«Водителю Honda не стоит подходить к слонам в контактном зоопарке». Разбор аварии на Богдановича

 
26 марта 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев
Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев

Логику! Именно ее мы искали на месте столкновения Honda Civic и ГАЗ-66 на ул. Богдановича в Минске. Вместе с Юрием Красновым пытались понять мотивы водителя легкового автомобиля и найти объяснение поведению шофера грузовика. Традиционный разбор аварии проводим с нашим постоянным экспертом. Его вывод был неожиданным: «Водителю Honda не стоит подходить к слонам в контактном зоопарке!»

— Я «камбэкнулся» и нахожусь на месте столкновения ГАЗ-66 и Honda Civic, — объявляет наш эксперт Юрий Краснов. — За меня уже написали, и я только повторюсь: «Ну зачем?» Все, с кем обсуждал это происшествие, спрашивают, ну зачем водитель легковушки полез в этот узкий коридор? У меня аналогичный вопрос. Так что давайте разбираться!

Напомним, рассматриваемое ДТП случилось в понедельник. Honda двигалась по ул. Богдановича (со стороны пл. Бангалор в направлении ул. Некрасова), со встречного направления разворачивался ГАЗ-66 (в народе грузовик еще в советские времена прозвали «шишигой» или «шишариком»), и в крайней правой полосе произошло столкновение. Легковушка оказалась прижата к бордюру. Никто не пострадал, обошлось повреждениями автомобиля. Вроде бы все ясно. Но через день появилась видеозапись самого ДТП, и это в корне изменило отношение к случившемуся.

Авария произошла в час пик аккурат на перегоне между двумя оживленными узлами. По три полосы в каждую сторону, разрыв для разворота, обзор не ограничен. Типичная минская магистраль — на первый взгляд, без каких-то особенностей.

— Водитель легковушки мог видеть грузовик с самого начала ролика. Смотрите, передняя машина тормозит, а Civic уходит правее, включив, кстати, указатель поворота. Шофер ГАЗа отъезжает, и вот он его бьет, — наш эксперт анализирует действия водителя Honda. — Теперь давайте посчитаем, сколько времени прошло с момента появления Honda в кадре до столкновения. Раз, два, три… Всего около девяти секунд! Это очень много в условиях дорожного движения… Водитель наверняка видел, что грузовик выехал поперек дороги. Что передние начинают тормозить. Что ГАЗ сдает назад. Но парень за рулем легковушки решил уйти вправо и проскочить. Не вышло…

По видео создалось впечатление, что молодой человек, управлявший Honda, действовал не так уж рискованно. Словно он просчитал момент и пытался попасть во временной промежуток между включением первой и задней передачи шофером «шишиги». Однако последний оказался проворнее, чем думал водитель Civic.

— Я тоже был молодым и горячим и стремился попасть в «пробел» между автомобилями. Это нормальное состояние для тех, кто хочет ехать быстрее всех, — усмехается Юрий Краснов. — Но опытные автомобилисты знают, что эту ситуацию легко можно было предупредить: для этого достаточно было снизить скорость, дать человеку развернуться. И все так сделали. Но водитель Honda, наверное, подумал: мол, пока он остановится, включит переднюю передачу, я успею. Слушайте, ну вот он сам же когда-нибудь окажется в точно такой же ситуации! На месте молодого человека я бы не подходил к вольеру со слонами в контактном зоопарке.

С логикой одного участника происшествия все понятно. А вот как оказался в разрыве разделительной полосы ГАЗ, который, как писали у нас на форуме, принадлежит связистам?

Варианта два. Первый. Он выезжал со стоянки магазина Preston Market (или из тех краев). Второй. Водитель промахнулся мимо нужного поворота и решил развернуться (с любого из трех направлений перекрестка Богдановича — Некрасова, откуда мог теоретически ехать грузовик, разрешены повороты налево).

— На самом деле существенного значения это не имеет. По какой-то причине он разворачивался и имел право это сделать по ПДД, — заключает эксперт. — Я на другое хочу обратить внимание — на особенности конструкции ГАЗ-66 и управления им. Даже специально сфотографировал такой же автомобиль. Думаю, если любому водителю легковушки дать поездить на таком «шишарике» хотя бы один день, он бы очень зауважал шоферов грузовиков, автобусов и другой подобной техники. В таком ГАЗе рычаг КПП находится где-то сзади. Чтобы включить заднюю передачу, водителю нужно производить манипуляции с кулисой чуть ли не за собственным сиденьем. Вопрос, был ли гидроусилитель руля, потому что в таких грузовиках он установлен не везде. А еще боковые зеркала у «шишарика» меньше, чем у некоторых легковушек.

Исходя из этого, Юрий Краснов делает вывод: водитель ГАЗа просто-напросто не видел Honda. Не потому что зазевался, а из-за особенностей конструкции автомобиля.

— По видео непонятно, но обычно в таких машинах водитель едет не один, — продолжает эксперт. — В этом случае пассажир мог бы помочь напарнику. Дело в том, что шофер находится в крайне неудобном положении, плюс еще кунг ограничивает обзор и маленькие зеркала… Все это сыграло роль. Когда я еще работал в ГАИ, обращал внимание на объяснения водителей грузовиков. Допустим, им надо было повернуть направо. Чтобы вписаться, они выполняли маневр со второго ряда. Так вот виновник ДТП говорил: «Я смотрел, смотрел… Никого не было. Стал поворачивать — почувствовал удар». Маленькие и шустрые легковушки так быстро перестраиваются, что даже опытные шоферы не успевают среагировать.

К слову, разворот — это даже более сложный маневр, чем поворот налево. Так может водителю ГАЗа нужно было доехать до пл. Бангалор? На это указывали пользователи форума. Но наш эксперт не согласен. По его мнению, такая же ситуация могла возникнуть и на круговом перекрестке.

Тут уместнее говорить о нюансах выполнения разворота. Юрий Краснов соглашается с читателями, которые замечали: водитель ГАЗа мог бы начать разворачиваться из средней полосы, чтобы выполнить маневр с одной попытки (это разрешено сделать по ПДД, но нужно пропустить все попутные машины).

— Почему же поспешил? Может, на водителя ГАЗа что-то давило? Допустим, присутствие автомобилей сзади, которым он мог мешать? — спрашиваем.

— Не думаю, — эксперт оценивает ситуацию за рулем, повторяя путь грузовика. — ГАЗ-66 заметная машина, ее видно издалека. Хотя водитель стоял практически перпендикулярно дороге. То ли руль не успел закрутить, то ли начал маневр во время движения. Ну случилось так… Это же не повод его бить!

А потом уже шофер «шишарика» оказался в стесненных условиях и старался побыстрее освободить дорогу. Заднюю передачу, как мы выяснили, включал долго, а первую нашел быстрее. Бац! Есть контакт…

Главный вывод эксперта такой: если бы шоферу несчастного «шишарика» кто-нибудь помог, аварии бы не произошло…

— Если видим на дороге, едет кто-нибудь на нас — или «Волга», или Honda, ну а может даже ГАЗ, — Юрий Краснов по традиции завершает разбор рифмованными строчками собственного сочинения. — Не успел он развернуться, не вписался в разворот — должен весь остановиться и помочь ему народ…

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by