Токио: другая автомобильная вселенная с отбеливанием дорог и незнакомыми машинами под известными брендами

 
08 мая 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский

Кто бывал в Японии и имел возможность сравнить это государство с Европой, схожи во мнении: «Страна восходящего солнца как другая планета, иная вселенная». Когда мы попросили нашего читателя Дмитрия рассказать о дорогах и машинах Японии, предполагали услышать несколько чудных историй и рассказ о все же знакомых Toyota, Honda, Mitsubishi. Но и тут прогадали: автомобили местных производителей там, по словам минчанина, совсем другие, сильно отличающиеся от экспортных. Возможно, из-за принципа «все лучшее — себе». Зачем в мегаполисе мыть проезжую часть с порошком и почему яма на дороге сопоставима с уголовным преступлением — в монологе Дмитрия о поездке на Восток.

Первое, что бросается в глаза при выходе из аэропорта, — обилие старых машин из конца 80-х — начала 90-х. У нас при фразе «старый автомобиль» в голове рисуется образ разбитого ржавого корыта. В Японии такого нет. То есть не существует в принципе. На дороге не появится машина даже с малейшими недостатками во внешнем виде. В салоне тоже идеально чисто, будто недавно сошел с конвейера. Подержанные модели из 90-х у них выглядят просто отлично. По какой-то причине их там очень любят и ценят больше новинок (говорю об отношении, а не о деньгах). Я спросил у местных, как это удается, учитывая проблемный для металла морской климат. Ответ был неожиданным. Говорят, мол, в отличие от европейцев, там верят, что у животных и машин есть душа, поэтому за ними нужно ухаживать, как за членами своей семьи. Говорю же, другая планета!

На улицах полно дорогих машин. В основном, конечно, местного производства. Правда, те модели, которые у нас считаются приближенными к элитарным, там — тачки для молодежи. Acura, Lexus — в Японии это машины для молодых горячих ребят. Правда, особенно прытко летящих машин я не заметил. По неизвестной мне причине среди европейских марок там в тренде Maserati и классические Mercedes. Однажды решил детально изучить Toyota Corolla местного таксиста. Осталось ощущение, что нам японцы поставляют велосипеды по сравнению с тем, что продают своим. Отличия той немолодой Toyota были и в элементах кузова, и в деталях интерьера, и даже в размере и общем дизайне. Где у нас пластик «под дерево», у них натуральная древесина; если у нас кожзам сидений расходится на третий год эксплуатации, то там материал плотный, натуральный, надежный. Про динамику и технические качества мне говорить сложно, но уверен, что и в этом родных граждан в Японии не обделили.

Второй незабываемый факт — это чистота на улицах. Но совсем не та, за какую хвалят Минск иностранцы. Там на улице чисто, как дома. У нас убирают мусор, у них — пыль и сажу. В структуре японского асфальта виднеется белая галька. Как и в Беларуси со щебнем, материал используют как твердую основу покрытия. Только там он белый. Причем белый не первые несколько недель, а все время службы асфальта. «Как это получается?» — спросил у одной из японок. Она уверяла: «Дороги просто моют». Ну, это не в новинку. У нас тоже ездят поливочные машины. «Моют с порошком», — уточнила она. И тут у меня, конечно, чуть ли рот не открылся от удивления. По словам японки, в Токио серьезный трафик, много частиц выхлопов оседает на дорогу, что может повлиять на здоровье пешеходов и тех, кто живет на первых этажах. То есть таким образом заботятся о здоровье населения. В этом, как мне показалось, суть: они в своей работе (даже считающейся у нас непрестижной) видят конечную цель — здоровье, долголетие и процветание людей.

По той же причине дороги содержат в идеальном состоянии, на моем пути (и в самом мегаполисе, и в его пригороде) не встретилось ни одной выбоины или серьезной трещины. Потому что там яма считается хоть и потенциальной, но непосредственной угрозой для жизни водителя и пассажира. А климат там, напомню, далеко не благоприятный, содержание дорог усложняется и сейсмоактивностью. Но, подчеркну вновь, дорожники там не просто латают ямы, у них другая цель, конечная — они делают дорогу безопасной. Поэтому даже люки там сделаны в уровень с покрытием. На самих же металлических крышках канализации можно увидеть изображения с местным колоритом. Когда рисунок стирается, люк заменяют.

В городе встречаются такие же широкие четырехполосные проспекты, как в Минске. Там они называются по номерам: например, №15 (бывшая Токайская дорога), №20 (бывшая Кайская дорога). Встречается много развязок в разных уровнях. Высота верхних доходит до нескольких десятков метров. Потому ограждения дополняют пластиковые экраны — попросту, чтобы машины не сдувало. Я однажды попытался открыть форточку в авто, чтобы сфотографировать эту конструкцию, но водитель настоял не делать этого — ветер все же сильнейший. Со стороны развязки могут показаться запутанными, но указатели не дают сбиться с курса.

Еще один вопрос, связанный с чистотой, свел нас с токийской дорожной полицией. В мегаполисе нельзя курить, за исключением специальных мест. Каюсь, я с компанией не удержался: встал между машинами и втихаря задымил. Видя окружающую чистоту, мы запаслись карманной пепельницей и сбрасывали пепел в нее, туда же отправились и окурки. Через пять минут нас остановили полицейские. Объяснили, мол, штраф за наше нарушение составляет около $600. Они вернулись на место правонарушения, осмотрели его, не обнаружили пепла и, попросив больше так не поступать, отпустили. Так что пепельница нас спасла. В мегаполисе редко встречаются урны для мусора, японцы считают, что каждый в состоянии убрать за собой сам, ему не нужна помощь извне. При этом стихийных свалок в подворотнях мы не видели. В целом полицейские в Токио весьма приветливые и учтивые. Если к ним обратиться, они не только помогут, но и убедятся, что до спрашивающего человека дошло. Однажды мы заглянули в участок спросить дорогу. Там трижды нам провели маршрут по карте. И только на третью фразу «все понятно» отпустили. Необычной показалась и организация участка: при входе ты встречаешь не КПП или секретаря, а начальника. Именно глава отдела с тобой разговаривает первым, а после перенаправляет к подчиненному.

В Токио большая плотность населения. Чтобы не превратить город в каменный мешок, повсюду, где только можно, стараются посадить всякую растительность. Не деревья по обе стороны улицы, как у нас (проезжая часть там сразу граничит с тротуаром), а зелень как в горизонтальной плоскости, так и вертикальной. Пешеходы там чувствуют себя не совсем свободно. Их природная дисциплина не позволяет переходить дорогу вне перехода. На некоторых зебрах собирается до сотни человек. Интересно организованы переходы в центре. Долгим потоком едут машины, на тротуаре собирается огромное количество людей, тогда все светофоры для водителей переключаются на красный свет — проезжая часть полностью отдана пешеходам. То есть светофоры там не запрограммированы на временные циклы, как у нас. Предполагаю, за ситуацией следит оператор с помощью камеры наружного наблюдения и переключает сигналы по мере заполняемости.

В целом камер там очень много. Полицейские не занимаются ловлей нарушителей, эта функция передана на попечение техники. Камеры следят и за аварийной ситуацией. Случись какое-то ДТП — выезжает наряд с эвакуатором разгрузить дорогу. Для них освободить проезжую часть — принципиальный момент. Представляете, какими были бы пробки в миллионом мегаполисе из-за пары притертых легковушек, занявших две полосы? По той же причине нигде (ни в городе, ни за ним) нельзя останавливаться, как у нас любят, с краешка на «аварийке». Приедут и увезут, заставив заплатить немалую сумму (примерно $100). Для отдыха водителей предусмотрены специальные стоянки в пригороде, в черте Токио — паркинги. Очень интересная деталь: каждый въезд на парковку в центре оснащен необычной платформой. Она стационарная, движется по кругу. То есть водитель заехал на эту платформу, остановился, нажал кнопочку — и развернулся на том же месте. Там уже давно реализован проект карусельной, автоматизированной многоэтажной парковки. Но найти бесплатное место почти невозможно. Даже за въезд на стоянку супермаркетов придется раскошелиться. Насколько мне известно, оставить машину у своего дома тоже невозможно, равно как и на улице «на ночь». Так что каждый потенциальный покупатель авто в Японии вначале должен подумать, где его будет хранить.

Необычный знак в пригороде: вначале мост должны пройти пешеходы, потом можно начинать движение водителям

В Токио живет 13,3 миллиона человек. Кажется, город с таким населением должен регулярно изнывать от километровых пробок. Но этого не происходит (за исключением часов пик). Только перед выходными передвижение становится некомфортным. Японцы уезжают за город, в домики на холмах и в долинах. Посчастливилось и мне покинуть мегаполис. Сложно передать то ощущение контраста: вокруг небоскребы, четырех-/пятиуровневые развязки невероятных конструкций; потом туннель; а после, на обратной его стороне, — чуть ли не джунгли. Будто попал в другой мир — еще более другой, чем городская Япония.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by