В Швецию на Chevrolet Monte Carlo: дорога сквозь скалы на спущенном колесе и шведская подозрительность

 
31 января 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский

Бывалые автопутешественники говорят, что дороги старушки Европы красиво одинаковы и рутинно хороши. В общем, ездить по ним довольно скучно. Возможно, и так. Но только не в том случае, если отправиться в поездку на Chevrolet Monte Carlo 1975 года выпуска с 6,6-литровым двигателем. Руководитель минского клуба «АвтоАмерика» Александр съездил на шведский слет интересных кастомов и хот-родов Power Hot Rod Reunion и поделился с читателями Onliner.by своими впечатлениями от дорог и водителей Швеции.

* * *

Идеей посетить Швецию я загорелся очень давно. И не совсем для того, чтобы побродить с гидом по местам славы почивших викингов (к слову, там слово «викинг» очень любят приплетать ко всему масштабному, эффектному или просто крупному). Очень хотелось поглядеть на тамошний автофест. Признаюсь, популярный Big Meet особого энтузиазма не вызывал: туда заезжает около 17 тысяч машин — просто растеряешься. А вот слет кастомов и хот-родов, который проходит вслед за ним, показался действительно интересным.

Стоит предупредить, что туда не пускают машины «в оригинале», пусть это даже Cadillac 1930-х годов. Забегая вперед, скажу, что и меня охранники остановили: мол, оригиналам тут не место. Они не ожидали, что моя Monte Carlo — с пневмоподвеской. Я врубил ее, подпрыгнул пару раз — и въезд был открыт.

Готовился я к поездке недолго, о чем впоследствии пожалел. Поначалу все было отлично: заехал в Литву, оттуда на пароме отчалил в Швецию. Запасся картами и навигатором.

Первое, что поразило, — это горные дороги. В каких-то странах строят умопомрачительные серпантины, где-то прокладывают «закрученные кренделя» в стиле американских горок, в иных местах вообще идут в объезд. Шведы оказались наиболее прямолинейными — они вырубают дороги прямо в скалах. На породе виднеются характерные следы, оставленные спецмашинами. То же касается и тоннелей. Они имеют не просто въезд и выезд, но и немало разветвлений. А сверху, над тоннелем, построены многоквартирные дома. И все это как-то стоит, держится.

Красота гор сильно отвлекала от вождения. Было довольно трудно совмещать показания карты, информацию на знаках и при этом сверяться с запутавшимся навигатором.

Сами дороги, безусловно, ровные и чистые, но совсем узкие. Остановиться абсолютно негде, потому что обочина не больше метра. На автобанах — разделительный отбойник, а с другой стороны — тоже ограждение или сразу кювет.

Вариант лишь один — съезжай на второстепенную трассу, а там уже ешь, заправляйся и отдыхай. Вдоль трасс пустынно, нет даже АЗС. Их можно обнаружить только в стороне. В какой-то степени это, конечно, неплохо: отсутствуют зоны притяжения пешеходов. Им там попросту нечего делать, а дороги становятся безопаснее.

Когда появлялась необходимость притормозить, я пользовался карманами автобусных остановок.

На дорогах Швеции огромное количество их родных автомобилей: Volvo, Saab, Scania. Общественный транспорт (городской и межрегиональный) — только местного производства. Автобусы все с «гармошками», за городом ездят с промежутком в 20 минут.

В городах есть красные и синие линии автобусов, в такой же цвет они и выкрашены. Стоит заметить, что тут неукоснительно соблюдается порядок: вход в общественный транспорт — только с передней площадки, средняя и задняя двери — для высадки пассажиров.

На улицах встречается так называемый mopedbil. Для управления достаточно иметь водительские права на мопед. Фактически кататься на нем можно уже с 15 лет. Он двухместный, а максимальная скорость — всего 45 км/ч, потому на скоростных магистралях «мопедбили» не увидишь.

Как мне показалось, популярность собственного автопродукта там реальная: действует принцип «свое — значит, хорошее».

По пути заехал в магазин. Все продовольственные супермаркеты Швеции начинают работу с 10:00. Видел только один магазин, открывающийся в 6:00, — строительный. Наверное, местные отделочники просыпаются раньше всех. И вот, вернувшись после закупки на парковку, увидел пробитое колесо. Со времени последней остановки я проехал всего 300 метров и успел где-то подцепить прокол. Пришлось докупить разные химические средства и компрессор (причем тот, что работает от аккумулятора, а не от прикуривателя). Впоследствии каждый раз, когда нужно было подкачать колесо, приходилось открывать капот.

Я не заметил пресловутой европейской бдительности. Мол, остановишься на автобане — неравнодушные местные граждане тут же сообщат в полицию, а приезда блюстителей порядка не придется долго ждать. Все ерунда. Мой опыт с пробитым колесом говорил об обратном. Наверное, я был бы даже рад полицейским: хоть как-то помогли бы. Но нет. Один парень притормозил, чтобы взглянуть и пожать плечами, другой подсказал, что заправка с СТО находится в одном километре отсюда. У нас водители, увидев редкую ретромашину, стоящую с открытой крышкой капота, с большой вероятностью остановятся хотя бы спросить, чем могут помочь.

На спущенной шине (фактически на диске) я кое-как добрался. Чуть позже все-таки обнаружил дырку — будто от шила. Не хочу подозревать третьих лиц, но до сих пор ума не приложу, как она образовалась. Помогла старая добрая смекалка: выкрутил болт из приборной панели — и в дырку его.

Опираясь на опыт моей предыдущей поездки в конце «нулевых», я бы охарактеризовал шведов как очень положительных и спокойных водителей. Никто никуда не торопится. Все едут не спеша, строго соблюдая правила, в особенности скоростной режим. Можно сказать, что они чересчур культурные: нет резких маневров, нет суматохи и лишних перестроений. Но за прошедшие годы все поменялось. Возможно, это связано с приростом мигрантов. Помню, пять лет назад проезжал по небольшому городу. Швед остановился на перекрестке и пропустил меня, хотя я был на второстепенной дороге. Он увидел необычную машину, притормозил, еще и рукой помахал вслед. Сейчас такое практически невозможно: уровень подозрительности у местного населения сильно возрос.

Не спеша, я въехал в город, где проходило мероприятие. Сразу же наткнулся на хот-род, быстренько догнал его и висел на хвосте до пропускного пункта на территорию феста. И тут меня ждала самая крутая очередь из авто, какую я когда-либо видел. Все неприятности были мгновенно забыты, как только я увидел машины, которые сюда приехали. То, что представилось моему взору, невозможно описать словами. Тут я по-настоящему понял значение фразы «Нужно любить то, чем занимаешься, и ты не проработаешь ни одного дня в своей жизни». Если вы любите машины так же, как и я, вы все поймете, разглядывая фото.

Все, что там находилось, двигалось своим ходом. Какая-то празднично-возбужденная суета была среди посетителей, водителей и пассажиров. Многие приехали чуть ли не с тоннами пива. Полиция реагировала спокойно: они там вообще весьма позитивные и снисходительные. Конечно, требуют строгого соблюдения правил (как дорожного движения, так и внутренних распоряжений организаторов феста), но не мешают приехавшим отдыхать, развлекаться. Например, люди в форме не бегали по территории Big Meet, чтобы схватить водителя, севшего за руль после банки пива: территория была закрытой. О выезде за ее пределы и речи не было: никто бы и не отважился. Но куролесить внутри тусовки можно было сколько угодно. Не гоняли и за перевозку пассажиров не по правилам. В общем, автовладельцы отрывались по полной. Наутро среди помятых пивных банок был обнаружен и один помятый ретрокар.

К слову, за пьяное вождение (допустимый уровень алкоголя в крови — 0,2‰) тут возможно и лишение свободы, и лишение прав.

Также стоит добавить, что в Швеции ближний свет является обязательным 24 часа в сутки круглый год, в машине необходимо иметь лопату для снега, а за использование радар-детекторов грозит большой штраф или даже тюремное заключение до полугода. Все эти правила, конечно, контрастировали с улыбчивыми полицейскими.

На обратном пути проколотое колесо все же заставило воспользоваться эвакуацией и заехать на шиномонтаж. Сервис, скажу я вам, там на высоте.

Заглянул я и в город. Насмотрелся там шведских дорожных диковинок: непонятные светофоры, заезды на автобан сквозь арку жилого дома, бесконечно крутые туннели и известные круговые перекрестки на каждой улице. В Швеции не так давно появилась традиция стихийно устанавливать на них скульптуры собак, сделанные из подручных средств, отсюда пошло и название rondellhund (rondell — название кругового перекрестка, а hund — собака).

Жаль, что времени для поездок по городу было совсем мало и пришлось спешить на паром.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Без комментариев