Дед, внук и их «Победа». Как три истории переплелись вокруг одной машины
 
30 454
102
09 мая 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Степана Константиновича и Виталия мы застали за спором у капота. «Да там литье вокруг рубашки ерундовое», — уверял мужчина. Парень же говорил, что проблема в топливе: 80-го бензина в продаже не найти, не говоря о 66-м, на котором в свое время работала их машина. ГАЗ М-20 они считают общим автомобилем — и неважно, что написано в документах. Сегодня утром молодой человек и его дедушка поедут в центр Минска — просто так покататься. За рулем Виталий, Степан Константинович полностью передал ему управление из-за проблем со зрением. Они проедут по проспектам, заглянут на площадь Победы, в парк. Ничего сверхъестественного, но такова семейная традиция. Один нюанс — их машина была выпущена в 1955 году и носит имя «Победа».

Спор между поколениями возник из-за загадочной поломки: по какой-то причине ГАЗ стал гнать воду. Машина оставляет после себя шлейф густого дыма. Ничего, еще есть пару дней, чтобы все исправить. Со стороны же «Победа» выглядит почти идеально. Проблемки есть, но на общем фоне в глаза они не бросаются.

Главное отличие от машин той эпохи — цвет. ГАЗ М-20 никогда не был черным. Желтый, белый, кремовый, голубой — но только не черный. Наверное, потому, что «Победа» не может носить траурный цвет. Название модели обязывало конструкторов тех времен ко многому. Надо сказать, справились они неплохо. Фастбек, как назвали бы его сейчас, не потеряется в толпе типичных современных машин. Про имя новой машины ГАЗа ходила легенда: изначально ее хотели назвать «Родина», но в июне 1944 года, когда Сталину показали образец будущего серийного авто, тот спросил: «И почем у нас будет „Родина“?» Конечно, модель тут же переименовали. А наш герой Степан Константинович, оказалось, знает ответ на вопрос, заданный Сталиным: «Стоила она в послевоенные времена примерно 16 тыс. советских рублей. Для сравнения, если не изменяет память, килограмм свинины можно было взять за 22 рубля». С этих слов начинается первая история.

История первая: Степан Константинович

— Когда началась война, мне было 13 лет. Мне повезло не застать активных военных действий. В деревне в Дзержинском районе, где я тогда жил в оккупации, были партизаны. Я их нередко возил на телеге в места операций. Туда заезжал груженым, назад лошадь уже еле шла. А вокруг лес, темень, волки воют — жутко страшно было. Помню, только раз немцы пришли в деревню — на праздник Троицы. Все отмечали, те, кто партизанил, уже успели выпить, а тут кто-то заметил на поле движущиеся кусты: отряд подбирался незаметно. Не все из партизан успели в тот день спрятаться. В остальном же я видел только своих — когда подвозил на телеге. Так сложилась судьба, что возить стало моей профессией — работал в Минске водителем. Чаще на грузовых машинах, но иногда просили подбросить начальника — на такой же «Победе», какая сейчас стоит в моем гараже.

ГАЗ М-20 выпускали в 1946—1958 годах, в пятидесятых на этой машине ездили только начальники и герои войны. Если видел ее на улице, понимал: непростой человек едет. Помню, когда меня приставили к начальнику в качестве водителя, был очень рад пересесть с МАЗа на «Победу». Тонкий руль, удобное управление, сиденье. Там же спереди сплошной диван, передачи переключаются рычагом за «баранкой». Сидишь как на троне. Видимо, я во время первой поездки сильно вошел в кураж, начальник потом отчитал меня, мол, слишком быстро еду. А ездить можно было быстро: на проспекте всего-то пару десятков машин.

Спустя десяток лет «Победу» можно было взять напрокат, чем я и пользовался. Помню, ездил на улицу Платонова, там у парней-кавказцев были разные модели: «Москвичи», «Победы», ГАЗ 69. Думаю, вы догадались, на какой из них я любил кататься чаще всего. Брал на выходные дни и гонял по столице и окрестностям, в деревню. Заедешь в небольшой поселок — тут же девчата окружали автомобиль: «Покатай!» Но времена были небогатые. Клиенты проката часто откручивали километраж. Рассказывали истории, как загоняли машину в гараж, ставили на домкрат, включали заднюю передачу и отматывали цифры на приборе. Случалось, что переставляли колеса, диски. В итоге прокат закрыли.

Уже в начале 2000-х внук Виталий шел с родителями по проспекту (он еще в школе тогда учился). Мимо проезжали разные машины — старые и новые. В потоке он заметил автомобиль, который не видел прежде, — это оказалась как раз-таки «Победа». С тех пор он так увлекся этой моделью, что всенепременно захотел ее иметь.

С этого начинается вторая история.

История вторая: Виталий

— Та «Победа», которую вы видите, — результат 13 лет работы. Мы сделали ее из пяти машин-«доноров». Первую купили полуразобранную, не на ходу. Стали собирать кузовные детали, оказалось, что не все подходят. Вышло так, что бывший владелец «приложил» к авто решетку радиатора, крылья, двери, которые были выпущены с конвейера на несколько лет позже, чем основной кузов. Тогда, видимо, штамповали металл из одной формы. Со временем она теряла первоначальный размер, заготовки становились больше. Для выпуска машины одной серии это не проблема. Но в нашем случае получилось, что дверь занимает больше пространства, чем предусмотрено. Такими маленькими и не очень проблемами был наполнен процесс восстановления.

На самом деле это была целая эпопея. Автомобиль один, а множество деталей к нему не подходило. В начале 2000-х, когда реставрация была только на старте, интернет еще не был так развит, как сейчас, в клубах любителей ретромашин мы не состояли, потому редкие запчасти искали по старинке. Находили объявления в газетах, объездили несколько десятков ГСК и там просили сторожей передавать всем нашу просьбу: «Если найдете „Победу“, звоните по этому номеру». А их находили немало. Было пару таких случаев: покупает человек гараж, а там неизвестно чей ГАЗ М-20 стоит. Новому владельцу старая машина не нужна, заниматься восстановлением он не хочет. Люди просто выкатывали ее на улицу, на растерзание шпане, а через пару дней увозили на утилизацию.

Проблема возникла и при постановке на учет. В МРЭО посмотрели на документы, стали снисходительно улыбаться: что там у вчерашнего школьника за машина может быть, к тому же «старушка», которой перевалило за 50? Потом посмотрели на нее, красавицу, переменились в лице. Поначалу у сотрудников стали возникать вопросы, но потом появился руководитель: «Парень хорошим делом занимается, а вы не даете машину на учет поставить». В итоге мы все же смогли легально выехать на «Победе» и продолжаем на ней ездить — минимум раз в год, на 9 Мая. Не забуду случай, как однажды на День Победы проезжали по улице Богдановича, перед пешеходным переходом пропускали пожилую пару. Мужчина с палочкой в костюме, в медалях остановился как вкопанный на «зебре». Супруга пыталась оттянуть его на тротуар, а он ей: «Не мешай, я эту машину не видел 30 лет. Дай посмотрю, вспомню». Предложили подвезти их до дома, но он отказался, сказал, что живет рядом, через дорогу.

Когда-то была свадебная мода на фотосессии в стиле ретро. Я как-то предоставлял машину, даже «вживил» в бардачок современную магнитолу. Но вскоре отказался от этой идеи: мне показалось, что многие гости свадеб слишком пренебрежительно относятся к автомобилю, руководствуясь принципом «мы платим — наши правила». Последней каплей стал случай, когда один мужчина захлопнул багажник, повредив механизм крышки и краску внутри.

Все же «Победа» требует бережного отношения, знания некоторых особенностей.

Например, чтобы закрыть тот самый багажник, вначале нужно приподнять крышку

Поворотники включаются с помощью тумблера

Рычаг за рулем отвечает за переключение передач, а не «дворников», как все привыкли

Щетки запускаются с помощью круглого регулятора, похожего на «крутелку» громкости в старых магнитофонах

«Ручник» похож на хромированный рычаг стоп-крана в поездах и расположен слева от руля, около водительской двери

Почти все время при восстановлении автомобиля в гараже Виталия стоял эталон — другой ГАЗ М-20, который не стали пускать на запчасти. Со строением его узлов и сверялись дед и внук. Как машина оказалась в этой семье? А это уже третья история, незаконченная.

История третья: неизвестный герой войны

В ходе поиска запчастей Виталий узнал от товарищей о «Победе», стоящей в деревне Паперня, что под Минском. Машина на протяжении последних 30 лет находилась на одном месте — под липой. Кузов полностью покрылся клейкой смолой. Владелец ездить не мог: потерял зрение, сказались последствия контузии, полученной во время боевых действий. О мужчине известно, что он получил автомобиль в награду за проявленный героизм. Когда Виталий прибыл на место, выяснил, что пробег у экземпляра — всего 20 тыс. км, сама машина полностью в оригинальном состоянии. Правда, на кузове не осталось живого места. Под сиденьями обнаружилась такая дырка, что можно было просунуть ноги. Ветеран продавал автомобиль с надеждой, что тот перейдет в хорошие руки.

Виталий и Степан Константинович машину купили и привезли в гараж. Автомобиль решили использовать как эталон для воссоздания внутреннего строения. Через какое-то время они узнали, что ветерана не стало, как память о человеке осталась лишь та самая «Победа». «На самом деле в ней все живое, кроме кузова, — говорит Виталий. — А у нас после скупки машин для осуществления первого проекта как раз остался кузов. Так что намереваемся восстановить еще один ГАЗ. На сей раз сделаем модель полностью белого цвета — как противоположность уже собранной». История этой «Победы» не закончилась.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
09.05.2016 в 8:01
С Днем Победы ! жители планеты Земля....
09.05.2016 в 8:01
С Днем Победы-не забудем этот подвиг никогда!
09.05.2016 в 8:01
Легенда! Хорошо сохранилась!
09.05.2016 в 8:02
Это наша ответ БМВ и прочим
09.05.2016 в 8:02
номер крутой,да хорошего внука воспитали
09.05.2016 в 8:02
Да, на старинные машины всегда приятно смотреть.Особенно на Победу.
09.05.2016 в 8:04
Смело можно сказать - машина попала в хорошие руки.!!!!
09.05.2016 в 8:04
Молодцы! Сохраняют автоисторию
09.05.2016 в 8:05
Внук!!!! Сохрани авто!!!
09.05.2016 в 8:06
Один из лучших представителей советского автопрома!... Всех с Победой!...
09.05.2016 в 8:06
Машина хороша , когда находиться в хороших руках.
09.05.2016 в 8:08
Это наша ответ БМВ и прочим
"1780607":

полностью согласен
09.05.2016 в 8:11
На вот таком Автомобиле нужно делать праздничные наклейки типа "Спасибо деду за победу", а не на БМВ, Мерседесах и Ауди..... И это будет действительно патриотизм.
09.05.2016 в 8:11
С Днём Победы!
09.05.2016 в 8:14
А хотели назвать -РОДИНА!!!
09.05.2016 в 8:14
Легенда! Хорошо сохранилась!
"antoxa577":

Ага. Почитал бы статейку! Восстановили её из пяти экземпляров.
09.05.2016 в 8:15
Сохранить эту атмосферу и передать ее молодому поколению ,очень важно
09.05.2016 в 8:21
Ни одна советская автомашина не стоит того, что бы ее реставрировали.
09.05.2016 в 8:22
А хотели назвать -РОДИНА!!!
"1926967":

И почём будем Родину продавать? © Сталин.
09.05.2016 в 8:25
А хотели назвать -РОДИНА!!!
"1926967":

Родина не продаётся!!!
09.05.2016 в 8:28
Очень люблю такие формы машин. Красавица. С Днем Победы!!! Хорошего дня всем!
09.05.2016 в 8:29
Внуку смело можно клеить "Спасибо деду за победу")
09.05.2016 в 8:29
Да уж... Красивый автомобиль
09.05.2016 в 8:33
А хотели назвать -РОДИНА!!!
"1926967":

Родина не продаётся!!!
"Вован28061983":

назови цену!
09.05.2016 в 8:38
«И почем у нас будет „Родина“?» - все равно продали
09.05.2016 в 8:40
С Нашей победой....!!!!
09.05.2016 в 8:41
За Родину, за Сталина!..
09.05.2016 в 8:50
На вот таком Автомобиле нужно делать праздничные наклейки типа "Спасибо деду за победу", а не на БМВ, Мерседесах и Ауди..... И это будет действительно патриотизм.
"PivLev":

При чем здесь патриотизм????
09.05.2016 в 9:05
Так вот у кого Крайслер задницу срисовал для Crossfire.
09.05.2016 в 9:05
Вот это корыто!
09.05.2016 в 9:05
машина-ветеран
09.05.2016 в 9:06
Молодцы!!!
Уважаю таких людей!!!
09.05.2016 в 9:10
Вот этот внук смело может говорить-''пасиба дзеду за "пабеду""!!!!!
09.05.2016 в 9:11
"Победа" и этим все сказано!
09.05.2016 в 9:13
У моего деда такая была
Сначала эмка а потом победа
С 1951
Недавно разбирал в его гараже( деда давно нет) и нашел крылья от победы
Луженые
Не пригодились, жаль
Всех с ДНЕМ ПОБЕДЫ
09.05.2016 в 9:14
надо же, победовский кузов соржавел. там же броня в сравнении с нынешними.
09.05.2016 в 9:23
Отличные машины раньше делали. На века.
09.05.2016 в 9:30
Дай Бог деду здоровья и ещё долгих лет жизни, а внуку-- счастья и удачи! Статья прям до слёз трогает.
09.05.2016 в 9:34
Красота))всех с праздником)
09.05.2016 в 9:48
Спасибо деду за Победу!
09.05.2016 в 9:54
С Днем Победы ! жители планеты Земля....
"Tigrulja":

Жители планеты земля, празднуют 8 мая.
09.05.2016 в 9:57
ГАЗ М-20 выпускали в 1946—1958 годах, в пятидесятых на этой машине ездили только начальники и герои войны. Если видел ее на улице, понимал: непростой человек едет.

Теперь на смену пришли БМВ...
09.05.2016 в 10:06
По сравнению с восстановленным Поршнем - небо и земля. Только опять Логунович не полез в багажник.
09.05.2016 в 10:20
Ну, за Победу!
09.05.2016 в 10:28
Мой первый автомобиль победа кабриолет. Купил её в 1978 году выпуск 1957 года . Пробег всего тысячь 30 . В родной краске . Ездила на параде в Минске . Бывший военный из штаба купил её по списанию и она хранилась в Могилёве в сухом гараже у него . В багажнике лежали сталинские газеты ещё. Авто завелась когда поставили новый аккамулятор и поехала без вопросов . Первая поездка с друзьями по Крыму .. Потекли все манжеты в колёсах так как резина потеряла эластичность и тормозили подкладывая камни под колёса и на ходу подливали тормозную жидкость в бачек прямо из салона авто . Нитки подматывали на Сальники и так проехали весь Крым счастливые , молодые .. На победе . Мне был 21 год
09.05.2016 в 10:48
Я не увидел историю первой машины, а вы?
09.05.2016 в 10:54
Ни одна советская автомашина не стоит того, что бы ее реставрировали.
"nsv":

Ну а [censored] тогда ты живёшь там где делали советские автомашины?
09.05.2016 в 10:54
Спасибо деду за победу.
09.05.2016 в 11:10
С Днем Победы ! жители планеты Земля....
"Tigrulja":

Жители планеты земля, празднуют 8 мая.
"хорошийчеловек":

Жители планеты пусть празднуют 8 мая что хотят! А мы праздновали и будем праздновать 9 мая! Это Победа нашего Народа, Народа СССР. А остальные "участники" как и во все времена делали на войне бабки!
09.05.2016 в 11:17
Где бы купить такую "шалупку"?!
09.05.2016 в 11:17
Победа машина целой эпохи.
09.05.2016 в 11:23
Я вчера такую Победу видел, возле гостиницы Беларусь,тюнинг под бентли. Узнал только по значку и заднему корпусу. Естественно с российскими номерами.
09.05.2016 в 11:24
умели раньше делать...
09.05.2016 в 11:33
Отличные люди!
09.05.2016 в 11:33
Молодцы! Кожа хорошая в салоне! Следят
09.05.2016 в 11:34
Номерной знак сзади,ну совсем не эстетично находится.
А так,класс!11!!11!!!)
09.05.2016 в 11:36
На вот таком Автомобиле нужно делать праздничные наклейки типа "Спасибо деду за победу", а не на БМВ, Мерседесах и Ауди..... И это будет действительно патриотизм.
"PivLev":

Наклеивание наклеек=патриотизм? Ясно-понятно.
09.05.2016 в 11:47
С Днем Победы ! жители планеты Земля....
"Tigrulja":

Жители планеты земля, празднуют 8 мая.
"хорошийчеловек":

эти жители пусть проходят мимо
09.05.2016 в 11:48
мне показалось, что многие гости свадеб слишком пренебрежительно относятся к автомобилю, руководствуясь принципом «мы платим — наши правила».

Нет, дружище, тебе не показалось. К сожалению, это дикая правда. Современное население почему-то не понимает, что, заплатив деньги за свадебный прокат, оно заплатило именно за прокат, а не за возможность быдлячить.
Не заслуживает оно, чтобы ради него портить такое авто и
«вживлять» в бардачок современную магнитолу.

Так что - правильное решение -
отказался от этой идеи

Автору - спасибо за статью!
Героям статьи (включая машину) - долгих лет жизни и счастья! Так держать!
Всех- с праздником Победы!
09.05.2016 в 12:00
nsv, Эта стоит того!
09.05.2016 в 12:09
Молодцы, прикольное хобби у них с дедом (главное общее). Обязательно восстанавливайте белую! Внуку удачи, деду долголетия и здоровья!
09.05.2016 в 12:12
Красавица!
09.05.2016 в 12:34
nsv, Эта стоит того!
"Pomorcev":

Не стоит. Это все искуственная сентиментальность вдалбливаемая молодым людям в последее время. Советский автопром сильно отстовал от западного и даже чехословацкого. Все советские машины легковые выпускавшиеся в ссср долго выпускались и не соответсвовали времени. Да и купить простому смертному было проблемотично. И денег у людей небыло и очереди по 10 лет за машиной надо было отстоять. Будьте осторожно с этой искуственной советской ностальгией, вдалбливаемой старшими товарищами, в ссср ничего хорошего небыло.
09.05.2016 в 12:59
Спасибо за статью.
09.05.2016 в 13:26
Дам совет - для двигателей, работающих на низкооктановых бензинах в Европе продаются специальные присадки. Заливаете её в 95-й бензин и получете смесь 66-го. Погуглите и закажите
09.05.2016 в 13:31
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
09.05.2016 в 13:32
Достойно уважения !!! А дед похож на англичянина с любовью к ретро!
09.05.2016 в 13:32
МАШИНА-ВЕЩЬ
09.05.2016 в 13:38
ваууу!!!
09.05.2016 в 13:43
Политизированные названия вещей - интересная тема.
1. "Родина" все же продавалась!
http://www.mijnalbum.nl/Foto-Q838S8QP-D.jpg

2. "Победой" торгуют и поныне, причем нынче это название трактуется весьма нетривиально
http://izvestia.ru/news/570085
09.05.2016 в 14:03
Так что намереваемся восстановить еще один ГАЗ

Молодцом!
09.05.2016 в 14:19
Мечта!
09.05.2016 в 14:42
молодцы.удачи вашим проектам
09.05.2016 в 14:56
Дед, внук и их Форд. :-)
09.05.2016 в 15:02
Мой дед воевал электриком.
В петлицах были молнии.
09.05.2016 в 15:42
Тот случай когда чувак скажет : "Спасибо деду за "Победу""
09.05.2016 в 16:29
Супер! Прочитал с удовольствием..
С Днем Победы!
09.05.2016 в 16:41
Про имя новой машины ГАЗа ходила легенда: изначально ее хотели назвать «Родина», но в июне 1944 года, когда Сталину показали образец будущего серийного авто, тот спросил: «И почем у нас будет „Родина“?» Конечно, модель тут же переименовали.


Ну не дебилизм же, царь даёт названия автомобилям.
Лукашенко картошку по телефону сортирует.
09.05.2016 в 16:49
Машина просто шикарная. С праздником всех.
09.05.2016 в 18:19
Ни одна советская автомашина не стоит того, что бы ее реставрировали.
"nsv":

Вот как школу закончите, и что-нибудь поймете в тематике тех авто, можно будет и обсудить, почему не стоят. Есть вполне достойные машины, та же победа, 21 Волга, ГАЗ-12, ЗИС-110, это как минимум история, да и просто красивые машины, любой клоун может купить себе БМВ, сделайте такую, увидите к чему будет больше внимания
09.05.2016 в 18:25
ГАЗ М-20 выпускали в 1946—1958 годах, в пятидесятых на этой машине ездили только начальники и герои войны. Если видел ее на улице, понимал: непростой человек едет.

Теперь на смену пришли БМВ...
"Hot_Tabych":

Непростые люди, в сторону БМВ даже и не смотрят... Так, для справки вам
09.05.2016 в 19:30
вот это раритет и легенда, а не Е38, из фильма Бумер.
09.05.2016 в 20:31
С Международным Днём ПОБЕДЫ над фашизмом!
09.05.2016 в 21:19
У моего деда такая была
Сначала эмка а потом победа
С 1951
Недавно разбирал в его гараже( деда давно нет) и нашел крылья от победы
Луженые
Не пригодились, жаль
Всех с ДНЕМ ПОБЕДЫ
"pingvins":

скажите завтра на могиле деда:"Спасибо за "Победу".Радуница как ни как)
09.05.2016 в 21:43
Побольше бы таких внуков,и поддерживающих дедушка!
09.05.2016 в 21:47
С Праздником Константинович!Машина Класс!!!
09.05.2016 в 21:54
Видел сегодня этого парня за рулем этой машины
10.05.2016 в 0:10
Родину продавать нельзя!!!!
10.05.2016 в 3:13
С праздником!
Классная машина! Но, кроме цвета много мелких неоригинальностей, к сожалению.. Аккумулятор, хомуты на патрубках, свечные провода (там такие замечательные были, на закрутках), переключатель поворотом и лампочка рядом с ним (небыло ее там отродясь!), прикуриватель и переключатель света, ручка воздушной заслонки (все это должно быть желтым!), замок зажигания от москвича... Но хуже всего - это диваны с совсем другой формой (там были тканевые, с продольными отстрочками-полосами, никаких "сидух"), обивка дверей.. Никакой кожи!! В моделях такси вроде был кожзам ужасного качества, черный. В общем, давно я не видел близких к оригиналу(в мелочах) машин.. Жаль. Но хозяевам этой все равно респект и уважуха!
10.05.2016 в 6:44
Так лоханулись мы с другом что не купили Победу за 200$ в 1997 году, кусаю локти. Машина была реально на ходу. Это был один единственный случай когда меня прокатили на Победе.
10.05.2016 в 10:32
Молодцы, чо.. дед с внуком))
10.05.2016 в 14:43
Когда Победе присваивали название, даже Сталин застеснялся утвердить ей имя "Родина". Потому что это перелицованный слегка Опель-Капитан.
10.05.2016 в 14:56
10.05.2016 в 16:02
"там у парней-кавказцев были разные модели: «Москвичи», «Победы», ГАЗ 69"- даже в то время они ездили на крутых тачках
11.05.2016 в 0:37
Молодцы,удачи им в воссоздании второго м20,пусть будет ещё лучше,чем чёрная!!!!
С праздником всех...
Зоровья дедушке и долгих лет жизни
11.05.2016 в 14:00
Красотень.только под капотом нужно порядок навести.
13.05.2016 в 19:46
УВАЖЕНИЕ Вам!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Хорошо Ухоженный Автомобиль ретро Удачи Хозяинам АвтО!