«Кричат: несправедливо! А суд назначает принудительное лечение от алкоголизма». Репортаж со стоянки конфиската

 
29 апреля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

По этой стоянке хорошо видно, как работает законодательство в части конфискации автомобилей за пьяное вождение. Парковка ТД «Восточный», который реализует обращенные в доход государства машины, практически заполнена. Большинство транспортных средств на ней — это как раз «пьяный руль», как говорят здесь. Хотя есть и более криминальные случаи: например, на стеклах одного Mercedes S-Class заметны следы от пуль (рассказывают, автомобиль задерживал ОМОН). Бывшему владельцу BMW 7-Series в ближайшее время будет не до машины — он осужден на 14 лет. А в Audi A6 из Санкт-Петербурга даже не удосужились приварить табличку с VIN-кодом — она была прикрыта шпатлевкой. Даем репортаж со спецстоянки с комментариями судебных исполнителей.

Вчера мы описывали историю женщины, которая по милости нетрезвого мужа, севшего в таком виде за руль, лишилась Nissan Qashqai. На примере этого кроссовера расскажем, что будет с машиной дальше.

После вступления приговора о конфискации автомобиля в силу документы передадут в отдел принудительного исполнения. Машину опишут судебные исполнители и передадут на ответственное хранение в ТД «Восточный» (эта госорганизация выступает как реализатор конфискованных автомобилей). Затем специальная комиссия определит стоимость кроссовера в зависимости от его комплектации, состояния и т. д. После этого Nissan выставят на торги.

— Сейчас на стоянке по ул. Уручской в Минске около 800 автомобилей. Это конфискованные и за контрабанду, и за нарушение правил временного ввоза, и за неуплату алиментов, — рассказывают сотрудники торгового дома. — Но большинство машин изъяты за пьяное вождение повторно в течение года. Таковых 60—70%.

За примерами далеко ходить не надо. Из ряда стареньких автомобилей выделяется универсал Opel Insignia (2009 г. в.). Никто «биографию» машины не скрывает. Сотрудники торгового дома нам рассказали, что он конфискован за пьяное вождение. На табличке — сроки приемки, место, откуда поступил автомобиль, штамп, подпись. Все официально.

Судя по внешнему состоянию, бывший хозяин был не очень-то бережлив по отношению к своему транспортному средству. Однако оценено оно аж в 170 миллионов. На самом деле у многих возникают вопросы об определении стоимости: иногда она может показаться завышенной — никто по такой цене машину не купит. Но если спроса не будет в течение нескольких аукционов, то стоимость снизят. Опять автомобиль не вызвал интереса? Снова уменьшение цены, и так до тех пор, пока его не продадут.

Есть важный нюанс. Окончательная сумма в случае с Insignia составит не 170 миллионов, а больше. Дело в том, что лот нельзя приобрести по заявленной цене, она будет выше. По правилам, даже если заявится один участник торгов, он заплатит +5% к базовой стоимости. Такой порог установлен законодательством.

— Чтобы поучаствовать в аукционе (проводятся четыре дня в неделю — в четверг, пятницу, субботу и воскресенье), надо оставить в залог 10% от выставленной стоимости, подтвердив тем самым серьезность намерений, — объясняют специалисты ТД «Восточный». — Если участник торгов не стал победителем аукциона, задаток ему возвращают в полном объеме в течение нескольких дней.

Голубенький ВАЗ — самый старый участник торгов (он — 1971 г. в.), Volkswagen Vento с гаражным тюнингом, Lexus RX с кенгурятником...

Но наше внимание привлекает Mercedes S-Class, у которого прострелены все стекла. Сотрудники ТД «Восточный» поднимают документы. Оказывается, в машине ехал подозреваемый в хранении и транспортировке наркотиков. Говорят, его задерживал ОМОН. Судя по следам, все было довольно жестко. Первоначальная стоимость автомобиля — 70 миллионов. Ну разве только на запчасти…

Аналогичная история с BMW 7-Series: владелец был задержан по той же причине. «По приговору суда он получил 14 лет», — цитируют решение суда специалисты ТД. Правда, состояние машины гораздо лучше. Ее первоначальная стоимость — 122 миллиона.

У нас спрашивали: можно ли посмотреть автомобиль? Да, его откроют, заведут, дадут посидеть в салоне, но выехать за пределы спецстоянки не получится — особенности режима хранения.

А вот Dodge Durango (1998 г. в.) с польскими номерами. По словам специалистов «Восточного», в машине установлено газовое оборудование. Конфискована за контрабанду. Смотрим сумму, указанную на табличке, — около 101 миллиона. Заманчиво…

Кстати, торги всамделишные, как в кино. Участникам раздают таблички с номерами, аукционист объявляет суммы (порог, напомним, составляет 5%), победитель торгов оформляет документы и выплачивает оставшуюся сумму (в случае отказа от обязательств следует штраф).

В глаза бросается белая Audi A6. Судя по рамке и номерам, машина из Санкт-Петербурга. Внешне выглядит отменно. Но стоит заглянуть под капот... а там болтается табличка с VIN-кодом. Оказывается, ее даже поленились приварить, просто шпатлевкой прикрыли.

Неподалеку стоит еще один автомобиль с похожей проблемой. У Cadillaс с московскими номерами также перебит идентификационный номер. Специалисты торгового дома объясняют: машину можно купить, но нужно учитывать, что, вероятно, будет наложено ограничение — минимум в течение трех лет ее нельзя будет снять с учета.

Однако, повторимся, большинство автомобилей все-таки конфискованы за повторное в течение года пьяное вождение. Примечательно, что немало случаев, когда машинами управляли в наркотическом опьянении. Напомним, антиалкогольные поправки в законодательство, предусматривающие конфискацию автомобиля у пьяных водителей, вступили в силу в октябре 2013 года. Эксперты, поначалу выступавшие против таких мер, сейчас были вынуждены признать: это возымело действие, число пьяных аварий сократилось.

По данным начальника ГАИ Первомайского района Вячеслава Гавроша, пьяные водители стали попадаться гораздо реже. Инспекторы предупреждают, что передача автомобиля ненадежному человеку или оставление ключей/машины без присмотра чревато конфискацией. Они рекомендуют доверять транспортное средство только надежным людям.

— По сравнению с 2015-м случаев конфискации автомобилей по факту «пьяного руля» тоже стало гораздо меньше, — подтверждает тенденцию начальник отдела принудительного исполнения Первомайского района Минска Елена Жданович. — Например, с начала этого года к нам направлено всего три документа.

Описывают автомобили судебные исполнители. Как правило, это хрупкие девушки, которые выезжают на место хранения транспортного средства. Простой случай, если машина находится на штрафной стоянке. Хуже, если автомобиль был передан на ответственное хранение родственникам осужденного.

— Тогда варианты развития событий могут быть разными, но эмоционально все в основном предсказуемо, — рассказывает Елена Жданович.

На вопрос, не слишком ли это жесткая мера и не нужно ли делать послабления (например, если муж украдкой взял машину, как во вчерашнем случае), начальник отдела принудительного исполнения отвечает мгновенно: «Нет!» Считает, что случайных конфискаций не бывает. Как правило, родственники прекрасно знают, что их внук, сын, племянник злоупотребляет алкоголем или наркотиками и пользуется автомобилем.

Исключения возможны, но все равно вина хозяев транспортных средств есть: значит, где-то не досмотрели, упустили, слишком доверились. Судебные исполнители вспоминают такой случай: оба родителя часто бывали в командировках, сын тайком брал машину. Мама-папа вроде бы не знали, что он употребляет наркотики. За год в состоянии опьянения попался дважды. Результат — конфискованный BMW 7-Series.

— Можно один раз попасться пьяным за рулем. Но если за относительно короткий период человек в нетрезвом состоянии опять управляет автомобилем — это разве случайность? Часто нам говорят: это несправедливо! А потом читаешь приговор: назначить принудительное лечение от алкоголизма… Так вы правда не знали, что хронический алкоголик ездит пьяным? — возмущается Елена Жданович.

Много случаев конфискации автомобилей придается огласке, что произвело надлежащий эффект. Но, по мнению судебных исполнителей, некоторые до сих пор не в курсе антиалкогольных особенностей законодательства. Для них становится откровением, что машину могут изъять «просто за пьянку».

…Посетителей стоянки ТД «Восточный» мало смущает история конфискации автомобилей. Важнее, в каком состоянии машина, что у нее за комплектация. До сих пор помним реакцию покупателя первого изъятого за пьянку транспортного средства — Fiat Stilo: «Это же просто автомобиль, какая разница?»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by