Нормандия: старые вечные дороги, фантастическое умение парковаться и привычка ехать только справа

 
37 541
17 апреля 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский

Минчанин Александр хотел с семьей встретить Рождество в Европе. Изначально планировали поехать в Хорватию, но друг переубедил: стоит отправляться туда, где отдыхают сами европейцы. Оказалось, они выбирают Нормандию: маленькие красивые городки, особое обаяние старой Европы. Ну а Меккой новогоднего отдыха у них считаются французские коммуны Довиль и Трувиль — в двух часах езды от Парижа. Туда семья из пяти человек отправилась на Volkswagen Passat B7 и примерно спустя сутки прибыла на место. Ощущения Александра от поездки оказались лишенными восторга: французские дороги не сильно отличаются от наших, а в маленьких городах совсем негде развернуться автомобильной жизни. С другой стороны, это и неплохо.

Пока двигались по Германии, трасса была прекрасной, никаких нареканий. По Бельгии ехали ночью — поразило, что все дороги на нашем пути были отлично подсвечены. А вот во Франции картина сменилась. Мы знали, что большинство автобанов платные, поэтому специально избегали их. Мы могли проехать по трассам А2 (заплатив около 4 евро) и частично по А29 (примерно в пять раз дороже). Стоимость там всегда высвечивается на табло при въезде на платный участок. Можно рассчитаться наличными, кредитной картой или через системы удаленной оплаты. Есть специальные сайты для расчета стоимости поездки. Но мы решили сэкономить и проложили маршрут по национальным дорогам. И не зря. Скоростной режим отличается не сильно: разрешено максимум 130 км/ч для автобана и 110 км/ч  для простых дорог. С 2011 года знаки, предупреждающие о камерах контроля скорости, в стране больше не используются. Ранее знаки размещались на расстоянии одного-двух километров до радара. В основном на дорогах предусмотрено по две полосы в одну сторону.

Самое интересное на второстепенных трассах — это виды. Если нужно быстро и с комфортом — добро пожаловать на автобан. Если хотите красиво, тогда на национальные. Но нужно учитывать, что они проходят через населенные пункты, где придется сбрасывать скорость до 50, а порой и 30 км/ч.

Есть отрицательные стороны путешествия по такому «второстепенному» маршруту. Это касается в первую очередь сервиса. Заправки, кафе, СТО встречаются не так часто, как на платных трассах. Те, что есть, совсем несовременные, даже в нашей стране остановки с WC выглядят посвежее. Но это компенсируется панорамами, которые можно снимать прямо из окна автомобиля. Каким бы ни был путь, мы увидели все красивейшие мосты и тоннели. Путешественникам стоит учитывать, что за проезд по многим из них взимается плата. В среднем 6 евро за преодоление тоннеля (для Ла-Манша отдельные расценки), 5,5 евро — чтобы проехать по мосту «Нормандия».

30 декабря дороги были пустыми, мы двигались в разряженном трафике. Когда догоняли едущую впереди машину, незнакомый водитель всегда уходил в сторону, перестраивался вправо, пропуская нас. Как я понял, это национальная водительская привычка. Не нужно моргать дальним светом, предпринимать других действий. Люди, если видят, что кто-то «на хвосте», предпочитают пропускать. Стоит ли говорить, что исключены привычные нам подрезания, резкие обгоны и перестроения. У нас из трех полос большинство выбирает среднюю, особенно когда нужно ехать далеко и прямо. Во Франции в основном загружен первый правый ряд.

Мы ожидали увидеть жесткий контроль на дорогах после терактов и наплыва беженцев. Номера с отметкой «BY» привлекали внимание местных, но полицейские не проявляли к нам никакого интереса, хотя мы видели их не раз. Естественно, никаких людей в форме с «феном» в руках или спрятанных за столбами камер на треногах.

Нормандия, как нам показалось, не может похвастаться сверхновыми дорогами с современным покрытием. На самом деле мы не заметили много отличий от наших: те же заплатки, ямки на асфальте, гравийки, уводящие в лес. Дороги там старые, но сделаны они хорошо. Когда — неизвестно. Не исключено, что им не один десяток лет. В маленьких городах центр чаще всего вымощен брусчаткой. Ехать по ней некомфортно.

В центры городков нет смысла заезжать на автомобиле: его просто негде оставить. Насколько мне известно, парковка более 24 часов на одном и том же месте в стране запрещена в принципе (если это не долгосрочная автостоянка). В разгар турсезона (а новогодние выходные считаются таковым) пристроиться негде. При парковке у края проезжей части между бамперами — по 5—10 сантиметров. Я до посещения Франции не верил, что это возможно. Водители не расталкивают другие машины (хотя бамперы у многих поцарапаны), а просто фантастическим образом втискиваются в ограниченное пространство. Мне удалось выполнить «диагоналку» только с помощью указаний знакомых, которые находились снаружи. В Нормандии практически везде парковки платные (в сезон) и отнюдь не дешевые: от 1,6 до 2 евро за час. Обычно квиток об оплате кладут под лобовое стекло, проверяют часто. Лучше найти паркомат, чем платить 17 евро штрафа. Предусмотрены зоны для остановки на 10 минут — очень удобно.

Французы ездят в основном на машинах родного производства: Peugeot, Renault и Citroen. А вот представителей немецких и американских марок почти не видели.

Несмотря на то, что Довиль и Трувиль привлекают самих французов, в том числе довольно обеспеченных, на дороге финансового расслоения общества не увидишь. Дорогие машины в основном красуются у казино. В портовых городах богатые заведения и отели имеют две парковки: для автомобилей и яхт — по обе стороны от здания.

На прощание мы не могли не заехать на север, в сторону известного пляжа Омаха-Бич. Здесь расположен мемориал, посвященный Дню Д, высадке американского десанта в ходе операции «Оверлорд» во время Второй мировой войны. Как любитель «танчиков», я долго рассматривал Sherman. Военной техники тех времен на побережье много, некоторые образцы кораблей так и остались в море, на берег их не вытаскивали.

По дороге несколько раз заблудились: подводил навигатор. Даже когда мы останавливались перед перекрестками в растерянности, куда ехать дальше, другие водители не нервничали. Видели иностранные номера — лишний раз пропускали, прощали. На дороге у французов — как при личном общении: если вы наступите кому-то на ногу, перед вами извинятся. Мол, прошу прощения, что подставил ногу, создал помеху. Импульсивны французы во взаимоотношениях с близкими, товарищами, а с незнакомцами предельно вежливы.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Без комментариев