ВелоПетрович

«Куда прешь?!» Разбираем основные претензии к велосипедистам с самым «всепогодным» любителем покататься

 
17 марта 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Специалисты говорят, что уже сейчас в Минске почти полмиллиона велосипедов. Это раз в 50 больше, чем, к примеру, автомобилей служб такси в столице. Велосипедисты встречаются чаще, чем мотоциклисты, чаще даже, чем водители BMW. А претензий к ним никак не меньше. Любители покрутить педали повисли в пространстве и ПДД: их не пускают на проезжую часть, но и не рады видеть на тротуарах. Отсюда конфликты и взаимный негатив вроде бы равноправных участников дорожного движения. В чем винят велосипедистов и оправданны ли такие «наезды»? На эту тему корреспондент Onliner.by поговорил с одним из самых неординарных велолюбителей столицы.

Предисловие

Виталию скоро 46. У него полноприводная Volvo и 15 лет водительского стажа. Однако ежегодно он проезжает на велосипеде раза в два больше, чем на автомобиле. Почему?

Виталий во всепогодной амуниции. Так он ездит в снег, в дождь. В момент съемок температура воздуха составляла порядка +4 градусов Цельсия. Говорит, потеплело, зимой было прохладнее

— Когда-то я очень серьезно занимался спортом, единоборствами. Но затем травмы — пришлось, короче, завязать. Даже в тренажерный зал не могу теперь пойти, — рассказал Виталий. — А тут дочь попросила: купи мне, папа, велосипед. Купил. Пока учил ее ездить, сам пару раз прокатился. Понравилось. И на следующий год купил себе. С тех пор уже несколько лет по всем делам езжу только на велосипеде.

— А как же машина, неужели не пользуетесь?

— Только если нужно что-то перевезти. Или семью куда-то свозить. Так получается, что на велосипеде проезжаю значительно больше — за три года более 10 тысяч километров накатал.

Нужно отметить, что Виталий ездит на велосипеде постоянно. Постоянно — это летом, зимой, в дождь или в снег, не важно. Причем ездит в майке и бейсболке. Говорит, не холодно. Повторять такое мы не рекомендуем.

— Для меня нет плохой погоды. Я в любой ливень ездил, меня всяким ветром сдувало. Самое трудное — это крутить педали в снегопад. Потому что реально застреваешь. В этом году была Даниелла. На работу приехал — нормально. Затем погода испортилась, а домой ведь добираться как-то надо. Ну и поехал. Так из двенадцати километров десять я этот велосипед просто толкал перед собой. А ведь был еще Хавер. Тогда замело так, что на велосипеде можно было остановиться и стоять. Я даже не падал, так колеса увязали в сугробе.

Претензия 1: «Ездят по тротуарам, а пешеходам где ходить?»

Что говорят ПДД? Открываем гл. 20 п. 148: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов». Есть оговорка о возможности двигаться по проезжей части в случае отсутствия указанных элементов дороги, однако для Минска она, как правило, не актуальна. Говоря проще, в городе велосипедист должен двигаться по тротуару, нравится это кому-то или нет.

Разумеется, соседство не устраивает ни велосипедистов, ни пешеходов. Взять, к примеру, проспект Независимости где-нибудь возле ЦУМа в погожий летний день. Через прогуливающихся по своим делам минчан протискиваются другие минчане, крутящие по своим делам педали. Одни недовольны, думают про себя: вот же разъездились, прохода нет! А другие недоумевают: отчего все «так криво ходят и все чаще под колеса».

— У меня в таких ситуациях больше вопросов к велосипедистам, — говорит Виталий. — Очень агрессивная езда по тротуарам. Может, они так хотят порисоваться, показать себя как-то. Я если вижу пешеходов, стараюсь медленно их обогнать, причем на максимальной дистанции. Особенно если это родители с ребенком или кто-то выгуливает собаку. Хорошо быть умным и говорить, что кто-то должен идти прямо, не соваться под колеса. На практике для всех безопаснее держаться друг от друга подальше, насколько позволяет тротуар.

Как фронтовую линию, в последние годы стали наносить разметку на тротуар: по одной половине, дескать, должны ходить пешеходы, по другой — ездить велосипедисты. На практике пока сложно.

— Рисуют как? Половина для велосипедистов должна быть ближе к проезжей части. Но у нас люди еще не привыкли, ходят где хотят, ездят где придется. Велосипедист думает: ага, раз пешеход идет по моей дорожке, то я буду ехать, где мне удобно. Это в корне не верно. Да, встречаются на пути пешеходы, да, приходится тормозить — никуда от этого не деться, нужно проявить терпение. Кто-то должен начать соблюдать правила, тогда будет результат.

Претензия 2: «Летают, будто это велогонка!»

Со школы мы знаем, что средняя скорость пешехода — что-то около 5 км/ч. Велосипед едет быстрее. Значительно быстрее. И дело не в физических кондициях «катальца». Даже подросток запросто разгонится до 20 км/ч и этой скорости не заметит. А она, представьте, в четыре раза выше общепринятой средней скорости на тротуаре.

На нашем форуме даже открыты отдельные ветки, где люди высказывают недовольство такими «велогонщиками». Зачастую справедливо.

— Велосипед, так же как и автомобиль, мгновенно не остановишь. Тот, кто ездит за рулем, это понимает лучше других. Кроме скорости реакции есть еще тормозной путь. И если рядом идут пешеходы, то разгоняться очень опасно. Моя средняя скорость по городу, как правило, чуть выше 20 км/ч. Хотя даже на этом велосипеде я разгонялся и до 50 км/ч, там, где это было безопасно. Нужно просто понимать, в какой ситуации и с какой скоростью можно передвигаться.

Практика показывает, что в Минске разгоняться-то особо негде. Даже на магистральной велодорожке можно встретиться с неожиданным препятствием, которое вынудит резко тормозить. Однако на сегодняшний день это та реальность, с которой приходится мириться.

Претензия 3: «На переходах нужно спешиваться! Для кого правила написаны?!»

Эта претензия чаще всего исходит от водителей. Автомобилисты поставлены в наиболее жесткие рамки среди всех участников дорожного движения: им очень многого хочется и очень многого нельзя, за ними установлен наиболее серьезный контроль, поэтому они ревностно относятся к нарушениям со стороны других. И уж пересечение пешеходных переходов — просто краеугольный камень.

Выдержка из ПДД, гл. 20, п. 151: «При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой»

В чем, собственно, дело? Скорость людей на переходе — те же средние 5 км/ч. Это дает водителям возможность увидеть приближающегося к проезжей части человека заранее, притормозить, уступить ему дорогу. Велосипедист, который едет даже 20 км/ч, приближается в четыре раза быстрее, порой вынуждая автомобилиста проявлять чудеса реакции. Причем тот, на двух колесах, проскочил и уехал, а водитель сидит почти седой, ведь отвечать, случись что, пришлось бы в первую очередь ему. Кто сам водит машину, понимает это лучше и на велосипеде наверняка спешивается перед «зеброй».

— Я очень много езжу и могу сказать со всей ответственностью: практически все переезжают, никто не слезает на переходах. Это пренебрежение своей же безопасностью. Тем более речь о требованиях, указанных в ПДД. Если ждешь, что их будут соблюдать другие, то нужно ведь и самому придерживаться. К тому же на некоторых переходах (там, где это возможно) наносят специальную разметку, которая дает право не спешиваться. В этом случае вопросов нет.

Претензия 4: «Нечего велосипедисту делать на проезжей части»

Еще одно очень распространенное замечание. Велосипедист выезжает на проезжую часть, будто тротуара ему мало. Водителям, разумеется, это не по душе. Ведь такие любители покататься с ветерком зачастую не знают и не соблюдают даже простейшие пункты ПДД.

— И как водитель, и как велосипедист могу сказать: нечего таким участникам дорожного движения делать на проезжей части. Это очень опасно. Особенно в Минске, где высокая плотность трафика. Обстановка меняется куда быстрее, скорость велосипедиста меньше скорости автомобиля, к тому же он практически никак не защищен, — уверен Виталий.

Сам он однажды тоже выезжал на проезжую часть, но в той ситуации иного выхода не было.

— Как-то по пути из Малиновки в Сухарево встретился участок дороги, где нельзя было проехать кроме как по проезжей части. И пришлось так двигаться метров, наверное, триста. Не понравилось. И, как правило, по таким дорогам я не езжу. Только по тротуарам, велодорожкам.

Поговаривают о варианте с выделением на проезжей части отдельной полосы для движения велосипедистов. Ссылаются на опыт других стран, той же Великобритании. Высказывают немало убедительных доводов. Но на данном этапе важно то, что написано в ПДД. А они в большинстве случае запрещают велосипедистам появляться на проезжей части. Это значит, что водители не ожидают их там увидеть, не рассчитывают на это, что создает еще большую опасность.

Претензия 5: «Пусть в шлемах катаются. Как и мотоциклисты»

К средствам защиты на велосипеде можно относиться по-разному. С одной стороны, обязательного требования по использованию велоэкипировки, в том числе шлемов, в Беларуси нет. С другой — велошлемы доказали свою эффективность и в случае падения смогут защитить голову велосипедиста.

— Я шлемом не пользуюсь. Поскольку по дорогам не езжу, наверное, это не так актуально. В случае инцидента с пешеходом тот пострадает, вероятно, даже сильнее. Так что же теперь, всем пешеходам шлемы носить? А тем велосипедистам, кто ездит по дорогам, — им да, шлем нужно надевать обязательно.

Отметим, что в этом мнение многих опытных велосипедистов с точкой зрения Виталия кардинально расходится. При падении с велосипеда страдают, как правило, конечности и голова. Даже в Минске уже были случаи, когда, упав и ударившись головой об асфальт, человек получал очень серьезную травму. В этом свете шлем выглядит как самая простая и недорогая подстраховка.

Вместо шлема у Виталия бейсболка. Вряд ли она существенно поможет при падении, но козырек спасает в дождь — вода не так заливает очки.

— Из амуниции у меня перчатки, очки. Это обязательно. Особенно летом, когда в глаза может попасть мошкара. Каждый знает, каково это: болевой шок, дискомфорт, глаза непроизвольно закрываются — сразу ведь эту мошку не достанешь. И велосипедист отвлекается от управления. Кажется, всего одна секунда — а произойти может все что угодно. Не обязательно использовать очень дорогие очки, главное, чтобы в них было удобно.

Претензия 6: «Наушники наденет и прется как так и надо!»

— Честно признаюсь, я сам какое-то время назад ездил в наушниках. Музыка, все здорово. Но объективно говоря, это небезопасно, ведь не слышишь, что происходит вокруг. Велосипедиста кто-то может окликнуть, или, скажем, водитель посигналит, предупреждая об опасности. А человек ничего не услышит, никак не отреагирует. Поэтому теперь у меня к такому негативное отношение.

Ко всему прочему снижается концентрация, рассеивается внимание, велосипедист отвлекается на музыку и хуже оценивает окружающую обстановку. Все это может привести к серьезным проблемам.

Вместе с тем все чаще встречаются велосипедисты с портативной колонкой где-нибудь в рюкзаке за спиной. Это, без сомнения, можно назвать определенным компромиссом, хотя не исключено, что кто-то и в этом случае предъявит претензию — мол, ездят, музыкой громыхают.

Претензия 7: «Понаставят своих велосипедов где попало, а потом жалуются — украли, люди добрые!»

Темы велосипедного воровства мы уже касались в наших репортажах. Пришли к выводу, что угнать велосипед в городе нетрудно. Большинство замков сможет перекусить даже дилетант в этом деле, а люди, как показал эксперимент, не бросятся звать милицию. Провоцируют ли на такое воровство сами велосипедисты, оставляя свой транспорт без присмотра? И может ли что-то уберечь надежнее металлического тросика?

— Воровство — это проблема, я о ней наслышан, хотя лично у меня ничего не крали. Велозамок самый обыкновенный, трос. Это скорее от шпаны, да и так, для собственного спокойствия. От профессионального угонщика действительно не спасет ни один замок, — уверен Виталий.

Сам он использует другой, неординарный способ защитить свое имущество. Кроме того что с велосипеда забирается всякая мелочь — фары, велокомпьютер и т. д., Виталий еще снимает седло с подседельным штырем и хомутом.

— Во-первых, на хорошем велосипеде седло может стоить хороших денег и само по себе стать мишенью вора. А во-вторых, без седла велосипед, как мне кажется, сложнее украсть и вряд ли на него кто-то позарится. По крайней мере, ехать воришке будет не так удобно, да и подозрительно он будет выглядеть со стороны.

Кстати, такой метод широко применяется среди владельцев дорогих велосипедов. Снимают, к примеру, переднее колесо — достаточно раскрутить один эксцентрик и оно легко отсоединяется. Колесо уносят с собой, а велосипед остается на улице разукомплектованным.

Послесловие

Удивительно, но велосипедист Виталий не стал жаловаться нам на неразвитую инфраструктуру города, проблемы велосообщества, высокие бордюры или других участников дорожного движения. Говорит, прогресс чувствуется, на остальное же требуется больше времени. А любые конфликты, в том числе дорожные, можно и нужно улаживать.

 

 

 

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by