Слишком мощная Fiesta, «полноприводная» проблема диностенда и детонация 1-литрового EcoBoost. Мы «чипанули» машины своих читателей!

 
26 января 2016 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Тарналицкий

После нашей заметки о поиске владельцев свежих моделей Ford для чип-тюнинга, в редакцию поступило около трех сотен писем от желающих «прокачать» свою машину с помощью заводского программного обеспечения. Причем писали не только владельцы Fiesta, Focus и Kuga (мы искали только три автомобиля), но и остальных «фордовских» моделей. Мы даже решили сделать исключение и пригласили на мероприятие не троих, как планировалось, а четверых наших читателей. Кроме указанных машин, на перепрошивку приехал 1-литровый B-Max. Не обошлось без сюрпризов и даже небольших технических проблем. Но обо всем по порядку!

Пятница, 10 утра. Офисные труженики еще не успели допить свой первый кофе, а четыре владельца Ford, отпросившись с работы, уже приехали на площадку официального дилера в Боровую за дополнительными лошадиными силами. Несколько минут на знакомство. Самой компактной моделью из прибывших стал российский хетчбэк Fiesta с 1,6-литровым 105-сильным двигателем и роботизированной коробкой передач Powershift. Владелец — Александр, рассчитывает уехать домой на 120-сильной машине. Такие версии выпускаются заводом и отличаются от стандартной только прошивкой, которую сегодня мы и собрались менять. Прирост «лошадей» небольшой, зато автомобилю еще можно перепрограммировать и коробку — для изменения моментов и скорости переключений, что тоже добавляет разгонную динамику. А вот Виталий на европейском Focus ждет от чип-тюнинга значительного прироста. Его 1,6 EcoBoost развивает 150 л. с. Есть еще 180-сильная версия этого же двигателя. Ее мы и должны получить.

Такой же двигатель (1,6 EcoBoost, 150 л. с.) установлен на кроссовер Kuga, на котором приехал еще один Александр. Он тоже рассчитывает поднять отдачу мотора до 180 л. с., тогда полноприводной SUV поедет «бодрее». Четвертый участник — Тимофей, приехал на достаточно эксклюзивном для наших краев автомобиле — B-Max с 1,0 EcoBoost мощностью 125 л. с. На момент проведения мероприятия 125-сильная версия этого мотора была самой мощной для модели. Но 1-литровый турбодвигатель Ford еще имеет редкую модификацию со 140 л. с. (ставится на спецверсию Fiesta для британского и немецкого рынков). Именно такую прошивку мы и намерены «залить» в микровэн. Интересное совпадение: в тот день, когда мы проводили чип-тюнинг, Ford официально представила 140-сильную модификацию B-Max 1,0 EcoBoost для рынка Европы.

После короткого брифинга сели по машинам и отправились на Auto-Diagnostic — предприятие, занимающееся диагностикой электронных систем управления и чип-тюнингом и имеющее в наличии динамометрический стенд BPA4R Bapro. В нашей команде — сотрудник автоцентра Ford Александр. Он прошил уже достаточно много автомобилей данной марки и хорошо знает свое дело. Перед тем как приступить к работе, Александр с помощью своего оборудования «прочитал» все четыре машины на оригинальность прошивки двигателя (и коробки — в случае с АКП). Это было проделано для того, чтобы в случае чего можно было «откатить» версию программного обеспечения. «Бэкапы» зафиксированы. Можно «чиповать»!

Пару слов о стенде, который сыграл важную роль в нашем эксперименте. Это нагружной стенд (бывают еще инерционные), главными элементами которого являются четыре барабана. Во время испытания автомобиль разгоняют до включения определенной передачи и развивают максимальные обороты двигателя. После этого барабаны начинают тормозить, снижая количество оборотов (плавно или ступенчато) и регистрируя при этом момент тормозного усилия. Теоретически можно делать и наоборот — ступенчато отпускать тормоз барабана, позволяя двигателю медленно раскручиваться и фиксировать при этом момент на барабанах и частоту вращения коленвала. Вентиляторы спереди «дуют» забортным холодным воздухом, что сделано для имитации подачи воздуха в мотор как по скорости его потока, так и по температуре.

Ford Focus 1,6 EcoBoost. Было 147 л. с. — стало 176 л. с. 

Первый «пациент» — Ford Focus. Европейская модель с 1,6-литровым турбодвигателем. По «паспорту» этот автомобиль имеет мощность 150 л. с. и тягу 240 Н·м. Для того чтобы проверить, не «разбежались» ли лошадиные силы с момента выпуска, загоняем машину на диностенд. Перед этим колеса автомобиля очищаются от снега и соли. Далее машина заезжает на ролики и закрепляется страховочными ремнями. Замер происходит на скоростях около 200 км/ч, и будет весьма печально, если автомобиль «спрыгнет» со стенда в процессе измерения. После фиксации происходит калибровка стенда, сопоставление оборотов двигателя с оборотами ведущих колес для вычисления мощностных и тяговых характеристик машины. «Чистые» мощность и крутящий момент двигателя, без процедур расчета, можно снять только на моторном стенде, когда ДВС испытывается отдельно от автомобиля. Но и в данном случае методика и оборудование итальянской фирмы Bapro имеют погрешность, не превышающую пару процентов.

Итак, заводим Focus. Поехали! Хотя здесь это слово теряет смысл — автомобиль намертво зафиксирован и не проедет даже сантиметра. Находиться рядом с машиной, которую испытывают на диностенде, нельзя — в колесе может остаться маленький камень, который на скорости более 180 км/ч может выскочить из протектора с недурственной кинетической энергией. Пару минут рева двигателя, и вот на экране появились цифры: 146,9 л. с. и 266 Н·м. Как видите, тяга у 1,6 EcoBoost оказалась на 26 Н·м больше, чем указано в заводских технических характеристиках. «Заливаем» новую прошивку.

Замена ПО происходит прямо на стенде. Александр подключается к блоку управления машины и запускает процесс обновления. Пять минут, и автомобиль получает ПО как у 180-сильного 1,6 EcoBoost (крутящий момент не должен измениться). Проверим. Снова заводим машину, и в дело вступает неподкупный диностенд. Через несколько минут на экране видим новые данные: 176,2 л. с. и 262 Н·м. Крутящий момент остался прежним (4 Н·м — это погрешность), а вот мощность выросла до топовой версии этого мотора. Владелец машины постоянно интересовался, не пропадет ли гарантия на его автомобиль после «чиповки». Представители дилера подтвердили, что заменяется заводское программное обеспечение, а «железо» остается прежним. По сути, у Виталия теперь двигатель 1,6 EcoBoost с отдачей 180 л. с. Это серийная версия мотора, которая продавалась в том числе и в Беларуси, поэтому гарантия на машину полностью сохраняется.

Мнение владельца машины (спустя два дня): 

— Спасибо за возможность «прокачать мою тачку». Итак, с момента тюнинга я проехал 750 км. Расход точно не изменился. Я замерял показатели «до» и «после» в условиях загородного цикла движения — без изменений. Очень заметная разница возникла в динамике на скоростях 60—90 км/ч: хорошо разгоняется на низких оборотах. К примеру, 6-ю передачу я включал на 70 км/ч, теперь — на 60. С точки зрения экономии процедура изменения программного обеспечения не имеет смысла. В то же время ездовые характеристики изменяются заметно: динамика автомобиля на 3—5-й передаче стала ощутимей.

Ford Fiesta 1,6. Было 122 л. с. — стало 134 л. с. 

В России Ford Fiesta выпускается с 1,6-литровым мотором в трех различных вариантах мощности. Есть 85-сильная версия (только с МКП), 105-сильная (с МКП и АКП) и 120-сильная (только с АКП). Наш читатель Александр ездит на 105-сильной версии с автоматической коробкой передач («робот» с двумя сцеплениями Powershift). По крайней мере, он так думал. Когда мы провели первый замер характеристик его автомобиля, все были в шоке. Диностенд в двух замерах показал 122,3—125 л. с. и крутящий момент 158 Н·м. Это почти на 20 л. с. и 10 Н·м больше, чем заявляет производитель. Сразу возникло предположение, что у Александра — топовая 120-сильная Fiesta (и тяга как раз 152 Н·м должна быть). Проверяем по VIN-коду. Нет, 105-сильная!

— Только не сделайте мне машину менее мощной! Пусть так и остается! — удивленный читатель начал шутить, что «теперь понятно, почему она такая резвая». Сверили несколько раз тип прошивки — должно быть 105 л. с. Решили все-таки произвести замену ПО на самую мощную. В случае чего — автомобиль просто останется с аналогичными характеристиками. Подключаемся к блоку управления. Ждем. Всё! Машина, по идее, получила самую мощную прошивку, доступную для этого двигателя. Что скажет стенд?

Замер «доработанной» Fiesta удивил нас еще больше: 134,1—135 л. с. и 163 Н·м! Представители Ford даже не знали, как прокомментировать такие значения. «Атмосферник» объемом 1,6 литра выдает неплохие цифры, которые заметно отличаются от данных производителя в бóльшую сторону. Юрий, работающий в Auto-Diagnostic, сказал, что подобные случаи, конечно, не правило, но и не жуткая редкость. Чаще всего такое явление наблюдалось на турбодвигателях автомобилей марки Audi — они тоже выдавали больше, чем обещал производитель.

Мнение владельца машины (спустя два дня): 

— Автомобиль действительно стал более резвым. Но я думаю, что дело скорее в прошивке коробки, а те 10 «лошадок» особой роли не сыграли. Хотя, возможно, на результат повлиял комплекс этих двух доработок. В спортивном режиме Powershift теперь переключается почти в красной зоне, хотя раньше ступень менялась на 4,5 тыс. Также хочу отметить, что машина стала немного по-другому звучать. Наверное, дело в оборотах двигателя, которые немножко сместились. Проехал за эти дни по трассе — там у автомобиля вырос расход. Раньше при скорости 90 км/ч машина потребляла около 5 литров, теперь — 6. По моей субъективной оценке расход увеличился на 0,5—1 литр. Посмотрим, каким он будет в городе. Если изменится сильно — попрошу дилера «залить» мне старую прошивку, т. к. автомобиль и до тюнинга был весьма резвым.

Ford B-Max 1,0 EcoBoost. 125 л. с. Чип-тюнинг не состоялся

Тимофей, приехавший на мероприятие на Ford B-Max, несколько часов ждал своей очереди, надеясь получить единственный в своем роде 140-сильный B-Max с прошивкой от лимитированной версии Fiesta. Но после тестового замера на диностенде было принято решение отложить процедуру. Во время теста машина выдала свои «паспортные» 124,8 л. с. и 214 Н·м, но на 4 тыс. оборотов возникала детонация, вследствие чего система управления ДВС ограничивала тягу двигателя. Это наблюдалось в виде провалов на графиках. В качестве возможной причины было названо неудовлетворительное состояние свечей. Дело также может быть и в засоренности топливных форсунок. Лампа Check Engine еще не загорается, но проблема достаточно серьезна, в результате чего форсировка могла бы привести к поломке двигателя. Поэтому машину оставили со старой прошивкой.

Ford Kuga 1,6 EcoBoost. Характеристики не замерили

С кроссовером Ford Kuga тоже все получилось не так гладко, как хотелось бы. Во время замера мощности аппаратура показала сбой и выдала 300 с лишним лошадиных сил. Хотя там всего 150. Все дело в полном приводе. Несмотря на то что стенд рассчитан и на AWD-машины, полный привод должен быть постоянным, а не подключаемым через муфту. Или же барабаны на стенде должны быть связаны друг с другом механически (а не электронно). Но этот конфуз не помешал нам перепрошить Kuga на 180 л. с. Учитывая, что на Focus с аналогичным мотором процедура прошла успешно, можно не сомневаться, что Александр уехал на автомобиле с увеличенной мощностью.

Мнение владельца машины (спустя два дня):

— Я и до чип-тюнинга особо не гонял, поэтому прочувствовать изменение динамики мне было трудно. Думаю, если бы я ездил нажимая педаль газа в пол, то ощущения были бы более объективными. Но при этом на городских скоростях автомобиль стал более динамичным. Особенно между 60 и 70 км/ч. Еще мне кажется, что машина стала тише — за счет того, что на привычных мне скоростях упали обороты. Да и сам звук мотора стал благороднее. Но учтите, что я эти дни ездил только по городу. На трассе дополнительная мощность наверняка играет бóльшую роль.

Влияет ли чип-тюнинг на ресурс мотора? 

Первый вопрос, который задают многие, — изменится ли срок эксплуатации двигателя после подобной прошивки? На самом деле, все зависит от поставщика ПО. Некоторые ателье увеличивают отдачу турбомоторов в полтора раза и более, и в этом случае надежность и долговечность двигателя и трансмиссии, конечно же, пострадают. Мы же использовали исключительно заводское программное обеспечение, которое на эти автомобили ставит сам производитель. Поэтому и прирост мощности не исчисляется «разами». Тогда возникает еще один резонный вопрос: почему компании делают один двигатель разной мощности, если можно выпускать только самый мощный? Есть две причины. Первая — налоги. В России, например, автовладельцы платят налог на машину в зависимости от мощности мотора. Поэтому там так много 149-сильных автомобилей. Иногда компании даже дефорсируют двигатели до «льготной» цифры. Вторая причина — маркетинг. Более мощные варианты моторов ставятся на более дорогие машины. Все просто. В свою очередь, есть «кастомные» прошивки от сторонних производителей. Здесь никто никакой гарантии не дает. Иногда «железо» и не выдерживает таких доработок. По словам сотрудников Auto-Diagnostic, бывали случаи, когда автомобили покидали их на лафетах.

Читайте также:

Выражаем благодарность компании Аuto-Diagnostic
за предоставленный для мероприятия диностенд
и официального импортера Ford в Беларуси
за помощь в организации мероприятия

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by