От ржавого УАЗа до уникальной амфибии Argo. На чем ездят охотники?

 
24 марта 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков, Павел Лебедев
Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

«Скоро на гуся», — поставили нас в известность джиперы. Сезон весенней охоты во многих регионах открылся на этой неделе. Жены предупреждены, ружья почищены, гусь остается в неведении. Для охотников настала пора подготовить к бездорожью и свои автомобили. Как нам удалось выяснить, машины добытчиков дичи немало отличаются от привычных городских «тачек»: и заводскими доработками, и самодельными. В перерывах между охотничьими байками мы узнали, в чем именно заключаются эти отличия.

 

Александр ездит на Lada 4×4

— Как была эта машина еще с давнишних времен, так и осталась. На что дали денег хозяйству. Мы ее для поездок по лесу используем, для охраны и защиты от браконьеров. Официально в стране зарегистрировано 110 тысяч охотников. Неофициальных тоже хватает. Вот на таких «Ладах» их и гоняем. У них рамные внедорожники, у нас русский малый джип с несущим кузовом. Коллеги ездят на UAZ Patriot.

При объеме двигателя 1,7 литра Lada 4×4 выдает около 80 л. с. Для болот и лесного хозяйства сгодится: пониженная передача работает, гидроусилитель функционирует. Но — не могу не сказать – комфорт просто на нуле. А он нужен, надоело уже трястись, мерзнуть зимой и жариться летом.

Михаил выезжает на охоту и рыбалку на Toyota 4Runner

— Однажды попал на выставку, посвященную рыболовству и охоте. Там выставляли «мечту» многих любителей выехать на природу — пикап Toyota Hilux. Я обошел его со всех сторон, стал интересоваться у дилера. Меня спросили, какой автомобиль я хочу поменять на Hilux? 4Runner, говорю. Сотрудник павильона немного опешил: «Даже не думайте менять. У вас лучшая модель для бездорожья». Не знаю, какие показатели у Hilux, но 4Runner при объеме двигателя в 4 литра выжимает 280 л. с. (на самом деле 273. — Прим. Onliner.by). Для поездок по бездорожью то что надо. Таких машин в Беларуси не больше сотни.

Где-то слышал, что 4Runner — любимый транспорт вооруженных людей из Азии. Заднее стекло опускается, и автомобиль превращается в пулеметный расчет. Объем багажника позволяет. Здесь он просто огромный. Когда еду за карпом, удочки кладу внутрь не складывая. С собой беру столько всего, что и не перечислить: раскладушку-кровать (1,2 метра на метр), кресло, стол, палатку, спальники, мешки прикорма и снасти с принадлежностями. Забиваю машину доверху. Остаются места только для меня и жены. Не представляю себе другой легковой автомобиль, в который бы все это влезло. Модель покупал еще до повышения таможенных ставок — в США, в салоне дилера. Друг, который живет в Америке, приобрел, погрузил в контейнер и отправил в наши края. Помню, обошлась мне в $40 тысяч. Сейчас за нее просят около 70 тысяч. Владельцы маленьких машин судачат о громадных цифрах расхода топлива у внедорожников. За других не скажу, а у меня 4Runner «съедает» 10 литров на сотню, если еду не больше 100 км/ч.

Полный подключаемый привод, «понижайка», противозаносная, антипробуксовочная системы, помощь при спуске с горы, функция подтормаживания каждого колеса по отдельности — все это сочетается с удобством. Ни разу не застревал в лесу так, чтобы пришлось вызывать эвакуатор или трактор. Разок был случай ранней весной. Заметил небольшой ручеек, решил проскочить. А ручеек этот, как оказалось, неслабо уходил в глубину. Остановился, вздохнул, включил понижающую передачу и потихоньку задним ходом выбрался. Мощности хватило, чтобы выехать по влажной рыхлой почве под наклоном почти в 45 градусов.

 

Александр ездит «на гуся» на Skoda Octavia

— В основном езжу на ней по городу, но по выходным отправляюсь в леса, на охоту. Признаться, на внедорожник с высоким клиренсом и повышенной проходимостью просто нет денег. Но поохотиться люблю. Отсутствие подготовленной машины не останавливает перед любимым хобби. За сезон одного-двух гусей добываю. В автомобиле для охоты ничего особенного не приспосабливал. Я из тех, кого зовут «гусятниками», охочусь только на дикую птицу. Положил тушку в мешок, закинул в багажник — в этой модели он огромный — и поехал. В бардачке всегда лежит разрешение на гладкоствольное ружье. Не раз останавливали сотрудники ГАИ и, видя оружие, требовали специальный документ, досматривали машину. Но эта специфика отношений с инспекторами, думаю, знакома всем охотникам.

Из-за относительно низкой посадки автомобиля бывали проблемы: застревал в колее в болотистой местности. Но все решалось очень быстро. Один звонок друзьям — и меня уже вытягивает пикап. Подвеска в моей Octavia крепкая, на бездорожье быстро не убивается. В последний раз что-то менял два года назад. Но я и не гоняю по ухабам.

 

Николай охотится на дичь на Mitsubishi Pajero

— На моей машине 1984 г. в. установлен дизельный мотор объемом 2,3 литра. Несмотря не предубеждения, он неплохо вытягивает автомобиль на сложных участках. К тому же, насколько я заметил, зверь не боится звука его работы, а бензиновых двигателей страшится. Кто живет за городом, знает, что дикие животные спокойно проходят мимо тракторов.

Осенью хожу на лося, в прошлом сезоне добыл двух. Вот на этой «старушке» и завез туши. Правда, не без приключений. Залез в лужу, через которую до меня как будто танки ездили. Думал, проеду сбоку от колеи. Но автомобиль так накренило, что он чуть не перевернулся. А нужно было побыстрее проехать: собаки уже гнали зверя, я должен был опередить его, выехать наперерез. В итоге кое-как выехал, оставив на дне той лужи левое крыло. Оказалось, там, под водой, рос пень, пустил корни. Но скажу, что меня ни разу не вытаскивали, всегда, из любой беды, выбирался своим ходом. В откровенную грязь я не еду, мне проще по кустам проложить путь. За кузов не переживаю.

Свой Pajero я немного дорабатывал, чтобы он был удобнее во время охоты. Оборудовал дополнительный свет, вместо задней подвески поставил рессоры от «Волги», только слегка их укоротил. Установил «жалюзи» на радиатор. Когда заезжаю в воду, закрываю их из салона с помощью самодельного рычажка. В салоне вожу корм на рыбалку, собак для загона. Потому задний ряд сидений почти всегда застелен брезентом.

 

Сергей загонял кабанов на УАЗе

— Никогда не забуду, как машина меня выручила. Это была моя первая охота. Поставили меня последним номером, на дальнюю позицию. Коллеги думали, паренек и не стрельнет ни разу, зато почувствует. Вперед пустили собак, они погнали кабанов. (Это сейчас, после свиного гриппа, на них запретили охотиться, раньше было повеселее.) Я быстренько заехал на УАЗе на свою точку. Только вышел из машины, зарядил ружье, смотрю — бегут прямо на меня. Целое стадо кабанов. Первой летит самка, ее пропускаю, второго кабана тоже. По третьему — из ружья. Остальные разбегаются. Вокруг стоит собачий лай, кабаний визг. А у меня патроны заканчиваются. Тут остальные охотники набежали. Говорят, ну, парень, почувствовал дух мероприятия на все сто. С тех пор меня с УАЗом отправляют на разведку.

На этой машине стоит блокировка от БТР, автомобиль, так сказать, боевой. Прямо на передних колесах предусмотрены переключатели — хабы. Заезжаю в лес, прокручиваю их, а когда оказываюсь на бездорожье, из салона подключаю передний мост. Мотор не такой мощный, как у Land Rover, но гребет отлично.

Доработок никаких не делал, только крепления под ружья смастерил на задней полке. А багажник застелен «элитным» линолеумом: туда везем еду, обратно дичь. Забавно, что по документам у кузова этого УАЗа нет номера. Он полностью проржавел. Сейчас я готовлю более свежую замену. Просто поменяю их местами.

 

Павел отправляется за дичью на Mitsubishi L200

— Мне досталась «арабка», даже на боковых зеркалах виднеется арабская вязь. Это дизельный пикап с 2,5-литровым мотором. Помимо охоты использую его на соревнованиях по ралли. Но покупал его именно для хобби — добычи дичи. Я любил ходить на кабанов. Даже установил пластиковую литую форму для багажного отделения — чтобы кровь добытого животного не затекала в кузов. Сейчас, после того как их отстреливали «в яму» из-за гриппа, мне стало грустновато. Развлекаюсь автоспортом.

На L200 я проезжал непроходимые места, поднимался и спускался с горок под немыслимыми углами. Помогают в этом «понижайка», блокировка переднего и заднего дифференциала плюс крепкая подвеска. Не буксует, какой бы неровной поверхность ни была. В лесу не теряюсь благодаря навигационной системе.

Пикап не раз выручал меня в экстремальных условиях. Во время весенней распутицы даже полноприводной автомобиль застрянет в поле. В протекторы шин забивается грязь, опора теряется, и колесам не за что цепляться. С этим Mitsubishi такого не происходит. Нередко товарищи звонят мне с просьбой помочь выбраться. Недавно знакомый джипер возвращался с охоты и съехал с насыпи, построенной когда-то для спецмашин, вывозивших торф. В итоге его машина утонула по самые фары в болоте. Когда крюк c тросом не спас, обратился именно ко мне. С помощью динамостропы мой L200 его вытащил.

Для «гражданских» целей такой автомобиль использовать бесполезно: расход доходит до 30 литров на сотню. После установки широких колес и корректировки впрыска мне удалось снизить показатель до 10 литров. Весьма неплохо для столь тяжелой машины со 180-сильным мотором.

 

Сергей ездит и плавает на амфибии Argo

— Это уникальная для Беларуси машина. Если у кого-то кроме меня она есть, покажите мне этого человека, я пожму ему руку. Работает Argo на бензиновом двухцилиндровом двигателе в 628 кубов. У автомобиля восемь колес, гребут все, а разворот осуществляется на месте. Управление тут как в танке — с помощью рычагов. На правом предусмотрена рукоятка «газа», поворачивать нужно потянув рычаг на себя.

Сейчас на корме установлен кофр, но он снимается и уступает место лодочному мотору. Argo способен плыть и самостоятельно — со скоростью 5 км/ч. Медленно: пока доплывешь до нужного места, можно выпить все запасы. На воде выдерживает до четырех человек, на суше — до шести. Сама по себе машина легкая – не больше 600 кг. Корпус сделан из полиэтилена: не тонет, не ржавеет, не гниет.

Эти амфибии стоят на вооружении в американской армии. Некоторые экземпляры продаются через аукционы. Победителем одного из них я и стал. По документам считается, что это мотовездеход, по дорогам общего пользования ездить запрещено. Но через наши болота идет отлично. Бывает, лодка не проедет из-за тины и зарослей, а Argo своими колесами крутит и потихоньку довозит. У нас есть излюбленный островок, куда «плаваем на гуся», так туда можно попасть только на моей машине.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков, Павел Лебедев