока же новая МКАД удовлетворяет очень специфический спрос.

Хозяин соседнего дома Игорь рассуждает в первую очередь как минчанин: «Если это поможет разгрузить город и на дорогах столицы станет свободнее, я буду только рад. Самому второй МКАД удобно пользоваться, если ехать к родственникам, которые живут недалеко от Кургана Славы. В остальном не вижу преимуществ. Она мне особо не нужна».

В 2010-м, когда только зашли разговоры о строительстве, стоимость соток в районе будущей МКАД-2 стала расти. Но рынок расставил все на свои места. По крайней мере, сумасшедшего роста цен вблизи новой кольцевой не наблюдается. Это подтверждают и местные дачники: «Сейчас денег у народа нет, какое подорожание? Как была стоимость сотки в $1000, так и осталась».

Пока бродили по дачам, встретили председателя садового товарищества Валентина Ивановича, который выгуливал собачку. Он был словоохотлив: «Вы бы через год приехали, тогда бы поговорили! Нынче не то движение, чтобы рассуждать о перспективах. Лично мне стало удобнее в Заславль ездить, там хороший магазин, где индюшатину продают. Если добираться в Минск (живу в Зеленом Луге), то тоже проще… Ну а что касается наших дорог, в товариществе, так это связано с перекладкой коммуникаций. Где-то подсыпали земли, но грунт все равно проседает, когда, например, грузовик проедет. Ждем, чтобы можно было укладывать асфальтобетонный слой».

Разница в дорогах в самом деле колоссальная. Вторая кольцевая строилась из расчета срока службы в 40—50 лет! Вот только один, ранее афишировавшийся факт: «доля» бетона в дорожной одежде составит 38 сантиметров (14 в основании и 24 в верхнем слое). Плиты соединены штырями в районе деформационных швов, что позволит предотвратить смещение. Покрытие выдержит хоть фуру, хоть военный самолет. Ну а про состояние некоторых местных дорог и тех, что находятся на балансе товариществ и сельсоветов, говорить как-то не хочется.

Так что первое, о чем просили нас жители д. Пеликшты, это хорошие дороги внутри родной деревни. «Пусть в Минске нас услышат: спасибо за МКАД-2, но нам бы тут хорошее покрытие. Машина проедет — грязь на голову летит, — эмоционально говорит пенсионерка Валентина Владимировна. — Остального хватает — автолавка бывает два раза в неделю, почту привозят. А пользы или вреда от кольцевой мы еще не ощутили».

Ее соседка Ольга пожаловалась на другой очевидный для нее дискомфорт: «Транспортное сообщение не налажено. В Воложин худо-бедно добраться на автобусе можно. А вот до Ракова, Заславля, Минска попробуй доехать! Пустили бы рейс — было бы здорово. Стало бы проще добираться до работы».

Двигаясь по МКАД-2, обращали внимание на остановочные пункты, которые были абсолютно безлюдны. Но ведь пригородное движение подчас не менее важно, чем городское! В центр европейских мегаполисов из окрестностей на работу едут сотни тысяч людей. Это не просто транспортный проект, а социальные связи. Убеждены, вторую кольцевую можно и нужно использовать для привлечения трудовых ресурсов из агломерации. В нормальных экономиках это очевидный факт.

В Пеликштах разговорились с еще одним местным жителем. Викентию 63 года, в огороде стоит его транспортное средство — одна лошадиная сила. Лошадиную силу зовут Каштан. «У-у-у, дурной конь! — жалуется наш собеседник. — Как-то с бороной через забор перемахнул. Но это он обиделся — пьяных не любит. Езжу на нем? А как же, на телеге — вон в огороде стоит. Но на новой дороге не бывал, нечего там делать».

Еще одна путевая заметка. Хотя машин практически нет, пешеходы на обочинах встречаются. Дорога как магнит притягивает к себе людей. И вроде бы это автобан, но обособленные параллельные пути для пешеходов и велодорожки не продуманы (только подходы к остановкам). Не приведет ли это к всплеску типичных для сельской местности ДТП?

А это Николай, один из тех, кому дорога по-настоящему нужна. Он живет в Минске, в деревне работает — делает мебель. Говорит, когда велось строительство МКАД-2, приходилось добираться пешком из Заславля. Мужчина тоже делает акцент на плохом подъезде к деревне, а еще уповает на то, что обслуживать трассу будут хорошо: в прошлые зимы местные дороги заносило и проехать было решительно невозможно.

— Но есть и негативный момент, — замечает Николай. — Раньше тут была тьмутаракань, никаких чужаков, а вот дорогу открыли — появились бомжи. Такая вот отрыжка цивилизации.

Во время репортажа нас еще удивило то, что МКАД-2 проходит в отдалении от многих населенных пунктов. Лишь отдельные садовые товарищества и деревеньки расположены в непосредственной близости. Это к слову про дорогу из ниоткуда в никуда. Такой автобан мог бы напрямую соединять райцентры, крупные поселки, активизировать региональное движение, но, увы, пока трасса ведет лишь к развязкам и дачам.

Небольшое оживление было замечено только недалеко от Радошковичей. Там же встретили дачницу Инессу: «Свою машину продала давно. Так что езжу на электричке. Это удобнее. Ну а от новой дороги придется закрываться кустами — у меня окна как раз на кольцевую выходят».

Но довольно пессимизма! Сейчас дорога только-только обкатывается, даже скоростной режим временно снижен до 70 км/ч (предварительно до 1 апреля 2016-го), что связано со спецификой обслуживания цементобетонного покрытия — в первую зиму его не рекомендуется обрабатывать солью.

Однако кое-где уже заметно деловое движение, в особенности возле крупных развязок. Около одной из них сейчас строят склад. В перспективе прослойка между двумя МКАД может быть заполнена логистическими центрами, а в Минск доставлять товары будут на небольших фургонах. Меры по ограничению движения большегрузов могут быть приняты, когда откроются все 88 километров второй кольцевой. Это в идеале.

В конце концов, большие деньги уже вложены в цементобетон и всю надлежащую инфраструктуру. Посмотрим, какими экономическими или иными мерами поток будут перенаправлять на МКАД-2. Проект пока выполнен наполовину, и делать выводы рано. Однако все чаще вспоминается итальянское инвестпредложение построить вторую кольцевую дорогу совсем рядом с первой, их бы разделяли пару километров. Взамен партнеры с Апеннинского полуострова просили дать им право застроить пространство между двумя магистралями. «Начинка пирога» должна была состоять из офисных центров, гостиниц, гипермаркетов и т. д. Отказали… Сейчас самое время задуматься: а так ли плох был бы итальянский вариант?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by