Руководитель «Яндекс.Такси»: на минском рынке мы с Uber пока не конкуренты

 
24 344
119
25 февраля 2016 в 19:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

На минском рынке такси, который оживился после старта UberX, обсуждают новость последних часов: к нам пришло «Яндекс.Такси»! Это приложение позволит сделать прозрачным процесс заказа такси, а по итогам поездки можно будет оставить оценку. Уже заявлено, что сервис будет работать со службой 135. О критериях, ухищрениях московских таксистов и принципах говорим с CEO «Яндекс.Такси» Тиграном Худавердяном.

— Почему решили выходить на рынок Минска именно сейчас? Считается, что на нем и без того высокая конкуренция… Тем более нынче кризис…

— Все просто. Наши планы на ближайшие несколько лет связаны с развитием сервиса в России и СНГ. Надо было выбрать первую страну. Минск оказался самым ближним городом из всех столиц СНГ к нашему офису. Кроме территориального расположения, еще одно преимущество — отсутствие языкового барьера. К тому же в Минске оказался хороший партнер, который был готов к выходу на онлайн-рынок такси. Все уже знают, что речь идет о компании 135.

По поводу кризиса. Это время возможностей, и мы считаем, что для такси эффект может быть обратным. Сейчас люди меньше покупают автомобили, но при этом им нужен комфорт, они не хотят мерзнуть на остановке и ждать автобуса. Поэтому выбирают такси. Этот тренд мы видим в Москве. Еще один момент связан с неудобством содержания автомобиля. Многие, кто живет в центре города, сталкиваются с парковочной проблемой и отказываются от личной машины в пользу такси.

Тигран Худавердян

— Что будет представлять собой оболочка в виде приложения? Какие ключевые «плюшки» получит пользователь?

— Существенных плюшки три. Во-первых, когда пользователь нажимает кнопку, то видит машины на карте, которые передвигаются рядом. Это создает уверенность, что все будет хорошо. Кажется, это недостаточная ценность, но на самом деле чрезвычайно важная опция. Когда привыкаешь к приложению, то уже при обращении в диспетчерскую по телефону испытываешь неудобство: как же понять, где находится машина?

Во-вторых, обратная пользовательская связь. В случае низкого рейтинга водителя могут заблокировать. Это сетевой эффект. Своим голосом вы реально улучшаете сервис, и таксисты знают, что мнение каждого клиента учитывается. На втором году проявился обратный эффект: водители стали выпрашивать оценки и это начало сильно раздражать пассажиров. Тогда мы решили эту проблему, скрыв от таксистов рейтинг. Они не знают, сколько ему звезд поставили и вообще поставили ли. А если же поступает жалоба от пассажира, что кто-то выпрашивал высокую оценку, то мы можем заблокировать такого таксиста.

В-третьих, магия безналичной оплаты. Как бы ни звучало прозаично, это реально удобно. Например, экономит время: пассажир доезжает до места и буквально выбегает из машины. Деньги автоматически списываются с карты, а также нет трений по поводу выдачи сдачи и так далее.

В Минске на этапе бета-тестирования расплатиться по карте не будет возможности. Это связано с приведением соответствия сервиса к требованиям белорусского законодательства. Нам нужно еще время. Но замечу, что сейчас в процессе разработки находится именно та часть продукта, которая отвечает за безналичную оплату.

— А потом можно будет расплатиться только по карте или наличными тоже?

— При регистрации привязка карты к приложению факультативная. Когда запустим безналичную систему оплаты, то оставим возможность расплатиться и наличными.

— Чем чреват низкий рейтинг для водителя?

— Очевидно: чем ниже рейтинг, тем меньше заказов. Это реально работает в Москве. Кстати, сейчас мы запускаем новую систему подсчета рейтинга: при понижении до определенной шкалы она автоматически заблокирует такого водителя. То же самое будет происходить в Минске. Опережая вопрос, замечу, что у нас есть специальный алгоритм, который фильтрует необъективные оценки. Например, есть так называемые пассажиры-«террористы», которые всегда ставят единичку. Бывает, водители нечестно конкурируют друг с другом и понижают рейтинг коллеги.

— Таксисты также могут выставлять оценки пассажирам. Чем это может обернуться для плохо зарекомендовавших себя клиентов?

— Это была просьба некоторых перевозчиков. У них есть возможность не обслуживать клиентов с низким рейтингом. Скажем, пассажир надебоширил или ехал пьяным. На самом деле это не массовое явление и 99,9% пассажиров не касается.

— Недавно в российских СМИ освещалась ситуация с одним из ваших таксистов, который утверждал, будто при достижении высокой оценки его рейтинг стремительно падает. Что вы можете на это сказать?

— Не слышал об этой истории, но знаю сотни других. Каждый день нам поступает 700 обращений от водителей, мы их детально рассматриваем. На самом деле рейтинг зависит не только от оценок пассажиров. При опоздании более чем на 10 минут средняя оценка автоматически занижается. Или срыв заказа: когда таксиста «переманивает» другой человек, не вызывавший машину. В будущем мы планируем сделать систему более прозрачной: водители смогут узнать, почему у них именно такой рейтинг. В целом это направлено не на угнетение, а на мотивацию работать хорошо.

— Известно, что «Яндекс.Такси» традиционно сотрудничает с таксопарками. Как вы уже сказали, в Минске будете работать со службой 135. Почему именно с ней? Будете ли расширять список партнеров?

— Служба 135 оказалась готова к технологичному партнерству. Согласились обучать водителей, использовать наше программное обеспечение. Поверьте, для службы такого масштаба это непростое действие. Что касается второй части вопроса. Модель работы нашего сервиса заключается в агрегации разных служб. Как мы считаем, разумная конкуренция позволяет достичь хороших потребительских свойств. Потому работа с множеством перевозчиков — один из наших принципов. Хотя служба 135 сама по себе представляет экосистему, которая работает с большим количеством индивидуальных предпринимателей. Мы очень редко выбираем ключевого партнера, но в данном случае этот шаг был сделан осознанно. Посмотрим, что будет дальше...

— Сколько машин будут работать на ваш сервис? Каким должно быть время подачи автомобиля?

— На сегодня это двести машин. Фактически они были подключены за последнюю неделю-полторы. В данный момент идет бурный этап обучения. Наша цель — обеспечить 5-минутную подачу в любой части города. В центре это сделать несложно, но в спальных микрорайонах — не так просто. Это решается, как я уже говорил выше, с помощью конкуренции. Мы сможем обеспечить небольшие компании заказами, а параллельно удовлетворим потребность клиентов в части быстрой подачи автомобиля.

Агрегационная модель позволяет нам увеличить виртуальный парк и тем самым уменьшить стоимость поездки. Пример. Таксист на вокзале ждет клиента около часа. В этом случае пассажир платит не только за поездку, но и за простой. Если простой уменьшить до 5 минут, то пассажир сэкономит 55 минут. Простая арифметика! Вот почему нам выгодно оптимизировать время подачи и мы готовы предоставить ниже цену.

— А расскажите про тарифы. Как они будут формироваться?

— Тариф будет идентичным с расценками службы 135. 40 тысяч рублей — это так называемое абонирование (то есть сумма минимального заказа), в которое входит три километра. Далее тариф составит 5900 рублей за километр. Потом мы надеемся увеличить утилизацию, чтобы росла дневная выручка водителей, будем понижать тарифы.

— Есть ли требования к автомобилям, которые будут выполнять заказы для «Яндекс.Такси»? Например, по оформлению.

— Основное требование — наличие лицензии и всей необходимой документации. А дополнительные требования простые: марка и год автомобиля. На «Яндекс.Такси» будут работать автомобили не старше 5 лет (если премиум-класс — не старше 7 лет) и в хорошем состоянии. Как правило, это Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio, Skoda Octavia и Rapid, Toyota Camry и др. Кроме того, всех водителей просим раз в три дня фотографировать машину с самых разных ракурсов. Таким образом контролируем чистоту авто, наличие ремней безопасности, незахламленность багажника.

— Неужели в России никто не пытался проигнорировать это требование?

— Пытались. Дело в том, что водитель в своей работе использует планшет или смартфон с программным обеспечением, которое напоминает о необходимости провести фотосъемку. Если за трое суток этого не было сделано, то приложение блокирует таксометр. Как поступали некоторые таксисты? Они фотографировали предыдущий снимок. Но у нас есть специальный алгоритм, который выявляет подобный обман.

— К слову, ваше приложение со своим таксометром будет использоваться параллельно официальному таксометру?

— Особенность работы в Беларуси — то, что расчет производится через официальный таксометр. Сейчас мы разрабатываем программное обеспечение, которое будет считывать его показания. Но навигация и так далее будет осуществляться через нашу программу. Единственное, что может считаться дополнительно, — это скидка. Эту сумму водитель будет вбивать в официальный таксометр, такая возможность, насколько я знаю, есть.

— У вас существует целая система обучения водителей. Будет ли она применяться в Беларуси?

— Это отличие от российского рынка такси — белорусский более организованный. Средний уровень подготовки водителей намного выше, и поэтому на данном этапе ограничимся дистанционным контролем (фотоконтроль состояния авто), но в будущем здесь откроется центр, где будут изучаться стандарты сервиса, особенности работы с программами. Но если говорить про знание города, то можно было бы не задумываться о специальном фильтре в виде экзамена. К тому же любой рейтинг выводит плохого водителя на чистую воду.

— В Москве у вас есть несколько Tesla. Это скорее имиджевая штука. Планируете ли что-нибудь подобное для Минска?

— Возможно, привезем одну из Tesla сюда. Сейчас один из электрокаров гостит в Санкт-Петербурге. Чтобы перевезти эту машину в Беларусь, нам нужно подготовиться законодательно. А смысл был простым — мы хотели дать возможность пользователям прокатиться на авто из будущего. Tesla — единственная машина, которая соответствует предъявляемым требованиям. Честно говоря, запаса хода в 150—200 км еле хватает, чтобы проработать в такси, особенно в жару.

— Каковы другие особенности работы в Беларуси по сравнению с Россией — в законодательстве, системе оплаты и так далее?

— Основное — работа с таксометром. Остальные отличия — в деталях. Например, в России выдается разрешение на машину, а здесь — на перевозчика. Все это не сказывается на уровне сервиса. Правда, пока у минчан нет привычки заказывать такси через приложение.

— Вы предупреждали госрегуляторов о запуске нового сервиса? Uber столкнулся с повышенным вниманием со стороны Минтранса, Мингорисполкома и других структур.

— Насколько мне известно, наши коллеги используют другие способы ведения деятельности. Мы же работаем со службой 135, в штате которой лицензированные таксисты. Здесь не должно быть проблем.

— А готовы ли к возмущению таксистов, которые и так были недовольны повышением конкуренции со стороны Uber?

— Не думаем, что вообще будет какое-то возмущение. Ведь мы не конкурируем, а сотрудничаем с таксистами. То есть даем, а не забираем.

— Какой сопутствующий сервис может получить клиент, кроме собственно перемещения в пространстве?

— Мы проводим много промоакций. Во время новогодних праздников несколькими десятками авто в Москве и Санкт-Петербурге управляли Деды Морозы и Снегурочки, получившие разрешение из Великого Устюга. Эти машины были оснащены детскими креслами. Ребенок-пассажир получал спецподарок от сервиса.

— А Снегурочки — потому что в «Яндекс.Такси» работают женщины?

— Да. Немного, но они есть.

— Планируете работать в Минске. А другие регионы рассматриваете?

— Начинаем со столицы. По мере успехов будем открывать работу и в других крупных городах Беларуси. Но конкретных планов нет. Сначала надо оптимизировать сервис здесь. Например, я уже шесть раз проехал на «Яндекс.Такси» в Минске. Мне все нравится, кроме того, что нельзя расплатиться картой. Следующий город — Гомель. Но начнем там работать не раньше осени.

— Очевидно, что вы оценивали запуск Uber на белорусском рынке. Как вам работа конкурентов?

— Мы не сконцентрированы на этом. Пару раз попробовали, чтобы понять, как это устроено. На данном этапе не сказал бы, что мы вообще конкуренты. Чтобы начать замечать друг друга, нам еще грести и грести. До этого момента мы потенциальные конкуренты.

— Вы имеете в виду, что наш рынок не достиг предела?

— Да. Рынок онлайн-заказов огромен. Есть аудитория, которая его еще не распробовала. На это нужно время. Замечено, что доступность такси расширяет рынок. Приложение и его гарантии помогают людям, которые не пользуются такси: им нужна уверенность, что машина приедет, наблюдать за ней и так далее. Такие мелочи приводят новых пользователей.

— Кто будет вашей целевой аудиторией?

— Не люблю выражение целевая аудитория, хотя почти всю жизнь занимаюсь сервисами. Нам нужны все люди! Если про то, кто станет первопроходцем — это активные пользователи со смартфонами, которые готовы пробовать, мизантропы, которым не хочется ни с кем разговаривать, молодежь. Со временем нашими клиентами, уверен, станут бабушки-дедушки, дети. Например, мой 12-летний сын каждый день в школу ездит на «Яндекс.Такси». А я узнаю об окончании поездки, получая SMS о списании денег.

— Когда полноценный старт «Яндекс.Такси» в Минске?

— Мы надеемся, что оттачивание сервиса займет от месяца до двух. Тогда сможем завершить бета-тестирование. Но главный критерий — возможность оплатить поездку банковской картой.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ