Их антиавтомобильные нравы: возвышение пешехода, запрет внедорожников, спецномера

 
25 марта 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Для белорусских водителей главные ограничения — это таможенные пошлины, стоимость бензина и госпошлина за пользование дорогами. Но если вы расскажете про наши «страшилки» европейцам, то те, вероятно, рассмеются вам в лицо. Потому что во Франции или Великобритании ограничений гораздо больше. Там автомобилисты столкнулись с невозможностью поставить на учет внедорожник, высокой стоимостью бензина и страховки, экологическими сборами, закрытием уличных парковок и так далее. Наиболее распространенные антиавтомобильные меры за рубежом вспоминаем в сегодняшней публикации.

Платный въезд в центр города

Самый яркий пример в этом плане — Лондон, откуда недавно корреспонденты Onliner.by делали подробный репортаж. Там въезд в центр города в будние дни (с 7 до 18 часов) стоит от 10,5 до 14 фунтов! Вы можете представить, чтобы за право проехать один раз, скажем, по ул. Немиге пришлось бы раскошелиться на 300 тысяч рублей и больше? За соблюдением правила следят вездесущие камеры. Иногда в Лондоне может сложиться впечатление, что все кругом ездят на электрокарах (они освобождены от сбора). Руководство города и не скрывало, что это была антиавтомобильная мера. Трафик, по разным оценкам, снизился на 30—40%. А полученные средства направили на развитие общественного транспорта.

Лондон. Обратите внимание на синий знак

Возвышение пешеходов над водителями

Возвышение пешеходов тоже воспринимается как антиавтомобильная мера. Но в Западной и Северной Европе это бесповоротная тенденция: интересы человека ставятся выше интересов машины. В Лондоне люди практически не обращают внимания на сигналы светофоров. И водители не сигналят, притормаживают, уважительно пропускают даже в том случае, если пешеходы нарушают. В Осло законодательно дано право пересекать проезжую часть на красный свет (при этом, правда, пешеход берет на себя ответственность за негативные последствия). В Париже полицейский при виде нескольких «нарушителей» останавливает поток, чтобы люди спокойно завершили маневр. При этом на скоростных магистралях находятся только автомобили, обычному человеку там делать просто нечего.

Осло

Обозначение автомобилей пьяных водителей с помощью спецномеров

Интересное решение предлагали реализовать в некоторых графствах Ирландии. Автовладельцы, попавшиеся пьяными за рулем, должны были ездить со спецномерами яркого цвета. Это должно было выглядеть как позорное клеймо и обращать внимание окружающих. При малейшем подозрении любой мог бы сообщить о потенциальном нарушителе в полицию, да и сами сотрудники правоохранительных органов в первую очередь обращали бы внимание на таких водителей. Однако владельцы пабов и жители отдаленных деревень и хуторов, утверждавшие, что это приведет к росту числа самоубийств, выступили категорически против таких мер, и законопроект отклонили. Между тем подобное решение было реализовано в советское время в Эстонии. Аналогичные меры предлагали принять в Беларуси, однако вместо этого ввели конфискацию автомобиля за повторное в течение года нетрезвое вождение.

Прекращение регистрации больших внедорожников

На такие меры пошли в Париже, где решили не регистрировать большие внедорожники. Отметим, что запрет не коснулся кроссоверов вроде BMW X5 или Audi Q5. Речь идет скорее об огромных автомобилях, которые практически вошли в сегмент грузовиков. Но это не значит, что Toyota Tundra вы не увидите вблизи Эйфелевой башни. Французы тоже идут на ухищрения — ставят на учет машины в других регионах и так далее. К тому же есть часть внедорожников, зарегистрированных ранее. Однако посыл мэрии горожанам ясен. Знакомая белоруска, которая живет в пригороде Парижа, рассказывает: «Большой джип для столицы Франции это нонсенс. Все равно как увидеть комбайн на пр. Независимости в Минске. Зачем такая машина на городских улицах? Французам это сложно понять».

Париж. Такой Range Rover в столице Франции уже не зарегистрируешь

Четные — сегодня, нечетные — завтра

Пока это непостоянное правило, которое может вводиться при ухудшении экологической обстановки. Если загрязнение воздуха достигает высокого значения, то власти ограничивают передвижение автомобилей. Принцип простой: сегодня на дороги могут выехать машины с четными номерными знаками, завтра — с нечетными. В частности, такие меры принимались в Пекине и Париже. Это также рассматривается как одна из мер по деавтомобилизации на регулярной основе.

За «грязные» машины будь готов платить

Самые распространенные меры по ограничению использования «грязных» автомобилей — экологические. Это может быть ежегодный налог с владельца, акцизы при покупке машины. Плату также включают в стоимость топлива, страховки и пр. Форма взимания денег в данном случае значения не имеет. Главное: чем больше загрязняет воздух автомобиль, тем больше должен платить его собственник. Вроде бы никто не запрещает полноприводные 5-литровые внедорожники, езди на здоровье, просто будь готов раскошелиться за то, что кто-то вынужден дышать выхлопными газами. Неудивительно, что в Европе так распространены небольшие хетчбэки с маленькими объемами двигателей. Автопроизводители вынуждены учитывать «экологию», и потому там популярны турбодвигатели, гибриды и так далее.

Полосы — не для легковушек

У нас принято считать, что дорога — это пространство исключительно для автомобилей. Никаких велосипедов автовладельцы пускать на проезжую часть не собираются. А в Южной Корее, наоборот, в некоторые ряды нельзя заезжать именно легковым машинам. В частности, в крайнюю левую полосу, отделенную синей разметкой. Это пространство исключительно для автобусов и микроавтобусов, даже кортежи политиков — вне закона в данном ряду.

Сеул

Кстати, в Европе такие меры тоже распространены повсеместно. Даже в соседней Литве действуют подобные правила. В Вильнюсе по специальным полосам ездят только автобусы, троллейбусы, такси, электромобили и автомобили, в которых находятся четыре и более пассажиров.

Сокращение числа парковочных мест

Для белоруса звучит кощунственно, но в Европе давно решили не увеличивать число парковочных мест, а… сокращать. Эксперты выяснили, что стоянки провоцируют транспортный спрос, не решая ключевую проблему. Так зачем занимать ценную городскую площадь? Постепенно там решили вытеснять машины, «отбирая» у водителей стоянки. Парковки оставляют только там, где это действительно нужно. Кроме того, вводится плата (коэффициент в зависимости от ценности площади может разниться). Поэтому где-нибудь в Мюнхене можно увидеть бизнес-центр всего с десятком парковочных мест. Но при этом неподалеку будет находиться подземный многоуровневый паркинг (разумеется, платный).

Берлин
Каунас, закрытая уличная парковка в центре
Тулуза

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by