Почему водитель на другого с битой пошел? Разбираем дорожный конфликт

 
494
13 февраля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Самый громкий видеоконфликт этой недели произошел на съезде с пр. Независимости на ул. Стариновскую в Минске. Водитель Chrysler в ответ на сигнал клаксона автора записи вышел из салона, достал биту и продемонстрировал ее. Несмотря на столь агрессивное поведение мужчины, Юрий Краснов все же нашел аргументы в его защиту. Вместе с нашим экспертом мы выехали на место конфликта и посмотрели на ситуацию с разных ракурсов.

— Вредный совет агрессивным водителям — возите с собой боксерские перчатки, — начал с саркастичного предложения Юрий Краснов. — Да, управлять автомобилем не так удобно, зато не придется доставать биту из багажника. Согласитесь, ведь это потеря времени! Пока вы извлекаете спортивный инвентарь, оппонент может схватить лопату или кувалду. Видели ролик, как конфликтовали двое водителей в России? Один бросался с ножом, а другой объезжал его. В конце концов первый подрезал и вынудил съехать «обидчика» в кювет, выскочил с клинком, а второй взял и оприходовал его лопатой.

Только не воспринимайте всерьез! Наш эксперт всегда выступал за миролюбивое разрешение любых споров и в принципе против предпосылок для конфликтных ситуаций: «Я никогда не думаю: о, у меня преимущество! Я смотрю, кому можно уступить на дороге, кому помочь. Если бы оба водителя исходили из этих позиций, то конфликта в принципе бы не возникло».

Однако он все же случился. Почему? Часто эксперты говорят: конфликты, равно как и ДТП, часто заложены в системе организации дорожного движения. Участок дороги, о котором идет речь, имеет примыкание. По сути, две улицы «сливаются» в одну. Движущиеся по «карману» должны уступить дорогу тем, кто съезжает с проспекта.

Вроде бы все просто. Но на самом деле перед водителями, выезжающими из «кармана», поставлена сложная задача: на коротком участке в условиях интенсивного потока успеть перестроиться из первой в третью полосу (это если нужно поворачивать на проспект Независимости в сторону центра). Вот автомобилисты и стремятся сделать это заранее, побыстрее, чтобы потом не оказаться в неудобной ситуации. Свидетельство того, что это носит массовый характер, — стертая разметка.

— Именно так, вероятно, и рассуждал водитель Chrysler Pacifica, — предполагает Юрий Краснов. — Заметьте, он выезжал из двора, спокойно стал перестраиваться, заранее включив указатель поворота. А в итоге получил клаксон в спину. То, что он затем стал реагировать, показывать что-то в окно, потом схватился за биту, было неправильным. Однако изначально посыл исходил от другого участника конфликта.

Чтобы объективно оценить обстановку, мы решили повторить путь обоих водителей. Сначала движемся по маршруту автора видео (которому, кстати, предлагали поучаствовать в редакционном эксперименте, но телефон в назначенное время был отключен). Съезжаем с проспекта Независимости и приближаемся к конфликтной точке.

— У водителя, наверное, была такая мысль: я на главной, я на главной, Я НА ГЛАВНОЙ! — рассуждает наш эксперт. — А потом он начал сигналить. Вот и все... Обращает на себя внимание, что автор видео двигался к светофору, на котором горел красный сигнал. Если ему верить, то пришлось тормозить в пол. Возникает вопрос: куда же он спешил? Стать в очередь? Неужели он не мог спрогнозировать, что перед стоящими машинами придется снижать скорость? Или стремился реализовать преимущество?

В самом деле — иногда речь идет о спекулировании преимуществом по правилам. Формально, по ПДД, автор видео полностью прав: он двигался по главной, никуда не перестраивался. Но опытный водитель в состоянии по собственной инициативе создать аварийную ситуацию, в которой будет считаться потерпевшей стороной. А потом выложить видео в интернет для всеобщего обсуждения: видите, какой негодяй?

Отдельный вопрос, мог ли автор видео вообще сигналить. Юрий Краснов напоминает: «Звуковой сигнал необходимо подавать для предотвращения ДТП. Если водитель видит, что может произойти столкновение, он может коротко просигналить. В случае когда времени мало, уместен продолжительный клаксон. В этой ситуации лично я не уверен в корректности использования звукового сигнала. Лично я бы точно не сигналил. А снизил бы скорость, чтобы пропустить Chrysler».

Теперь ситуация с другой точки зрения — водителя Chrysler. Он выезжал из двора дома, повернул направо и попытался перестроиться, считая, что съезжающие с проспекта притормозят и он никому не помешает.

— Смотрите, так делают многие, — показывает Юрий Краснов. — И какая реакция у съезжающих с проспекта? Вот женщина на Toyota RAV4 остановилась и пропускает. Спасибо ей! В чем была принципиальная ошибка водителя Chrysler? Он стал реагировать на клаксон. В таких случаях я либо ничего не делаю, либо включаю «аварийку». Этого простого движения достаточно, чтобы снять напряжение. Но у нас же многие считают, что унизятся, если начнут просить прощения, особенно если считают себя правыми.

Конечно, выходка с битой была перебором. Сейчас оценку действиям водителя дают правоохранительные органы. Еще неизвестно, чем закончится для него вся эта история. Впрочем, мужчина нашел в себе силы, чтобы связаться с автором видео, встретился с ним и попросил прощения. Что ж, достойно уважения.

— Ведь все мы граждане одной страны, семья, можно сказать! — подытоживает наш эксперт. — Но я же не расталкиваю своих родных, занявших очередь в ванную, если мне надо почистить зубы. Уверен, если бы на месте водителя Chrysler был знакомый автора видео, он бы его пропустил, в качестве приветствия еще и моргнул бы фарами. Так почему же мы по-другому ведем себя в отношении незнакомых автомобилистов?

Причины агрессии нужно искать в воспитании, образовании, настроении, стиле вождения и так далее. Когда говорят о злости и негативе на дорогах, мне вспоминается китайская мудрость: если кто-то поступил с тобой дурно, не пытайся ему отомстить: сядь на берегу реки — и вскоре ты увидишь, как мимо проплывет труп твоего обидчика.

Я это к тому, что не пытайтесь никого наказать. Некоторые люди включают режим инспектора ГАИ, начинают кого-то учить, воспитывать. Не надо! Это не ваше дело... А агрессия провоцирует еще бóльшую агрессию. Понимаю, что очень сложно оставить доброжелательное отношение к тому, кто на тебя орет, матерится. Пусть вас успокоит осознание, что этот человек не умеет жить в обществе. К нему надо относиться с состраданием, пожалеть, а не наказывать.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ